Центральная профсоюзная газета16+
Социально обоснованное убийство

Недостаток медпомощи и бытовые проблемы заставляют людей из уязвимых слоев общества чаще выбирать эвтаназию

Пока Европа сотрясается от планируемых закрытий предприятий, сокращения штатов и вызванных этим протестов, “Солидарность” решила на время отойти от экономических проблем и изучить, как социальная несправедливость проявляет себя в самом фундаментальном праве человека - на жизнь. Тем более что повод для этого есть: ряд врачей и экспертов в Канаде утверждают, что государственные программы по эвтаназии непропорционально сильно затрагивают социально незащищенные слои населения.

Медработники указывают на признаки того, что программа эвтаназии в Канаде, известная как “Медицинская помощь при смерти” (MAiD), становится как для граждан, так и для медицинского сообщества и властей удобной альтернативой решению долгосрочных социальных и экономических проблем.

ДВУСМЫСЛЕННЫЙ ЗАКОН

В 2016 году в Канаде был принят закон, который позволил людям с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями, чей естественный уход был “вполне предсказуем”, просить о помощи в смерти.

Среди критериев отбора было указано, что заявителю должно быть не меньше 18 лет, он должен быть способен принимать решения, подать запрос без внешнего давления и быть проинформирован обо всех доступных средствах облегчения страданий, включая паллиативную помощь. Изначально закон был направлен на предоставление свободы выбора и прежде всего на уменьшение страданий неизлечимо больных пациентов.

Однако в 2019 году Верховный суд Квебека постановил, что критерий “разумно предсказуемой” естественной смерти человека является слишком ограничительным и, следовательно, неконституционным, поскольку нарушает права и свободы человека. Решение было вынесено на основании дела пары пациентов из Квебека с неизлечимыми заболеваниями: эти люди без доступа к эвтаназии были бы вынуждены продолжать жить. А федеральное правительство, вместо того чтобы обжаловать решение, внесло поправки в закон об эвтаназии, исключив условие “разумно предсказуемой смерти”.

Таким образом, появилось два пути доступа к MAiD, что значительно расширяло круг потенциальных участников программы. Первый путь предназначался для людей с “предсказуемой естественной смертью”. Второй - для людей с “непредсказуемой естественной смертью”, то есть для тех, кому при наличии у них тяжелых заболеваний не грозит скорая естественная смерть.

Кандидаты обоих типов должны соответствовать требованиям законодательства, которые включают консультации с компетентными медработниками и разъяснение альтернативных вариантов лечения. Кандидаты второго типа сверх того должны пройти обследование у специалиста, который занимается лечением их заболевания. Но ни в одном из случаев от пациента не требовалось проходить все возможные виды лечения, прежде чем прибегнуть к MAiD.

Главный коронер Онтарио (коронер - в некоторых странах англо-саксонской правовой системы должностное лицо, специально расследующее смерти, произошедшие при необычных обстоятельствах или внезапные) выпустил отчет, который не был опубликован, но просочился в СМИ. В документе содержалась тревожная информация. Некоторые пациенты, кому была проведена эвтаназия по второму типу, принадлежали к группам, “которые потенциально сталкивались с маргинализацией и структурным неравенством”. Отчет не утверждал прямо, что именно социальные факторы сыграли главную роль при выборе процедуры MAiD. Однако в нем говорилось, что выявленные связи между социальным положением человека и смертельным выбором “не являются чем-то необычным” при применении MAiD.

КОМИТЕТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

В январе 2024 года был создан Комитет по пересмотру случаев смерти от MAiD (MDRC). Он появился при Управлении главного коронера Онтарио “в ответ на растущие медицинские, социальные и межотраслевые сложности, выявленные в процессе надзора и проверки службы эвтаназии”. Комитет объединил 16 членов, представляющих разные профессиональные сферы: юриспруденцию, этику, медицину, социальную работу, сестринское дело, психиатрию и работу с инвалидами, а также одного представителя общественности - что должно было обеспечивать “разнообразие опыта для надзора и гарантии прозрачности при применении эвтаназии в Онтарио”. В документах MDRC подчеркивается, что он приоритетно привлекает к работе лиц, имеющих опыт работы с уязвимыми и маргинализированными группами (например, с инвалидами), и людей, лично столкнувшихся с ситуацией эвтаназии (например, членов семей больного, прошедшего через процедуру MAiD).

