Зарплаты и занятость, трудоустройство и обучение работников, трудовая миграция - эти и другие темы обсудили участники IX Санкт-Петербургского международного форума труда. Форум объединил более сотни мероприятий, участниками которых стали тысячи людей из России и других стран. “Солидарность” рассказывает об обсуждавшихся и наиболее принципиальных для профсоюзов вопросах.
Сотня площадок - от пленарных дискуссий до деловых игр, тысяча выступающих и 10 тысяч участников - такие количественные итоги подвели организаторы IX Санкт-Петербургского международного форума труда. Состоявшееся 2 - 4 апреля мероприятие собрало экспертов по трудовой тематике из разных сфер: ученых, чиновников профильных ведомств, представителей бизнеса и, конечно, профсоюзов. Затронутые на форуме темы показали все многообразие трудовых отношений. Обсуждались вопросы зарплат и охраны труда, развитие образования и прогнозы по рынку труда, привлечение мигрантов, профильные программы в области искусственного интеллекта и др.
- Экономика может расти за счет трех составляющих, - сказал, открывая дискуссионную часть пленарного заседания, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин. - Первые два - это инвестиции и рост производительности. Безусловно, мы движемся от задач технологического суверенитета к технологическому лидерству. Но надо ответить на вопрос, действительно ли роботизация и искусственный интеллект дадут скачок производительности. И третий фактор роста - это люди. Их необходимо обучать и развивать. Это самые правильные инвестиции в человеческий капитал.
В свою очередь замминистра труда и социальной защиты РФ Дмитрий Платыгин представил оценку будущего рынка труда, подчеркнув рекордные показатели занятости и минимальный уровень безработицы. По его словам, вопрос замещающей кадровой потребности (количество людей, которое понадобится для того, чтобы заместить постепенно выходящих на пенсию специалистов) - один из самых интересных и сложных с точки зрения прогнозирования:
- По нашим оценкам, за пять лет объем этой кадровой потребности составит почти 11 млн человек. Причем подавляющее большинство рабочих мест необходимо будет заместить в связи с выбытием людей на пенсию.
Как сообщил Платыгин, главным резервом для пополнения рынка труда в Минтруде считают молодежь в возрасте от 15 до 29 лет. Основной источник кадров - порядка 6 - 7 млн человек - выпускники, “которые выйдут на рынок труда и которых нужно правильно маршрутизировать”.
Важную роль в преодолении вызовов, полагают в министерстве, играет детальный прогноз кадровой потребности, который создается по поручению президента России Владимира Путина. В опросе приняли участие 260 тысяч работодателей по всей стране. Федеральный прогноз формируется на основе демографических данных, данных Минтруда и Росстата, а также оценок, сделанных работодателями. Особое внимание уделяется согласованию федеральных и региональных прогнозов. Минтруд переходит от 5-летнего к 7-летнему горизонту прогнозирования, чтобы система высшего образования могла гибко реагировать на запросы экономики. В приоритете - развитие профориентации, сопровождение студентов, цифровые профили, работа служб занятости со старшекурсниками, вовлечение людей старшего возраста и субсидирование найма.
Государство и бизнес должны вкладываться в непрерывное профессиональное развитие граждан. Об этом председатель Федерации независимых профсоюзов России Сергей Черногаев заявил, выступая на пленарной сессии “Человеческий капитал. Инвестиции в будущее”:
- Только в этом случае человеческий капитал принесет выгоду и самому человеку, и бизнесу, и государству. Как результат: рост уровня жизни граждан, конкурентоспособности и экономики России, а также достижение государством технологического суверенитета.
Сергей Черногаев пояснил, что непрерывное профессиональное развитие подразумевает выстраивание последовательной системы образования. Первая ступень на этом пути - школа. Среднее общее образование должно быть направлено на развитие личности ребенка, а также на трудовое воспитание и профориентацию. Следующая ступень - профессиональное образование. Оно должно быть доступным для граждан, независимо от их финансового состояния и территориального расположения. Главная задача этой ступени - развитие профессиональных качеств и так называемых гибких компетенций (прежде всего умения обучаться и применять знания на практике). Работник также должен иметь возможность продолжить профессиональное развитие либо путем повышения квалификации, либо осваивая смежные профессии.
- Образовательные программы должны отвечать и текущим запросам работодателей, и перспективам развития экономики. Молодежи необходимы универсальные знания и практические навыки, которые помогут оставаться конкурентоспособными на рынке труда в случае изменения технологий или необходимости смены профессии, - считает председатель ФНПР.
В профсоюзах уверены: для реализации задачи непрерывного профессионального развития требуется усовершенствовать образовательные программы таким образом, чтобы в них в равных долях присутствовала и теоретическая, и практическая подготовка. В том числе - чтобы была внедрена практика работы с наиболее современным оборудованием, которое есть на производствах. При этом для насыщения таким оборудованием лабораторий в учреждениях среднего профессионального и высшего образования нужно использовать механизм государственно-частного партнерства.
