В предвкушении осенних пленарных заседаний Госдумы “Солидарность” продолжает разбирать социально-трудовые инициативы, вокруг которых и разгорятся в ближайшее время споры. На очереди - школьное питание, золотой дождь для учителей и почти бессрочные пособия по безработице для предпенсионеров.
Осенняя думская сессия, начавшаяся 3 сентября, пока что не очень заметна широкой аудитории: депутаты сначала проведут две недели, работая с избирателями в регионах. Но уже 17 сентября должно состояться первое пленарное заседание, и тогда федеральные новости о работе Госдумы закрутятся привычным образом. А пока что мы продолжим начатое в последних номерах “Солидарности” и представим вам обзор внесенных за думские каникулы законопроектов, о которых еще не успели рассказать.
А не успели мы рассказать прежде всего обо всех социально-трудовых инициативах фракции “Справедливая Россия - За правду”. Хотя частично поведали о планах справороссов, когда рассказывали про инициативы ЛДПР. В том смысле, что идеи разных фракций часто перекликаются друг с другом до степени смешения и на бумаге отличаются друг от друга разве что расстановкой запятых. Так, собственно, и произошло с инициативой распространить не только на младшеклассников, но и на всех школьников кормление бесплатными горячими обедами.
Тут все просто, объяснять ничего не надо. Можно разве что делать ставки на то, когда точно такой же законопроект внесут еще и коммунисты. И когда “придет лесник и всех разгонит”. То есть когда правительство или “Единая Россия” озаботятся той же проблемой и примут “кого надо” закон. Впрочем, как неоднократно говорил глава думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР), неважно, кто внесет законопроект, - важно, чтобы дело делалось. В данном случае - чтобы все дети были накормлены горячим. Ведь сама-то идея - лучше не придумаешь.
Однако это не единственное изменение в законе “Об образовании”, предложенное СРЗП. Еще одно направлено на расширение прав уже не школьников, а преподавателей. А именно, речь идет о правах на:
• ежемесячную денежную компенсацию расходов на книги и периодику в размере не менее 10% должностного оклада;
• надбавки к окладам в 5% от заработной платы за каждого ученика сверх нормы наполняемости класса по состоянию на первое число каждого месяца;
• полную оплату ЖКХ для педагогов на селе;
• единовременное пособие в размере 1 млн рублей для тех педагогов, которые отработали на селе три года.
Идет ли речь в последнем случае о каждой трехлетке, не вполне ясно. Но что в конце концов помешает учителю каждые три года увольняться и запускать счетчик заново? Схема примерно та же, что у работающих пенсионеров, которые регулярно увольнялись и восстанавливались на работе ради индексации пенсий. Впрочем, это так, мысли вслух - нам для учителя лишнего миллиона из бюджета не жалко.
Что касается возмещения расходов на книги и журналы, то здесь лучше всего отталкиваться от МРОТ, ниже которого оклад учителя быть не может по закону. (Манипуляции с количеством ставок оставим за скобками.) Сейчас 10% от него - это 1924 рубля, и на эти деньги действительно можно купить две-три книги в приличном оформлении. Если же говорить о журналах, то, согласно сайту “Почты России”, месячная подписка на “Начальную школу” стоит 906 рублей. А больше учитель, наверное, в месяц и прочитать-то не сможет, благо загружен совершенно другими бумагами. Так что предложенная эсерами компенсация была бы приятным бонусом. Про надбавки за переполненные классы и бесплатные коммунальные услуги и говорить не приходится.
Между тем авторы законопроекта с горькой иронией сообщают в пояснительной записке, что в 2023 году - в Год учителя и наставника, на секундочку - “было зафиксировано рекордное число увольнений учителей”. Со ссылкой на данные Министерства просвещения говорится о 193,5 тысячи уволившихся педагогов, “что является максимальным значением с 2017 года”.
Цифра, конечно, впечатляет. Но в той же пояснительной записке будто нарочно не утверждается, что речь идет исключительно об увольнениях по собственному желанию. Хотя подается история так, будто педагоги 193,5 тысячи раз хлопнули дверью учительской. Стоит ли говорить, что количество вышедших на пенсию и - что немаловажно - впервые пришедших на работу учителей авторы законопроекта нам не раскрывают. Кроме того, из их же слов следует, что близкий показатель “увольнений” пришелся и как минимум на 2017 год - Год экологии.
Впрочем, все это не отменяет того, что педагогов действительно нужно поддерживать, не будем придираться. “Согласно данным Росстата, средняя зарплата школьных преподавателей составляет 45 787 рублей, при этом существует сильная региональная диспропорция оплаты труда преподавателей. В 60% субъектов РФ средняя заработная плата педагогических работников составляет от 24 984 рублей до 42 785 рублей”. На сайте Росстата, правда, указана другая средняя зарплата учителя по стране по итогам первого полугодия - 2024: 71 444 рубля в месяц. Но дифференциация оплаты труда по регионам действительно впечатляет - в плохом смысле. Применительно же к законопроекту хуже другое: сколько бы денег ни потребовалось на его финансирование, в нем не указано ни их количество, ни их источники. Что не сулит учителям ничего хорошего, особенно из перечисленного в инициативе справороссов.
Наконец, последний в хорошем смысле (что бы это для кого ни значило) законопроект СРЗП касается условий предоставления дополнительных гарантий социальной поддержки россиян предпенсионного возраста. Потому что, по данным депутатов, в связи с увеличением пенсионного возраста “численность безработных граждан предпенсионного возраста составила 17,5% от общего числа безработных”. (Надо полагать, с 2018 года и по сей день.)
Безработица в этой категории соискателей связывается, в числе прочего, с нежеланием работодателей брать их на работу: “Согласно исследованию НИУ ВШЭ, 23,6% работодателей считают, что данной возрастной категории персонала не хватает профессиональных навыков, ввиду чего они отказывают при приеме на работу гражданам предпенсионного возраста”, - сообщается в пояснительной записке.
Тут бы, кстати, и напомнить эсерам о том, что они в 2019 году голосовали за очень правильный закон против дискриминации таких граждан при приеме на работу, равно как и против их увольнения по возрастным мотивам. Теперь в Уголовном кодексе есть специальная статья - 144.1, согласно которой такие выкрутасы наказываются “штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов”. И если эта норма не работает, то не правильно ли было бы выяснить, почему?
Так или иначе, новый законопроект касается не трудоустройства, а выплаты пособий по безработице. Хотя понять его логику довольно трудно из-за формулировок в базовом законе “О занятости”. В пояснительной записке цитируется статья 48 закона: “Период выплаты пособия безработным гражданам предпенсионного возраста, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев”. Вот вы что-нибудь поняли? Ну, кроме того, что человека можно уволить за год до увольнения… Это к тому, что если уж законы требуют, чтобы их писали подобным языком, и часто это оправданно, то почему пояснительная записка ничего в законе не поясняет, понять совершенно невозможно, ибо она не поясняет и этого.
Хотя интуитивно можно понять, что срок выплаты пособия зависит от предшествовавшего увольнению стажа. Потому что дальше, наконец, выясняется, что справороссы предлагают это правило отменить. И выдавать пособие предпенсионерам до тех пор, пока они не найдут себе работу. Или пока не выйдут на пенсию. А учитывая, что предпенсионером считается тот, кому до заслуженного отдыха осталось пять лет, то, грубо говоря, депутаты предлагают пять лет до пенсии платить пособие по безработице. На что правительство вряд ли пойдет, если само в полном составе не захочет встать на биржу труда.