Карантин и самоизоляция успокаивают население, но ведут к падению спроса в отраслях, по которым бьет даже короткий простой. Их фронт так широк, что для экономики России последним гвоздем в крышку гроба может стать не обвал курса рубля и цены на нефть, а противовирусные меры, ограничивающие активность граждан.
В то время как крупные компании федерального уровня отыгрывают падение своих акций 12 марта и подсчитывают прибыль от спроса на гречку и туалетную бумагу, малый и средний бизнес России в агонии. Предприниматели ждут помощи от федеральных властей, поскольку из трех сторон - государство, бизнес и потребители - больше всего денег у государства.
Первыми от карантина пострадали небольшие магазинчики и кафе, фитнес-клубы и студии, предлагающие разнообразить досуг. До 28 марта 90% кафе в столице пустовали, а в период самоизоляции, продленный до конца апреля, заведения общепита стали работать только на вынос. Но многим пришлось вовсе закрыть свои двери. Похожая картина и в других городах, как крупных (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск), так и поменьше. По распоряжению мэра Москвы Сергея Собянина с 25 марта закрылись кинотеатры, а до этого они продавали не больше полусотни билетов на показ, повинуясь распоряжению градоначальника не собирать под крышей больше 50 человек.
Спрос на товары не первой необходимости упал, все развлечения переместились на дом: через соцсети люди делятся смешными картинками про пандемию, в мессенджерах распространились стикеры с молекулой коронавируса, и народ шутит, что это будет самая веселая эпидемия в истории человечества. Шутка горькая, и дело не только в статистике смертности, которая, кстати, в России меньше 1%. Вирус бьет по рабочим местам, по кошелькам граждан и бюджетам соцфондов.
Эксперты из Высшей школы экономики, прогнозируя потери социальных фондов, рассматривали три сценария: по самому пессимистичному, рабочих мест из-за коронавируса и мер противодействия ему станет в стране на 20% меньше.
- Сильнее всего кризис затронет предприятия общепита, - комментирует председатель профсоюза “Торговое единство” Сергей Филин. - Не все могут организовать доставку, не все блюда готовятся на доставку. Некоторые простаивают. Даже предприятия быстрого питания столкнулись с сокращением числа заказов. Это сказывается на доходах компаний и на зарплатах. Мы также опасаемся, что работники торговли, у которых зарплата состоит из оклада (часто на уровне МРОТ) и премий, не получат премии. Работники до сих пор склонны доверять работодателям и не обращают внимания на то, как оформлены отношения - трудовой это договор или гражданско-правовой. Думаю, многие, столкнувшись с нарушением прав во время вспышки коронавируса, будут щепетильны в этом вопросе в будущем.
Профлидер выразил надежду на то, что государство выделит субсидии социально значимым предприятиям общественного питания, столкнувшимся с вынужденным простоем, таким как комбинаты школьного питания.
Торговлей и общепитом дело не ограничивается: легкая промышленность, которая в основном представлена небольшими частными предприятиями, тоже сильно страдает.
- Неделя, а то и две без работы могут полностью подорвать экономику предприятий легкой промышленности, - говорит Андрей Чекменев, председатель Российского профсоюза работников промышленности. - Названные правительством льготы направлены на малые предприятия и малый бизнес, а те, кто не подпадает под эту категорию, остаются беззащитными и, вероятно, вынуждены будут прекращать свою деятельность. Мы считаем, что поддерживать их надо на тех же принципах: обеспечить возможность работы и выплаты зарплат сотрудникам. Серьезно упали железнодорожные перевозки: пассажирские на 80%, грузовые - на 30%. Следовательно, тревогу вызывает судьба предприятий, работающих на железную дорогу. Даже в оборонной промышленности не все спокойно: да, есть гособоронзаказ, но когда в экономике страны возникают такие серьезные бреши по крупным отраслям, проблемы появляются везде.
Эти комментарии показывают, что дальше костяшки домино будут сыпаться одна за другой. Ведь большинство мер в отношении предприятий и физических лиц предполагают отложенный долг. “Каникулы” и отсрочки по платежам рассчитаны на полгода. Через это время экономика, видимо, должна сама выправиться до состояния, близкого к докризисному. Только тогда люди смогут выплачивать ипотечные и потребительские кредиты, арендовать жилье, разнообразить досуг, покупать предметы не первой необходимости.
