По инициативе Минтруда подготовлен законопроект, поднимающий темы производственного травматизма, профзаболеваний и другие вопросы по трудовому праву. Пока документ обсуждается, время внести в него важный пункт: прописать механизм, согласно которому Минтруд будет собирать свою статистику по вопросам охраны труда и профзаболеваний. Иначе ведомство не сможет качественно работать над достижением “нулевого травматизма”.
Значимость любой деятельности во многом определяется базовыми показателями. Если говорить об охране труда, то это не объем инструктажей и проверок, не число рабочих мест, на которых проведена спецоценка условий труда, и даже не количество специалистов по охране труда. Главные показатели здесь - число несчастных случаев (легких, тяжелых, смертельных и групповых); число пострадавших (погибших), получивших профзаболевание. Производные показатели - сколько работников стало инвалидами из-за несчастных случаев или профзаболеваний и общее число дней нетрудоспособности. Эти данные, которые можно назвать статистикой, принципиально важны, ибо на их основе в сфере охраны труда формируется государственная политика, а также отношение к охране труда государственных институтов, работодателей, работников и вообще населения.
В свое время Марк Твен отметил: “Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика”. И в охране труда нужна не просто статистика, но объективная и точная, которая показывает истинную картину. По официальным данным, дела с охраной труда в стране идут исключительно положительно, на протяжении многих лет наблюдается снижение уровня травматизма. К этому есть объективные и субъективные предпосылки.
В декабре 2017 года Минтруд и Международная ассоциация социального обеспечения подписали меморандум о сотрудничестве по продвижению в России концепции “нулевого травматизма”. После этого Минтруд начал внедрять идеи “нулевого травматизма” во всех субъектах РФ. Направление, безусловно, правильное. Возникает только один вопрос: как достичь желаемого нулевого травматизма?
Реальных пути только два. Первый - это титаническая работа по созданию комфортных, здоровых и безопасных рабочих мест. По стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда. Это воспитание культуры безопасности, мотивация вести здоровый образ жизни. То есть длительная работа, требующая финансовых и материальных затрат, целеустремленности и упорства. Другой путь проще и легче - минимум затрат и быстрый положительный результат. Его можно обеспечить за счет юридической казуистики с добавлением лукавства.
Статья 210 ТК РФ устанавливает основные направления государственной политики в области охраны труда. В их числе “организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях”.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве проводит работодатель с участием представителей органов госнадзора. Порядок расследования на уровне организации детально прописан в статьях 227 - 231 ТК РФ. В них есть ряд спорных моментов, но в целом механизм работает, им пользуются работодатели, страховщики, органы госконтроля (надзора), профсоюзы и сами работники.
И несчастный случай, и профзаболевание в плане вреда для жизни и здоровья особого различия не имеют. И то, и другое для работника плохо. В то же время, что важно, детальная информация о механизме расследования профзаболеваний в ТК отсутствует. Исключение - ст. 228.1, согласно которой о случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает в соответствующий орган федерального государственного санэпиднадзора. Объяснить причину разного законодательного подхода к регулированию процедур расследования несчастных случаев и профзаболеваний всегда можно. Было бы желание.
Говоря о расследовании несчастных случаев и профзаболеваний, нельзя не отметить еще одну принципиальную позицию. ТК РФ декларирует необходимость вести государственную статистическую отчетность об условиях труда, о производственном травматизме, профзаболеваемости и их материальных последствиях. Но не определяет, кто конкретно должен это делать на федеральном, отраслевом, региональном и муниципальном уровнях.
