Адвокаты по назначению, арбитражные управляющие, нотариусы и другие категории специалистов в области юриспруденции вынуждены работать без трудового договора. Эта проблема лишает их не только гарантий, предусмотренных законодательством, но и возможности коллективно добиваться улучшения условий труда. В отраслевом профсоюзе считают такую ситуацию несправедливой и намерены добиваться ее изменения.
Целые категории людей, занятых в области права, остаются без надлежащей защиты своих интересов. И речь не о тех, кто осознанно работает «в серую» или «в черную». Речь о юристах, вынужденных трудиться в условиях нестандартных форм занятости: адвокаты по назначению, арбитражные управляющие и нотариусы.
- Если права работающего по гражданско-правовому договору в отношениях с заказчиком хоть как-то защищены, так как регулируются гражданским законодательством, то отношения арбитражных управляющих и адвокатов по назначению с государством вообще никак не урегулированы, - рассказывает председатель профсоюза адвокатов России Григорий Абуков. - Адвокаты и арбитражные управляющие работают на основании решений органов государственной власти, которые не являются ни трудовым договором, ни гражданско-правовым. Хотя все признаки трудовых отношений присутствуют.
По словам профлидера, такая ситуация существенно влияет на социально-экономическое положение юристов. Так, у адвокатов и арбитражных управляющих нет отпуска по уходу за ребенком и соответствующих выплат, нет отпускных, не оплачивается больничный, не применяется законодательство о СОУТ. Еще одним следствием этого положения стало то, что эти категории работников лишены профсоюзной поддержки. Нет трудовых отношений – нет и возможности обеспечить профсоюзную защиту. Профсоюз адвокатов России совместно с профсоюзом арбитражных управляющих решили попытаться кардинально изменить сложившуюся практику. С точки зрения профлидеров, достигнуть этой цели можно двумся способами: внести изменения в Трудовой кодекс, расширив его применение, либо дополнить Закон о профсоюзах.
- Предлагается реализовать права всех трудящихся на защиту профсоюзами, на коллективные переговоры, на заключение колдоговоров и соглашений, на государственные гарантии, а именно внести в закон о профсоюзах точечные поправки и предусмотреть распространение права на соцпартнерство и коллективные переговоры на профессии, в которых нет классических трудовых отношений. Также предлагается расширить понятие «работник» таким образом, чтобы под это определение подпадали и занятые в нестандартных формах занятости, а не только работающие по трудовому договору.
Как полагает Абуков, такие законодательные изменения станут хорошим примером реализации резолюции X съезда Федерации независимых профсоюзов России «Каждому трудящемуся – профсоюзную защиту». Кроме того, такого рода изменения помогут в борьбе с нестандартными формами занятости в целом, которые за последнее время широко распространились по стране, превысив 43% в общей структуре занятости населения в России.
Примеры попыток введения законодательного регулирования нестандартных видов занятости есть уже сейчас, утверждают в профсоюзе адвокатов. Равно как и попытки ввести договорно-правовое регулирование, например, в сфере адвокатуры или у арбитражных управляющих, где на федеральном уровне уже заключены отраслевые соглашения. Однако заключение соглашения не означает его автоматического исполнения. И в сфере права различные формы нестандартной занятости на сегодняшний день остаются болезненной проблемой, пока не решенной на законодательном уровне.
- Распространение нестандартной занятости способствует увеличению числа работников, не имеющих гарантированной социальной защиты, сокращает сферу применения соцпартнерства, в силу чего ослабевает коллективно-трудовой механизм защиты работников, - поясняет Абуков. - Повышается роль госрегулирования, и становится актуальным внесение изменений в законодательство о профсоюзах для регулирования правоотношений в нестандартных формах занятости. Также необходимо правовое понимание самого понятия «нестандартная форма занятости», с четкими правовыми признаками тех форм занятости, которые мы можем на законодательном уровне отнести к нестандартным. Эти вопросы требуют исследования для внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство и являются актуальными для значительной части субъектов трудовых правоотношений.
По словам профлидера, вероятнее всего, первое обсуждение применения договорно-правового регулирования трудовой деятельности в нестандартных формах занятости состоится в рамках рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.