В 90-е годы, в эпоху перемен, профсоюзам пришлось учиться выживать в рыночных условиях. В том числе думать о сохранении санаторного отдыха для работников. Как работает сегодня уникальная система “профсоюзной путевки” со скидкой 20%, почему в “несезон” отдыхать интереснее и чем современные санатории лучше советских? На вопросы “Солидарности” ответила коммерческий директор АО “Санаторно-курортное объединение ФНПР “Профкурорт” Марина Розанова (на фото).
- Марина Владимировна, раз в этом году “Профкурорт” отметил 30 лет, то давайте начнем с истории. Как это было?
- В системе ВЦСПС был Совет по управлению курортами профсоюзов. Распался Советский Союз, видоизменились профсоюзы, была создана ФНПР, а ФНПР, в свою очередь, в 1995 году учредила АО “Профкурорт”.
Когда у профсоюзов забрали средства соцстраха и прежняя система распределения разрушилась, то санатории оказались в положении, когда они просто не умели продавать - им ведь раньше не приходилось жить в коммерческих условиях. Тогда меня и пригласили этим заниматься, до этого я работала в сфере туризма. Здесь надо было научиться зарабатывать, продавать коммерческие путевки, чтобы были средства и для жизни санаториев, и для того, чтобы обеспечить скидки членам профсоюзов.
- Кстати, о скидках. Расскажите, пожалуйста, о программе “Профсоюзная путевка” со скидкой 20% членам профсоюзов и их семьям.
- Проект появился в 2006 году, когда постановлением исполкома ФНПР было принято соответствующее решение. Начался проект не в “Профкурорте”, а в департаменте профсоюзного имущества ФНПР, где и я работала.
Первые полтора года мы привлекали людей, заключали договоры - в общем, сдвинули дело. Потом, когда появилось много желающих, звонков, платежей - стало понятно, что аппарат ФНПР просто не справится с этой работой. И проект перевели в “Профкурорт”.
Это не коммерческий проект, а социальный. Мы не решаем за его счет проблемы санаториев. Скидка 20% - абсолютно честная. То есть когда член профсоюза получает скидку, это не значит, что ему не сделают какую-то процедуру или недодадут апельсин. Как это, в общем-то, происходит повсюду в маркетинге в коммерции.
Если коммерческие путевки в основном продаются посредством бронирования онлайн на нашем сайте, то профсоюзные путевки мы онлайн не продаем, поскольку нужно соблюдать социальную справедливость. Только в ручном режиме пока можно удовлетворить спрос членов профсоюзов на путевки по принципу справедливости, потому что их (путевок) количество - конечно, ограниченное.
- А каким образом количество считаете?
- У нас есть статистика, понятие о потребностях. Когда планируем будущий год, учитываем эти потребности, ежегодно увеличивая количество путевок.
- Средняя стоимость профсоюзной путевки?
- На 2025 год это 50 130 рублей. У нас цены средние. Мы понимаем, кто является членами профсоюза, какие у них зарплаты, что они себе раз или дважды в год могут позволить. И мы сознательно придерживаемся такой ценовой политики, чтобы отдых был доступен.
- Знаю, что вы работаете не только с профсоюзными санаториями. Сколько всего объектов и какая география?
- Сотни объектов и вся страна. По объемам мы сравнимы с крупнейшими туроператорами в России. Но отличаемся от них тем, что работаем исключительно в направлении санаторно-курортного лечения. Это наше сознательное решение.
- Что вы можете сейчас порекомендовать членам профсоюзов в плане отдыха?
- Приезжайте к нам! Мы ждем вас на отдых и лечение прямо сейчас. Поздняя осень, зима, ранняя весна имеют свои преимущества. Санатории в это время не загружены, очередей нет, больше времени на прием у врачей. Процедуры те же, условия тоже - а цены ниже; с учетом профсоюзной скидки тем более получается выгодно. Да и жара не всем показана. Мацесту, например, вообще не всем полезно принимать в жару, и для людей с ослабленным здоровьем межсезонье подходит лучше, чем жаркое время.
