Спецотряд быстрого реагирования для погони за грушами, попытки провезти под капотом мясо, призывы пить виски с квасом, крематории для овощей - все это появилось в нашей жизни в 2015 году, когда запретили ввозить продукты из стран, принимавших санкции против России. “Солидарность” представляет краткий обзор рекордов.
На днях пресс-служба Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям сообщила, что на Даниловском рынке раздавили лопатами больше центнера качественного сыра. 16 августа в ходе проверки были изъяты 112 кг сыра, запрещенного к ввозу в Россию. Инспекторы нашли санкционную продукцию из Германии, Нидерландов, Италии, Польши, Франции, Италии и Норвегии. Недалеко от рынка сыры и уничтожили “методом механического измельчения” - то есть покрошили лопатами и кувалдами “в соответствии с российским законодательством”.
Можно порассуждать, конечно, действительно ли лопата и кувалда являются визуальным выражением российского законодательства. Но гораздо любопытнее истории, которые сопровождают уничтожение “запрещенки”.
Напомним, что 7 августа 2014 года из-за обострения международных отношений на год был ограничен импорт сельскохозяйственных и продовольственных товаров из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Под запрет подпали говядина, свинина, птица, фрукты, овощи, сыры и орехи, молочная продукция, другие продукты. А с 6 августа 2015 года “санкционная” сельхозпродукция, сырье и продовольствие, ввезенные в Россию, подлежат уничтожению. Соответствующие обязанности возложены на таможню, Россельхознадзор и Роспотребнадзор.
Эти новости сразу вызывали прилив энтузиазма. Например, казаки и дружинники Москвы заявили, что готовы выйти в рейды по поиску санкционных продуктов:
“Если власти будут привлекать дружину к проверкам на наличие санкционной продукции из Турции, мы станем участвовать”, - сказал руководитель “Московского городского штаба народной дружины” Владимир Семерда.
Начальник ФСИН по Приморскому краю Олег Симченков объявили, что заключенные Дальнего Востока в ответ на санкции увеличили производство: “В 2014 мы сориентировали выпуск своей продукции, чтобы заполнить нишу и продуктами питания, и другими товарами. Это позволило увеличить объем производства буквально за четыре месяца на 40 млн рублей”. По словам Симченкова, доход от выпуска продукции планировалось увеличить с 217 млн рублей до 500 млн. Между тем заключенным платят 195 рублей в сутки.
В Свердловской области заявили, что научатся делать хамон. А депутат Игорь Зотов предложил запретить еще продукцию Coca-Cola и Pepsi: “Любителям виски с колой я советую попробовать виски с нашим квасом и лимонадами”.
С энтузиазмом подошли к выполнению новых обязанностей и чиновники. В 2019 году на одном из рынков Саратова они обнаружили партию сыра из Европы и на следующий день сожгли его. Причем торжественно - перед “казнью” чиновник Россельхознадзора Жасхайрат Керешев прочитал сыру приговор. Все это было записано на видео, и ролик быстро стал популярен в сети. На издевательские вопросы прессы управление ведомства по Саратовской области ответило, что это, мол, требования закона: “Должностное лицо, проводящее уничтожение, зачитывает акт, что позволяет однозначно идентифицировать изъятые товары, а также подтвердить факт их уничтожения”.
Откровенно не высказала восторга от санкций лишь депутат Елена Мизулина. В 2015 году ее застали за покупкой “запрещенки” в “Глобус Гурмэ” на Якиманке. Журналист и блогер Роман Супер в Facebook опубликовал фотографию, на которой депутат заснята с тележкой: “15 июня. 19.00. Фуа-гра, глазированные фрукты, сибасс, депутат Государственной думы Елена Мизулина, золотая макрель, масло черного трюфеля”. Пресс-служба депутата напрочь отказалась комментировать публикацию.
В 2015 году таможенная служба предлагала ввести уголовную ответственность за ввоз в Россию санкционных продуктов. Эту идею поддержал глава Минсельхоза Александр Ткачев. Но в итоге все обошлось административной ответственностью.
При этом граждане не теряют надежду обойти запрет. Еще в 2014 году один турист пытался вывезти из Финляндии 70 кг французского паштета из перепелов, фазана, утки и дикого кабана. Деликатесы “выслали” обратно в Финляндию.
В том же году житель города Сортавала в Республике Карелия трижды пытался провезти мясо из Финляндии домой. В первый раз он вез 11 кг свинины в вакуумной упаковке. Их нашли и составили протокол об административном нарушении.
“Из объяснения гражданина в протоколе об административном правонарушении следовало, что данное мясо он купил в г. Китее по низкой цене (1 евро за килограмм), с ветеринарными правилами знаком, но не всеми”, - сообщила пресс-служба Россельхознадзора по Республике Карелия.
