Мир на пороге судьбоносных изменений. Пока обыватели гадают, что нас ждет, интеллектуалы представили свои концепции мироустройства на XXI Международных Лихачевских научных чтениях, прошедших 25 и 26 мая в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП). Тема нынешних чтений - “Диалоги и конфликты культур в меняющемся мире”.
По традиции со вступительным словом выступил ректор СПбГУП, академик Александр Запесоцкий. Он напомнил, что Лихачевские чтения - крупнейший ежегодный научный форум гуманитарного знания в мире. Многие зарубежные светила не смогли приехать на чтения из-за геополитической обстановки. “К сожалению, сейчас зачастую диалог культур заменяют пушки, - констатировал Запесоцкий. - Но это обязательно пройдет”. Тем не менее было представлено свыше 150 докладов ученых, государственных и общественных деятелей из 11 стран, от Белоруссии до Австралии.
Лихачевские чтения официально открыл член Госсовета РФ, председатель ФНПР Михаил Шмаков. Он огласил обращение администрации президента РФ к участникам чтений и дал оценку событиям в мире. По мнению Шмакова, специальная военная операция обнажила суть противостояния, которое в мирное время геополитические оппоненты России прикрывали эвфемизмами. Профлидер поддержал тезис о том, что Россия - самодостаточная страна-цивилизация и вправе не подстраиваться под других, а отстаивать свои ценности. Водораздел между Россией и Западом проходит по основополагающим категориям: человек, семья, будущее человечества. Если в России семья - мать и отец, а брак - между мужчиной и женщиной, то на Западе пропагандируются однополые семьи. У бездуховной цивилизации нет будущего, убежден Шмаков, в отличие стран, которым удастся поддерживать баланс духовного развития и материального благополучия.
Директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова указала, что проводниками антикультуры стали СМИ, намеренно упрощающие важные темы до постов с лайками: “К чему сегодня пришло концептуальное осмысление мира для сотен миллионов, а возможно, миллиардов людей? К тому, что люди, не представляющие собой ничего, кроме успеха в использовании коммуникационных средств, рассказывают другим, в чем смысл жизни, не представляя никакой ценности в поддержку своих концепций”.
“Мы живем в очень трудное, тревожное и тяжелое время, когда мир сотрясают тектонические изменения, - сказал первый заместитель гендиректора ТАСС Михаил Гусман. - Но мы и сами должны внести вклад в то, чтобы мир, к которому мы движемся, был более справедлив, открыт, честен”. По его оценке, Лихачевские чтения закладывают “небольшой, возможно, хрупкий камень” в фундамент будущего, которое необходимо строить всем вместе. И тем самым приближать позитивные перемены.
Первый зампред думского Комитета по культуре Елена Драпеко тоже считает, что разлом проходит по системам ценностей: “Для нас понятия “Родина”, “добро”, “честь” - нечто священное. На Западе такого рода “сантименты” считают глупостью”.
Директор высшей школы перевода МГУ Николай Гарбовский посетовал, что языковые ограничения служат подавлению или ассимиляции культуры. В российских школах нет альтернативы английскому, и, разговаривая на “языке глобализма”, юные россияне мыслят категориями глобализации и антикультуры.
Сейчас, считает директор Института Европы РАН Алексей Громыко, мир становится более полицентричным, хотя недавние гегемоны еще навязывают “правила” другим странам. Громыко не исключает возникновения биполярного мира с центрами в США и Китае. Но вряд ли возникнет два противоборствующих лагеря, как во времена СССР. США и Китай экономически взаимосвязаны. Громыко напомнил, что после Второй мировой войны Западная Европа “ушла в тень”. Создание Евросоюза стало попыткой заявить о себе. Сейчас же в ЕС много внутренних противоречий, и он все больше теряет самостоятельность, следуя в политическом кильватере США. Единой Европе Громыко предсказывает основательную перестройку, пересборку, а то и перекалибровку.
Доктор исторических и политических наук Университета Сорбонны Оливье Рокпло подвел итоги многолетней “американизации” Европы: разложение культуры и забвение родной истории. Напомнив изречение академика Лихачева о том, что общество, в котором культура в опасности, и само в опасности, Рокпло предрек Евросоюзу незавидное будущее.
Старший советник главы МИД Ирана Мехди Санаи уверен, что старый мир рушится. Международные организации не выполняют свои функции, многие страны выбирают изоляцию и национализм. Санаи опасается, что до построения нового миропорядка ситуация будет только ухудшаться. Дипломат огласил свой рецепт преодоления кризиса - многообразие и диалог культур, а также региональные экономические объединения.
Во второй день мозговой штурм продолжился на секционных заседаниях. В конференц-зале одного из петербургских отелей дискутировали на тему “Переход от однополярности к реальной многополярности: проблемы новой геополитики”. В Научной библиотеке им. Гранина обсуждалась тема “Традиционные ценности человечества или “новая этика” Запада?”. Интересные дебаты шли в лекционных залах СПбГУП: “Экономика в контексте глобальных перемен”, “Российское образование на новом рубеже эпох (диалектика прошлого и будущего). Что нужно России”, “Право, ценности и нравственность в условиях современных глобальных трансформаций”.
Работа секции “Россия в глобальном мире: новый этап развития” сфокусировалась на поиске внутренних резервов страны. Один из модераторов, зампред ФНПР, главный редактор “Солидарности” Александр Шершуков, историк по образованию, поделился конструктивными, но критическими замечаниями: далеко не всегда совпадают политические декларации и реальные действия властей. Нет ответов на многие актуальные вопросы. Профлидер предостерег от соблазна идти по пути запретов и ограничений гражданских прав. Например, ограничение доступа к интернет-ресурсам может породить технологическое отставание. Опасно и “расчеловечивание” оппонентов, даже врагов. Так недалеко до “охоты на ведьм”. Важно понимать: мы живем в смутное время, и будущее не предопределено. Шершуков не считает корректными исторические параллели с началом 1917 года, поскольку сейчас в России нет фатального внутриэлитного раскола. Наша страна отнюдь не являемся изгоем, Западная Европа - еще не весь мир.
Зампред ФНПР также рассказал о специфике работы профсоюзов в современных условиях. ФНПР оперативно реагирует на социально-трудовые конфликты, но с осторожностью относится к организации крупных акций. Главное - не навредить своей стране, пояснил Шершуков. Он напомнил, что в 1990-е годы российские профсоюзы пережили кризис, ряды редели на миллион человек ежегодно. Были проблемы в отношениях с властью. Учрежденная президентским указом Трехсторонняя комиссия фактически не работала. Сейчас социальное партнерство налажено, а численность ФНПР держится на отметке 19,5 млн человек.
Но возникли новые вызовы. В стране 7,5 млн самозанятых, и неопределенность их правового статуса затрудняет профсоюзную деятельность. Популярна также платформенная занятость, однако организаторы платформ не видят себя работодателями. ФНПР требует принять законы-спутники к закону о занятости, чтобы трудящиеся в этом сегменте имели равные права с наемными работниками, в том числе для защиты трудовых прав.
Анализируя социальные проблемы, главный научный сотрудник Института социологии Жан Тощенко напомнил об общественном договоре. Это неписаные законы, которых придерживается и власть, и народ. Такой механизм эффективно работает, если цели сторон совпадают, пояснил социолог. По Конституции Россия - социальное государство. Но этот термин интерпретируется по-разному, а нужно добиться, чтобы он был понятен всем. Еще важнее четко определить его показатели и то, как они будут достигнуты. По мнению Тощенко, власть должна не только слушать, но и слышать народ. Даже если тот безмолвствует. Обязательно и наличие обратной связи. Власть должна регулярно советоваться с народом и со специалистами, полагает ученый.
Профессор кафедры социологии и культурологии Московского государственного технического университета Надежда Багдасарьян убеждена - Россия может стать интеллектуальным центром мира. Она советовала сделать ставку на инновационное развитие страны и формирование “общества знаний”. Вместе с сильной социальной составляющей такая модель обеспечит необходимый “баланс возможностей” всем слоям населения.
Ведущий научный сотрудник Института философии РАН Юрий Гранин считает закономерным, что в основу концепции внешней политики России положен тезис о самобытном и самодостаточном государстве-цивилизации. Страна прошла путь от православного Московского царства XVII века до советской цивилизации XX века, напомнил Гранин, и России нужно “найти себя”, прежде всего в плане экономики. Что касается интеграции новых территорий, то страна-цивилизация может делать это за счет языка межнационального общения и развития массового образования.