Так что преимуществ в так называемый невысокий сезон много. Например, ФНПР недавно реконструировала бассейн в санатории “Металлург” (Сочи). Шикарный, в дворцовом стиле, крытый, теплый - им можно пользоваться и зимой. А на Кавказских Минеральных Водах зима мягкая, сухая и солнечная - идеально для органов дыхания и сердечно-сосудистой системы!
На Черноморском побережье и КМВ у нас больше всего объектов, но есть и другие, не менее интересные направления: Иркутск или, например, Светлогорск (Калининградская область). Так что всех ждем в наши санатории!
- Что делать члену профсоюза, если он хочет купить путевку со скидкой? Куда идти?
- К председателю профкома. Для получения путевки по нынешним правилам нужны две подписи: председателя первички и либо ЦК отраслевого профсоюза, либо территориального профобъединения. Ну а если есть какая-то проблема на этих звеньях - то пусть звонят к нам в “Профкурорт”, мы обязательно найдем вариант решения.
- В “Профкурорте” есть профсоюзная первичка? Сотрудники ездят в санатории?
- Да, стопроцентное профсоюзное членство. Кстати, если смотреть по отраслям, то больше всех в санатории ездят члены профсоюза работников здравоохранения. Договор номер один был заключен с ЦК этого профсоюза. Они просто понимают, что санкур необходим. А поскольку мы сами относимся к этому профсоюзу, то и нам это ясно. Поэтому в “Профкурорте” все ездят в санатории. И родителей отправляют.
Второй договор подписан с Театром на Таганке, его подписали Юрий Любимов (руководитель) и Валерий Золотухин (председатель профкома). Так что культура - на втором месте. И дальше уже другие отрасли. А если в разрезе регионов, то чаще ездят близлежащие к санаториям регионы.
- По уровню медицинского обслуживания какая динамика относительно советских стандартов? Не стало ли хуже?
- Стало лучше. Новые технологии плюс традиции и уникальные системы лечения, наработанные десятилетиями. Возьмем профсоюзный санаторий “Пикет”, который специализируется на глазных болезнях - мой сын с астигматизмом туда несколько лет подряд ездил, и эффект был такой, которого не давали самые современные клиники в Москве. А вы сами были в наших санаториях?
- Да, как-то ездили в санаторий “Москва” в Кисловодске… Красивое место.
- “Москва” - один из тех санаториев, проблема которых, как ни парадоксально, в исторической ценности. Это архитектурный памятник, который очень трудно привести в порядок из-за законодательных ограничений. На мой взгляд, в таких случаях государство должно помочь сохранить памятники, вот и всё.
- Государству, видимо, интереснее те объекты, в которые не надо вкладываться.
- Если вспоминать 90-е и советское наследство, могу сказать, что невозможно было на 100% сделать из всего, что досталось постсоветским профсоюзам, конфетку. Для нас это ведь тоже был новый опыт. Но какие-нибудь другие бывшие республики СССР сохранили этот фонд? Нет. Я с полной ответственностью могу сказать, что российские профсоюзы лучше всех справились. И еще белорусы молодцы, у них старые санатории тоже сохранились и работают.
- Что у вас в планах, где видите точки развития?
- Как я уже сказала, при сохранении традиций мы имеем прогрессивные медицинские программы, модные у молодежи программы ЗОЖ. Покупаем современное оборудование, обучаем медицинский персонал новым технологиям. Но это, конечно, далеко не все, что нужно.
Мы мало уделяли внимания сервису. Больше концентрируясь на качестве лечения, питания и материально-технических вопросах. А в сфере услуг сервис - один из важнейших аспектов! Не только профессионализм, но и культура общения, клиентоориентированность делают лечение эффективным. Мы многому научились, но предстоит сделать еще больше в этом направлении. Чтобы слова “Мы любим своих клиентов” были не просто фразой, а обрели смысл в действиях, в проактивном подходе, в эмпатии к каждому гостю. Ждем вас в профсоюзных санаториях и сделаем все, чтобы оставить самые лучшие впечатления и воспоминания об отдыхе и оздоровлении.