После оформления протокола гражданин вернулся в Финляндию и на следующий день снова попробовал провезти это мясо, но уже в пяти разных пакетах. Получив новый протокол, он написал в объяснительной: “Повторно везу мясо, так как хочется кушать”. Затем вернулся в Финляндию и на следующий день предпринял третью попытку - но уже спрятал два куска мяса общим весом в 4,3 кило под капотом. В третий раз он отказался писать объяснения под протоколом. И уехал в Финляндию, не пытаясь больше пересечь границу. Возможно, потому, что за три дня мясо совсем испортилось.
В следующем году другой гражданин из Петербурга отличился большим размахом. Возвращаясь из Финляндии, как сообщала таможня Выборга, он спрятал в своем “Вольво” 33 упаковки мяса весом 21,5 кг, 13 упаковок рыбной продукции весом 8 кг и 11 упаковок молочной - весом 34 кг. Все это богатство он рассовал под капотом, в нише под запасным колесом и в багажнике. Водитель получил два определения по 16-й статье Кодекса об административных правонарушениях. А товар выдворили в Финляндию.
Поставщики продуктов тоже надеются обойти запреты. Так, в 2016 году в Забайкалье выявили 15 тонн салата из США, который выдали за китайский:
- Салат с американской маркировкой весом 14 тонн 780 килограммов был задержан на границе под видом китайского. После оформления документов он был уничтожен на полигоне бытовых отходов в поселке Забайкальск, - сообщила начальник отдела краевого управления Россельхознадзора Евдокия Худякова.
Иногда все-таки удается уберечь продукты от сожжения и кувалд. В 2015 году один водитель спас, например, помидоры. Он перевозил полторы тонны томатов через белорусско-российскую границу в деревне Долосцы Себежского района Псковской области. Узнав, что его груз сейчас уничтожат из-за отсутствия фитосанитарного сертификата, он бежал обратно на территорию Белоруссии.
А вот в Смоленской области грузовику не удалось скрыться. Фуру остановили у населенного пункта Красная Горка Краснинского района. Машина была польской, водитель - гражданин Белоруссии, а вез он бельгийские груши и яблоки в Монголию. Таможенники потребовали проследовать на стоянку для дополнительной проверки. Водитель это указание проигнорировал и поехал дальше. В ответ таможенники устроили погоню с привлечением специального отряда быстрого реагирования. В итоге машину все-таки остановили.
Впрочем, список санкционных продуктов могут пересматривать. Вплоть до лета этого года шли переговоры об исключении из черного списка сыра “пармезан”. Посол Италии в России Паскуале Терраччано настаивал на том, что заменить этот сыр нечем, так как произвести итальянский “пармезан” в другой точке земного шара просто невозможно: “Мы обсуждали исключение пармезана из списка продуктов, попавших под санкции, так как, по нашему мнению, речь идет о технической ошибке”.
По его мнению, пармезан ошибочно отнесли к лактозным продуктам, но в этом сыре лактозы нет. Однако послу все равно отказали - “пармезан” остался в списке “запрещенки”. Итальянцам и другим любителям этого деликатеса пришлось довольствоваться заявлением представительницы МИД Марии Захаровой о том, что ей вот и российские сыры нравятся.
Сколько стоит уничтожение продуктов?
Как уничтожают еду? Браконьерскую икру сливают в ямы, овощи заливают хлором или денатуратом, потом выбрасывают в мусор или сразу вывозят на мусорный полигон и давят бульдозерами. Мясо надо сжигать. Можно ли раздать эти продукты? Нет, ведь на них нет документов.
Во сколько обходится уничтожение продуктов? Основные расходы идут на закупку и обслуживание мобильных крематориев. Самая популярная модель ИН-50 может уничтожать по 50 кг мяса в час. Стоила она в 2015 году 6 млн рублей. Есть крематории компании “Турмалин”, они втрое производительнее, но и вдвое дороже. В 2015 году на мобильные крематории выделили 300 млн рублей. Всего же в установке этих машин нуждалось 388 пунктов пропуска. Отметим, что, по данным московского справочника ритуальных услуг, для людей в стране - всего 27 крематориев. И когда умерших от COVID-19 рекомендовали именно сжигать, очереди на кремацию растягивались на семь дней. По мнению экспертов, в крематориях нуждаются Самара, Омск, Казань, Уфа, Тюмень, Оренбург, Рязань, Липецк, Курск.
Само по себе уничтожение “санкционки” обходится не очень дорого. Если верить данным ведомств, то с августа 2015-го по январь 2018 года уничтожили 33 тысячи тонн продуктов, на это затратили 33 млн рублей.