С мая по июнь ФНПР проводила анкетирование среди работающих женщин и профсоюзных активисток. Результаты неутешительны: хотя компетенции у большинства опрошенных превышали среднестатистический уровень, доля бедных среди них тоже была выше средней по стране. Женщины оказывались тем беднее, чем больше у них детей. Кроме того, имеет место бытовое насилие и нарушение трудовых прав. Авторы опроса проанализировали исследование и дали рекомендации для профорганизаций.
С 10 мая по 15 июня 2023 года Федерация независимых профсоюзов России проводила среди россиянок социологическое исследование, чтобы изучить их социально-трудовые проблемы и узнать уровень осведомленности о своих трудовых правах. Опрос проводился анонимно на платформе Института общественного мнения “Анкетолог” (https://anketolog.ru/) - российском информационном ресурсе, предоставляющем комплексные решения для онлайн-опросов и сертифицированном по стандарту ISO 20252:2019.
Анкету разработал Департамент по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения ФНПР совместно с членами постоянной комиссии Генсовета ФНПР по вопросам защиты прав трудящихся женщин и при поддержке Центра социологических исследований “14-35” Государственного университета управления. Ссылку на анкету передали в членские организации ФНПР. По ней зарегистрировано 29 тыс. переходов, заполнили анкету 23,5 тыс. женщин.
Как правило, возраст респонденток - от 26 до 60 лет. 97,6% работают на предприятиях, где действуют входящие в ФНПР профсоюзы. Больше половины опрошенных трудятся в бюджетных отраслях: образование, здравоохранение и культура, спорт. Роль на работе - в основном “исполнитель”. Назвали себя “руководителем” 11,3%, что выше среднего по России (доля женщин-руководителей в стране чуть выше 5%).
Высшее образование получили 60% респонденток, замужем - 67,3%, зачастую в семье есть дети. Это больше средних показателей по стране. У четверти доходы на члена семьи меньше прожиточного минимума, что резко превышает данные Росстата - в сборнике “Женщины и мужчины России” содержится информация, что в 2022 году доходы ниже прожиточного минимума имели 12,1% женщин в возрасте 19 - 29 лет, 9% - в возрасте 30 - 54 лет и 2,2% - старше 55 лет.
Налицо противоречие: анкетирование прошли дамы с “человеческим капиталом” выше среднего, они должны были бы иметь преимущество в доходе. На деле уровень бедности среди них превышает среднестатистический.
Доходы незамужних женщин с одним ребенком лишь немногим выше, чем средние доходы по исследованию - из таких респонденток бедны 23%. Если детей двое, доля вырастает до 36%, а если детей трое - то до 44%.
Автор делают неутешительный вывод - “исследование наглядно показало один из острейших социальных рисков”. В частности, пишут они, доходы россиянок, работающих и самостоятельно воспитывающих двух и больше детей, настолько малы, что женщины, имеющие детей, осознавая невозможность достойно зарабатывать, будут избегать развода даже в случае домашнего насилия и увольнения в случае нарушений трудовых прав.
Анкетирование показало и любопытную закономерность: в семьях женщин, занимающихся общественной работой, доход на члена семьи незначительно, но выше, чем в целом у опрошенных. Исследователи предположили, что это доказывает тезис - общественная работа позволяет женщине развивать навыки, делающие ее более конкурентоспособной на рынке труда.
Среди проблем, волнующих респонденток, на первом месте - рост цен (57,3%), на втором - низкая зарплата (пенсия, пособие) (51,3%), далее - медицинское обслуживание (28,6%) и жилищные проблемы (18,8%).
Те, кто назвал себя активистками или руководителями общественных организаций, чуть больше беспокоятся о медицинском обслуживании. Интервью в фокус-группах подтвердило, что профсоюзные активистки из-за дефицита свободного времени испытывают трудности с получением медицинского обслуживания по программам ОМС.
Тревоги меняются с возрастом. Женщины старше 55 лет, продолжающие трудиться, сильнее озабочены низкой зарплатой и размером социальных пособий.
У молодежи, только начавшей работать (21 - 25 лет), на первом месте - озабоченность ростом цен. Для них не столь значима доступность медобслуживания, зато актуальны жилищные проблемы. В целом молодые женщины больше уверены в себе и в своей способности менять что-то в жизни.
Авторы анкеты считали, что работницы предпенсионного возраста чаще сталкиваются с нарушением трудовых прав. Но результаты показали нелинейную картину: по ряду трудовых прав нарушений меньше, а по ряду других - ситуация хуже.
Так, с наибольшей дискриминацией по полу женщины сталкиваются в первые годы трудовой деятельности. Что касается мотивации состоять в профсоюзе, то у молодых работниц кратно больше, чем у старших коллег, потребность в реальных изменениях и сильнее запрос на полную информацию о деятельности. Также у молодежи чуть выше потребность в единомышленниках и кратно ниже потребность в авторитетном лидере. При этом молодых в большей степени мотивирует лицо, которому они смогут доверять.