- Считаем необходимым обеспечить государственную поддержку социально ответственному бизнесу, который самостоятельно организует дополнительное профессиональное образование на своей материально-технической базе либо самостоятельно финансирует образовательные учреждения, - добавил Черногаев.
Профлидер также предложил установить государственное субсидирование зарплат наставников, которые закрепляются работодателями за выпускниками образовательных организаций, приходящими на производства.
В целом, как полагают в ФНПР, государство должно гарантировать единые подходы к оплате труда как в государственном, так и в частном секторе экономики. И Сергей Черногаев назвал условия, которые могли бы гарантировать такой подход. Тарифные ставки и оклады должны быть не ниже МРОТ. Рост тарифных ставок и окладов должен происходить за счет роста уровня квалификации или освоения работником смежных профессий. Компенсационные и стимулирующие выплаты должны осуществляться по ясным критериям. Представители профсоюзов должны участвовать в установлении размера заработной платы работников.
- Мы считаем, что такие единые подходы должны быть реализованы в бюджетном секторе экономики в новых системах оплаты труда, а во внебюджетном секторе - через федеральные отраслевые соглашения, - подчеркнул Черногаев.
Председатель ФНПР отметил: в бюджетной сфере низкая оплата труда работников, вынужденных трудиться на 1,5 - 2 ставки на одного работника, становится причиной оттока кадров и роста нагрузки на оставшийся персонал. Профсоюзы поддерживают меры правительства, направленные на повышение минимального размера оплаты труда. Однако до сих пор во многих, в том числе государственных, организациях должностные оклады и тарифные ставки устанавливаются ниже уровня МРОТ - вопреки правовой позиции Конституционного суда России.
- По мнению профсоюзов, повышение эффективности использования человеческого капитала невозможно без повышения мотивации работников к своему профессиональному развитию. Безусловно, основной фактор мотивации - это достойная зарплата. При этом рост заработной платы не должен осуществляться за счет интенсификации труда путем увеличения сверхурочных часов работы, совместительства и других “гениальных” идей “талантливых” менеджеров, - уверен Сергей Черногаев.
На основной пленарной сессии форума, на отдельных его площадках, да и в кулуарах немало внимания было уделено вопросам трудовой миграции. С одной стороны этой темы - экономика и кадровый дефицит, с другой - не менее важнаябезопасность. Интересный доклад на эту тему представил первый заместитель министра внутренних дел России Александр Горовой, приведя статистику и обозначив ключевые проблемы, связанные с пребыванием иностранных работников в России.
По данным МВД, в конце 2024 года в России находилось порядка 6,3 млн иностранцев, большинство из них - на законных основаниях. Из этого числа 23,3%, или больше 1,4 млн человек, составляли граждане Узбекистана, больше 1 млн человек, или 16,7% от общего числа, приехали из Таджикистана, порядка 655 тыс. человек, или 10,4%, - из Киргизии. Также в России насчитали почти 595 тыс. граждан Белоруссии, около 440 тыс. граждан Украины, порядка 271 тыс. граждан Азербайджана.
Несмотря на рост числа трудовых мигрантов (в 2024 году Россию посетило больше 9 млн человек), остается высоким уровень теневой занятости, а также наблюдается недостаточное знание русского языка среди прибывающих иностранцев. Горовой проинформировал участников заседания, что в структуре МВД создана новая служба-по гражданству и регистрации иностранных граждан, которая будет заниматься вопросами миграции. По поручению президента и правительства МВД работает над обновленной Концепцией миграционной политики РФ.
Актуализировать Концепцию общего миграционного пространства хотят и в Содружестве независимых государств. Дмитрий Кобицкий, генеральный секретарь Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ, сообщил, что основная задача подготовки новой редакции документа - «отразить современный взгляд на трудовую миграцию, найти баланс между общими принципами развития миграционных процессов и внутренними интересами государств».
На уровне СНГ к обсуждению Концепции только-только приступили. 2 апреля, в рамках форума, состоялось заседание тематической рабочей группы Межпарламентской ассамблеи, на котором было представлено первое видение документа, а также дополнения, которые в нем хотели бы видеть участники. В частности, руководитель департамента Всеобщей конфедерации профсоюзов по вопросам защиты социально-экономических интересов трудящихся Александра Баленко в своем выступлении акцентировала внимание на необходимости учета в документе основных подходов к миграционной политике, содержащихся в национальных концепциях и стратегиях, принятых за последние годы в странах СНГ.
В ВКП уверены: в документе необходимо отразить изменения на рынке труда, связанные с цифровизацией, появлением новых форм занятости, таких как платформенная, удаленная занятость, самозанятость, в которых активно участвуют трудящиеся-мигранты. Кроме того, отмечена важность четкого государственного контроля при использовании механизмов частно-государственного партнерства в миграционной сфере.