Самоизоляция и карантин удачно пришлись на цифровизацию, но работники образования и культуры от этого пострадали. В частных детских садах и школах то родители просили вернуть деньги, то сотрудники возмущались возросшей нагрузкой. До объявления карантина учителям приходилось проводить уроки и офлайн (для тех, кто не захотел остаться дома), и онлайн (для тех, кто предпочел родные пенаты). Распространится ли дистанционное образование? Подобная практика уже есть во многих вузах, где обязательно прохождение непрофильного дистанционного курса на выбор через платформу OpenEdu.
- Преподаватели и учителя привыкают к новым условиям работы на “удаленке”, - комментирует ситуацию Вадим Дудин, заместитель председателя профсоюза работников народного образования и науки. - Это существенное изменение условий работы, но оплату труда работодатель пока не пересматривает. В системе высшего образования все сложнее. Встают вопросы организации учебного процесса, набора первокурсников, работы вспомогательного персонала. Например, сотрудники комбинатов студенческого питания уходят в простой, и сейчас по ряду вузов есть понимание, что этот простой оплачивается исходя из позиций Трудового кодекса. Но вопросов в текущих условиях очень много, и новые возникают ежечасно.
У многих работников культуры больше половины зарплаты складывается из внебюджетных средств, заработанных учреждением:
- Чтобы работники культуры продолжали получать зарплаты, министерство направило правительству обращение с просьбой сохранить финансирование учреждений культуры в прежних объемах без учета целевых показателей - то есть привлеченного населения и проданных билетов на выставки, в театры и так далее, - сказала Светлана Цыганова, председатель профсоюза работников культуры. - Кроме того, учреждениям культуры должно быть выделено финансирование для оплаты коммунальных услуг - сначала на федеральном уровне, потом принять соответствующие нормативно-правовые акты должны в регионах. Исходя из выступления министра культуры Ольги Любимовой, я поняла, что правительство идет нам навстречу. Остро стоит вопрос о внебюджетных средствах, которые сейчас не формируются, но обычно идут на стимулирующие выплаты - значительную часть зарплаты работников культуры. Может случиться и так, что многие учреждения перейдут на виртуальный режим, а руководители скажут, что в новых условиях им нужно, скажем, всего четыре работника, а не двенадцать. Народ пока выжидает, но терпению всегда приходит конец: людям же главное - зарплаты и социальный пакет; как только это пострадает, мы будем этим заниматься.
Светлана Цыганова заверила, что профсоюз отслеживает, сколько людей приглашалось “на беседу”: принуждалось к отпускам, переходу на урезанную зарплату. В регионах были такие случаи, но все разрешилось благополучно.
Конечно, рисовать все в темных тонах нельзя. Но светлых пятен не так уж много. Работают крупные компании федерального уровня, снабжающие население товарами первой необходимости, хотя прежних очередей у касс в супермаркетах уже нет. Подвоз продовольственных товаров остановиться не может, и предпосылок для снижения спроса на базовые товары нет.
- В условиях кризиса люди покупают в первую очередь продукты первой необходимости, - сказала зампред профсоюза работников агропромышленного комплекса Галина Юрова. - Наша отрасль здесь ключевая, и предприятия просто не могут отправить людей в вынужденные отпуска, остановить производство. Вводится бесконтактная передача смен при помощи разных средств связи, сотрудников доставляют к месту работы, минуя общественный транспорт. Но не хватает средств индивидуальной защиты - даже у самих производителей, поэтому профсоюзные ячейки налаживают производство масок доступными средствами: покупают марлю, находят швей, готовых взяться за заказ.
О нехватке средств защиты рассказал и Алексей Тихомиров, председатель профсоюза трудящихся авиационной промышленности. По его словам, предприятия, занимающиеся оптовой торговлей средствами индивидуальной защиты, попали в категорию тех, чьи работники тоже должны уйти на карантин.
- Профсоюз направил просьбу включить производства, которые занимаются пошивом средств защиты, изготовлением материалов для них и обеспечением предприятий, в особый список таких, которые обеспечивают безопасность труда, - сказал профлидер.
В авиационной промышленности полностью остановить производство нельзя, и часть сотрудников выходит на работу. По всем предприятиям составлены списки тех, кто не может покинуть рабочее место из-за технологических особенностей. Остальные, в соответствии с распоряжением президента, отправлены по домам с сохранением зарплаты.
- Что будет дальше - пока не могу сказать. Есть риск срыва контрактов из-за сложившейся ситуации, из-за остановки производства продукции, - сказал Алексей Тихомиров.