Сегодня государственную политику и нормативное регулирование в сфере условий и охраны труда, а также соцстрахования, которое призвано делать выплаты пострадавшим от несчастных случаев и профзаболеваний, проводит Минтруд России. Это предусмотрено постановлением правительства РФ от 19.06.2012 № 610, которым утверждено положение об этом федеральном органе исполнительной власти (далее - ФОИВ). Качественно выполнять столь важную функцию можно только с опорой на объективную и оперативную статистику. Это дает основание полагать, что именно Минтруд должен вести соответствующее статистическое наблюдение. Но, увы, дела обстоят иначе. Минтруд, в отличие от других ФОИВ, не ведет статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профзаболеваемости и об их материальных последствиях. В этой связи уместно провести несколько параллелей.
Статьей 41 ФЗ “Об образовании в РФ” от 29.12.2012 № 273-ФЗ предусмотрено, что “организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность”. Детально порядок такого расследования и учета определен приказом Минобрнауки России от 27.06.2017 № 602.
В развитие ФЗ “О физической культуре и спорте в РФ” от 04.12.2007 № 329-ФЗ приказом Минспорта от 13.07.2016 № 808 утвержден порядок учета и расследования несчастных случаев, происшедших с лицами, которые проходят спортивную подготовку и у которых нет трудовых отношений со спортивной организацией (спортсменов-любителей). Приказ зарегистрирован в Минюсте, что делает требования документа обязательными для широкого круга организаций независимо от ведомственной принадлежности.
МЧС ведет учет пожаров, гибели и травм от них, материального ущерба, причин и так далее. Детально механизм статистического наблюдения (в соответствии с ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” и ФЗ от 29.11.2007 № 282-ФЗ “Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ”) изложен в ведомственном приказе “Об утверждении порядка учета пожаров и их последствий” от 21.11.2008 № 714, прошедшем регистрацию в Минюсте.
В ст. 9 “Организация государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения” ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” предусмотрен механизм учета ДТП и иных показателей, характеризующих это направление. ГУ ОБДД МВД России во исполнение закона ведет учет статистических данных.
Приказом от 25.06.2015 № 652 введено в действие Положение о расследовании и учете транспортных происшествий в ГУП “Московский метрополитен” и о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу пассажиров (потерпевших). В составе службы охраны труда метрополитена был создан сектор анализа и профилактики непроизводственного травматизма, занимающийся статистическим наблюдением по случаям травматизма среди пассажиров.
Перечень примеров, когда ФОИВ или другая структура ведет учет (статистическое наблюдение) в установленной сфере деятельности, в том числе учет травматизма, можно продолжать.
К числу основных направлений государственной политики в области охраны труда, по ст. 210 ТК РФ, относится “обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников”. Это подтверждает необходимость иметь объективную статистку по травматизму и профзаболеваниям. Но собрать точные данные можно только при условии, что на законодательном уровне будет четко определен механизм соответствующего статистического наблюдения и перечень показателей (индикаторов).
Здесь уместно вспомнить, что по инициативе Минтруда подготовлен законопроект “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)”, который уже несколько лет обсуждается профессиональным сообществом.
В законопроекте появилась принципиально новая норма о необходимости вести на уровне предприятия учет микротравм, что в перспективе создаст работодателю дополнительные сложности. Но вот как именно будет организовано статистическое наблюдение на федеральном, отраслевом, региональном и муниципальном уровнях - по-прежнему неясно.
Сегодня к учету нечастных случаев и профзаболеваний имеют отношение Росстат, Роструд, Фонд социального страхования РФ, Роспотребнадзор и Минздрав. Ведут свой учет и Ростехнадзор (только по погибшим и пострадавшим при авариях на опасных производственных объектах), и отраслевые профсоюзы, и отдельные субъекты РФ. Минтруд, повторно подчеркнем, сам статистику по вопросам охраны труда и профзаболеваний не ведет. При необходимости ведомство пользуется данными других федеральных структур - у всех разными. На сей счет верно подмечено: “У семи нянек дитя без глазу”.
Избежать дублирования в статистическом учете несчастных случаев и профзаболеваний поможет только действие на законодательном уровне. Сейчас - в связи с подготовкой законопроекта - самое время решить этот вопрос.