Анкетирование показало, что женщины чаще сталкиваются с нарушениями трудовых прав на примерах случаев из ближайшего окружения. Реже - лично. Еще реже узнают об этом из СМИ. Отметим, что примеры указывались как “личные” или “из ближайшего окружения” суммарно в два-три раза чаще, чем как ставшие известными из СМИ. В среднем в СМИ попадает около трети случаев нарушения трудовых прав женщин.
• С дискриминацией при приеме на работу по признаку пола сталкивались почти 26% респонденток (отказ, требование не уходить в декрет на протяжении определенного периода и т.п.).
• С дискриминацией при назначении на руководящие должности знакомы 19%, но личных случаев насчитывается 6,4%.
• Отказ установить по просьбе самой женщины неполное рабочее время отметили почти 17% (при беременности, мамам детей до 14 лет, при уходе за больным членом семьи, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет).
• Почти 35% опрошенных знакомо несоблюдение трудовых прав, связанных с графиком отпусков; непредоставление выходных дней за свой счет; проблемы с больничными в случае ухода за больным ребенком; направление в командировки; установление ночных смен и т.п. Лишь 5% опрошенных встречали подобные истории в СМИ.
• С принуждением к увольнению по собственному желанию в случае беременности сталкиваются почти 25% женщин (им устраивают неприемлемые условия труда, отказывают в переводе на более легкий труд, снижают оплату труда).
По мнению исследователей, в этой области целесообразно усилить контроль со стороны не только профсоюзов, но и государства.
• Лично сталкивались с принуждением к увольнению при возникновении проблем со здоровьем 8,2% опрошенных (15,9% указали, что такая проблема была у их близких).
• Принуждение к увольнению по достижении предпенсионного возраста знакомо почти четверти респонденток. Лично в такой ситуации оказались всего 4%. С принуждением к увольнению по достижении пенсионного возраста сталкивались лично 2,6%, а 23,2% известны такие случаи среди знакомых. (Незначительный процент связан с тем, что большинство респонденток не достигли пенсионного возраста.)
• С необходимостью работать в профессии из перечня запрещенных для женского труда знакомы лично 1,2% опрошенных. 3,2% заявили, что такое случалось с их близкими.
Эта сфера трудового законодательства жестко соблюдается, и почти все случаи нарушений попадают в СМИ.
• 20% респонденток столкнулись с занижением предлагаемой женщинам оплаты труда по сравнению с тем, что предлагали мужчинам на аналогичных должностях.
• Харассмент встречается не так часто. О личном опыте сообщили 6% респонденток, еще 5,9% слышали такие истории от близких.
Однако 19% женщин сталкиваются с более требовательным отношением к их внешности, чем к внешности мужчин.
• Одна из ярчайших выявленных проблем - дополнительные неоплачиваемые обязанности и поручения (принести кофе, убрать помещение и т.п.). С этим сталкивалась каждая третья, а 23% - на личном опыте (самый высокий показатель по всем вопросам данного блока). Причем такая проблема почти не обсуждается в СМИ, ее замалчивают.
• Усилить профсоюзный контроль и просветительскую работу в отношении трудовых прав и гарантий, связанных с семейными обязанностями, а также увеличить число публикаций по этой тематике в рубриках “Профсоюз помог”.
• В коллективных договорах и соглашениях дополнительно фиксировать гарантии для женщин с выявленными проблемами со здоровьем. Также следует усилить работу по профилактике профзаболеваний среди женщин.
Профсоюзам и государству по обеим группам трудовых прав будет целесообразно усилить работу над просвещением работодателей.
• Нужен профсоюзный контроль над требованиями к внешности - они должны быть четко зафиксированы документально, чтобы женщины могли ознакомиться с ними на этапе найма.
• Дополнительные неоплачиваемые обязанности можно устранить только общими усилиями профсоюзов и работодателей, в том числе через профсоюзный контроль и просветительскую деятельность.
Отдельной задачей исследования стало сопоставление частоты случаев, когда нарушаются трудовые права женщин, с оценкой этих ситуаций самими женщинами. По мнению респонденток, самые частые проблемы:
• отказ работодателей в найме по гендерному признаку (37%);
• проблемы с соблюдением прав, гарантированных женщинам трудовым законодательством: согласование графика отпусков, отказ предоставить выходные дни за свой счет или больничные для ухода за больным ребенком; направление в командировки, установление ночных смен (27,5%).
Стоит отметить, что практически во всех пунктах мнение о распространенности проблемы не совпадает с данными, отражающими личный опыт. Женщины имеют дело с одними ситуациями, а описывают как проблемы - другие.