БЕГСТВО ОТ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ

В отчете MDRC подробно описывается, что с 2021 года, когда были расширены критерии отбора, 2,6% случаев смерти от передозировки метадоном были зарегистрированы в соответствии с рекомендациями программы “Трек 2”. В 2023 году было зарегистрировано в общей сложности 4644 случая смерти от передозировки метадоном, из которых 116 - в соответствии с рекомендациями “Трека 2”.

Данные показали, что участники программы эвтаназии по “Треку 2” чаще жили одни. В то время как 90% получателей MAiD по программе “Трек 1” указали ближайшего родственника в качестве опекуна, в группе “Трек 2” это сделали только 73%. В их случае опекунами чаще становились друзья, дальние родственники или другие люди, например юрист, социальный или медицинский работник.

С учетом права на неприкосновенность частной жизни в медицинской сфере информация, собранная о получателях MAiD, не включает социально-экономические данные. Вместо этого MDRC опирается на общие данные о районе, где проживал получатель MAiD, чтобы понять уровень маргинализации и уязвимости, с которыми тот мог столкнуться. Используя индекс, разработанный Управлением здравоохранения Онтарио, Центром городских решений в области здравоохранения и одной из региональных больниц, MDRC смог сообщить, что получатели эвтаназии по “Треку 2” “с большей вероятностью проживали в районах провинции с высоким уровнем маргинализации (28,4%), чем получатели программы-1 (21,5%)”.

В 2022 году Британский медицинский журнал сообщал, что в еще одной канадской провинции, Квебеке, самый высокий в мире процент людей, выбирающих MAiD: 5,1% смертей в Квебеке были вызваны эвтаназией, тогда как в Нидерландах этот показатель составлял 4,8%, а в Бельгии - 2,3%. В остальной части Канады показатели тоже неуклонно росли и достигли 3,3% от общего числа смертей в 2021 году, когда критерии для получения доступа к MAiD были смягчены.

СРЕДСТВО ОТ ДЕПРЕССИИ?

Исследователи, изучающие распространение депрессии в канадском обществе, высказывают опасения, что усиление стигматизации психических расстройств и социальные детерминанты здоровья могут побудить людей чаще обращаться к эвтаназии. Социально незащищенные могут рассматривать MAiD как способ избежать страданий, вызванных социальной изоляцией, бездомностью, бедностью, плохим жильем или безработицей. То есть как способ избежать жизненных обстоятельств, которые в принципе можно исправить (например, с помощью политики и решений, касающихся распределения ресурсов), утверждают авторы исследований.

Члены MDRC, выступающие в защиту уязвимых групп населения, заявили, что их цель - добиться более справедливого доступа таких людей к системам здравоохранения и социального обеспечения в обществе. Они подчеркивают, что люди, получающие эвтаназию по причине “непредсказуемой естественной смерти”, должны иметь доступ к комплексным вариантам лечения, которые могли бы облегчить их страдания. В том числе к надлежащей медицинской помощи, консультациям, поддержке при инвалидности - эвтаназия не должна стать решением проблем общества.

Пока же статистика свидетельствует, что примерно 6,5 млн взрослых канадцев (около 22% взрослого населения) не имеют регулярного доступа к терапевтической помощи. Проблема особенно остро стоит в атлантических провинциях и Квебеке, где более 30% участников тематических соцопросов сообщали, что у них нет доступа к врачам общей практики.

Со своей стороны, врачи и медсестры, когда было принято законодательство о MAiD, создали конфиденциальные чаты, в которых, не раскрывая информации о конкретных пациентах, обсуждали потенциально проблемные случаи эвтаназии. Сейчас эти дискуссии среди профессионалов организует Канадская ассоциация специалистов-практиков MAiD. Для общества этическая приемлемость методов MAiD также остается спорной.

Автор материала:
Жирицкая Екатерина
E-mail: zhyritskaya@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности