“Число учеников начальной школы (1 - 4-е классы) в ближайшем учебном году сократится почти на 348 тыс. человек. Это означает, что уже в приближающемся учебном году более 17,3 тыс. педагогов начальных классов станут лишними, а в 2026/2027 году высвободятся еще почти 21,5 тыс.”, - сообщения в новостной ленте про “лишних педагогов” на фоне хорошо известной в профессии нехватки кадров несколько озадачило журналистов “Солидарности”. Чтобы выяснить, что происходит на самом деле, газета обратилась к заместителю председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяне Куприяновой.
ОТКУДА ЦИФРЫ?
- Татьяна Викторовна, что имели в виду ваши коллеги, озвучивая подобные данные? Каков их источник? И что действительно происходит в школе, если взглянуть на нее сегодня с точки зрения демографии?
- Периодически, каждые 10 - 15 лет, происходит изменение численности новорожденных и, как следствие, отложенное изменение численности учеников в общеобразовательных организациях. Это явление возникает под воздействием совокупности геополитических и социально-экономических причин. Эхо двух тяжелых демографических “выбоин” - 1940-х и 1990-х - доходит и до нынешних поколений.
Прогнозом, как влияют подобные показатели на работу разных отраслей и сфер жизни страны, занимается Федеральная служба государственной статистики, но никак не Министерство просвещения. Они берут эти данные и подстраивают систему под прогнозы. А в преддверии учебного года получают информацию еще и от каждого учебного учреждения, от каждого региона, и формируют сводки, сколько обучающихся придет в первый класс - и во все остальные. Но и эти данные нельзя считать полными - в России есть частные школы, расширяется практика домашнего обучения, что не учитывается статистикой. Поэтому цифры, на которые вы ссылаетесь, должны серьезно проверяться. В каждом регионе есть определенное количество городских и сельских школ, в каждой своя наполняемость классов и групп, свое количество учителей, свое соотношение числа обучающихся на одного учителя.
Естественно, демографическая ситуация в каждом регионе своя. Возьмите Дагестан, Кабардино-Балкарию и прочие территории Северного Кавказа и сравните их с каким-нибудь регионом в Центральном федеральном округе. Во всех них разный уровень рождаемости, разное состояние сети общеобразовательных организаций и, следовательно, разный режим работы школ: в одну, две и даже в отдельных случаях - в три смены, разная заполняемость классов, поэтому считать “среднюю температуру” по отрасли - неправильно.
Кроме того, мы не можем отрицать влияние миграционных потоков. Там, где мигрантов больше, естественно, будет больше и классов в школах, и групп в детских садах.
- Говорить об “оставшихся без работы” учителях тем более странно, что хорошо известно о кадровых сложностях, с которыми сталкивается образование.
- У нас повсеместно имеется дефицит кадров, особенно по отдельным предметам: математике, физике, русскому языку и литературе. Например, фактическое количество учителей начальной школы на сто тысяч меньше, чем количество ставок, которые должны были бы быть заполнены, если бы нам хватало педагогов этой категории. И куда пойдут учителя начальных классов, если в этом году для них не набралось детей? Вероятно, в другие школы.
Если они захотят повысить квалификацию либо пройти переподготовку, они смогут заполнить вакансии учителей средней школы. Если эти вакансии вдруг окажутся заполненными, они - в соответствии со знаниями и навыками - пойдут работать педагогами дополнительного образования, устроятся в дошкольные учреждения.
У преподавателей нагрузка по предметам, особенно по ведущим, - полторы-две ставки. И хорошие учителя, при определенной переподготовке, могут перейти на преподавание в других классах и по другим программам. Было бы желание. А ведь они могут вообще уйти из сферы образования, и это будет особенно печально, поскольку, по нашему мнению, уход из школы опытного педагога по призванию - это большая, подчас трудновосполнимая потеря.
- Но мы не можем отрицать очевидного - рождаемость действительно снижается, и это неминуемо скажется на педагогах. Какую реальную опасность - и способы ее уменьшить - вы здесь видите?
- Руководство страны не просто так озаботилось проблемами семьи и демографии и предпринимает важные шаги для преодоления негативной тенденции. Потому что сейчас, даже с учетом мигрантов, прогнозные оценки динамики численности населения страны свидетельствуют о том, что дальше предполагается сокращение численности детей.
Но что на самом деле нас беспокоит и что действительно важно - чтобы не сокращалось количество самих образовательных организаций и учителей. Пройдут очередные 7 - 8 лет, и, вероятно, количество учеников снова начнет расти. И надо, чтобы тогда остались и школы, где им учиться, и педагоги, которые будут их учить.
- Какие меры принимает профсоюз, чтобы оставить педагога в школе?
- У Общероссийского профсоюза образования с Министерством просвещения подписано соглашение на федеральном уровне, действуют региональные отраслевые соглашения на уровне регионов, есть соглашения на территориальном уровне. И во всех этих документах главными становятся вопросы сохранения кадров, кадровой обеспеченности в сфере образования.. У нас есть обязательства информировать друг друга при угрозе сокращения кадров. Есть обязательства совместно разрабатывать меры по трудоустройству - которые в соответствии с Трудовым кодексом предполагают и согласие работников. Если органы государственной власти в регионах заинтересованы - а вопрос кадрового обеспечения в сфере образования относится к их полномочиям - они вместе с профсоюзами могут поддержать высвобождаемых педагогов, чтобы те с отрывом от работы проходили переподготовку, повышали квалификацию.
Сейчас из всех органов управления образованием исчезли учителя для замены отсутствующих длительное время педагогов. Возрождается методическая служба, а специалистов для нее найти непросто, да и оплата труда методистов еще ниже, чем учителей в школе. Многим учителям приходится работать на полторы-две ставки, что ведет к их “выгоранию” на работе.
- Недавно прошел Десятый съезд Общероссийского профсоюза образования. Какие направления стали для вас приоритетными?
- Важнее всего совершенствовать систему повышения квалификации, которая бы обеспечила непрерывный профессиональный рост. И приветствуем решение, что повышать квалификацию можно только в государственных учреждениях, что должно защитить профессию от подтасовок и лжедипломов. При этом мы стараемся во взаимодействии со специалистами анализировать, как работают институты повышения квалификации, какие программы помогают работникам успешно решать сложные профессиональные задачи. То есть работа идет, и мы действительно надеемся, что общими усилиями сможем качественно улучшить ситуацию.
Сейчас обсуждают стратегию развития образование до 2036 года, с перспективой до 2040 года. В любом случае необходимо учитывать спад рождаемости. Профсоюз будет настаивать на дополнительных мерах, которые бы позволили высвобождаемым учителям трудоустраиваться, получать для этого со стороны государства поддержку для переподготовки и повышения квалификации. Чтобы сделать все для сохранения кадров, которые продолжают работать в образовании, сохраняя верность избранной профессии и желание совершенствоваться, а также создавать условия для мотивации выпускников педагогических вузов и колледжей приходить в сферу образования и оставаться в ней. Нужно принимать меры, чтобы учебная и бюрократическая нагрузка на учителей снижалась. И совершенствовать порядок финансирования образования, чтобы люди могли работать, пускай даже много, но чтобы зарплата была действительно адекватной усилиям и значимости их труда.