Исследователи предположили, что представление о ситуации как о проблеме формируется через общественное мнение и СМИ и мало зависит от частоты возникновения ситуации у респонденток.
При этом женщины считают, что хорошо информированы о своих трудовых правах: положительно на данный вопрос ответили 67%. Большинство респонденток уверены, что трудовые права россиянок достаточно хорошо защищены законами, в целом трудовое законодательство в стране соблюдается, а их личная ситуация - лучше, чем в среднем.
Скорее всего, это говорит о том, что законы лучше соблюдаются на предприятиях, где есть профорганизации.
“Итого: по разным направлениям до 35% женщин сталкиваются с нарушением каких-либо прав в сфере труда, но признают это лишь 22% опрошенных. В сумме с вышеописанными результатами это подтверждает ранее высказанную теорию: даже сталкиваясь с проблемой, женщины не всегда идентифицируют ее как нарушение своих трудовых прав. Что, в свою очередь, ставит задачу наглядно демонстрировать все случаи нарушения трудовых прав женщин”, - подытожили исследователи.
Кому женщины готовы доверить защиту своих прав? Самый высокий уровень доверия - к профессиональным юристам (41,3%). На втором месте - профсоюзы (28,2%). Высокий уровень доверия к профессиональным юристам говорит, что надо сделать акцент на возможностях правовых инспекций труда, формируя имидж профессиональных юристов.
Почему женщины вступают в профсоюз? Большинство (почти 60%) не уверены, что смогут в любой ситуации сами защитить свои трудовые права, однако готовы к этому. К возможности делегировать эту функцию прибегнут почти 80%. А вот оплачивать работу тех, кто будет заниматься улучшением условий труда и расширением социальных гарантий, готовы чуть меньше 55%.
Это ставит перед профсоюзами серьезную задачу - разъяснять, почему необходимы профсоюзные взносы.
На мотивацию состоять в профсоюзе могут положительно повлиять женские организации (от них ждут прежде всего, что они займутся охраной труда, защитой трудовых прав и психологической поддержкой).
Ради поиска единомышленников вступать в профсоюз готовы только 4,5%. Это ставит под сомнение “кружки по интересам” как основу работы женских комиссий.
В плане информационной работы наращивание числа публикаций о случаях нарушения трудовых прав женщин позволит сформировать у женщин потребность в профсоюзном членстве как инструменте защиты.
В информационной работе с молодыми работницами надо давать много конкретной информации о действиях профорганизаций и последовавших позитивных изменениях. Положительный эффект даст построение доверительных отношений с профактивистами - индивидуальное, персонифицированное общение взамен выступлений одного лидера на больших собраниях.
Необходима целенаправленная работа с молодыми женщинами, особенно молодыми мамами. Они больше нуждаются в психологической поддержке, но в этой группе заключен и большой лидерский потенциал.
Среди волнующихся о собственном образовании высок запрос к профсоюзам по темам саморазвития и психологической помощи. Вероятно, для таких респонденток значимы обучающие семинары с высоким процентом “софтскилс” (компетенции, важные в первую очередь для карьеры, а не для профессии). Также у данной группы высокий потенциал для развития профсоюзного лидерства.
Чтобы повысить мотивацию к профсоюзному членству среди женщин, волнующихся из-за низкой оплаты труда, нужно организовать для них программы развития финансовой грамотности, что повысит их уверенность в собственных силах, а также создавать программы поддержки детей членов профсоюза (летний отдых, кружки). Эти женщины нуждаются в личном контакте и доверительных беседах с председателем первички.
Женщин с низкими доходами можно мотивировать вступить в профсоюз, объяснив, что это путь к позитивным финансовым изменениям в жизни.
Профсоюзных активисток мотивирует забота об их здоровье (целевые семинары, развитие программ ДМС). Также им поможет развитие уверенности в своих силах - “мотивация на успех”.
Среди женщин, озабоченных медицинским обслуживанием, будет востребовано развитие программ страхования, ДМС, корпоративной медицины в качестве мотивации профчленства.
В организациях, где действуют профсоюзы, чуть меньше 14% женщин не могут получить желаемую должность из-за условий труда (нет раздельных раздевалок, душевых, туалетов, подходящего размера спецодежды и т.п.). Этот факт может стать сильным аргументом при мотивации профсоюзного членства.
Женщинам, переживающим из-за проблемных отношений с руководителями, подчиненными или коллегами, нужна индивидуальная работа профсоюза и консультации, но никак не групповые занятия и тимбилдинг.
У тех, кто на первое место поставил жилищные проблемы, выше среднего потребность в личном контакте с лидером и высокий запрос на психологическую поддержку. Это одна из центральных групп для индивидуальной работы по мотивации профчленства.