Делегаты Х съезда “Всероссийского Электропрофсоюза” (ВЭП) 2 декабря переизбрали на новый срок председателя организации Юрия Офицерова и, кажется, выявили основную на данный момент причину падения уровня профсоюзного членства: люди элементарно уходят с предприятий в те отрасли, где сейчас больше платят. Так что вопрос мотивации стоит во весь рост также и перед работодателями.
“Всероссийский Электропрофсоюз” на своем Х съезде, прошедшем 2 декабря в Москве, переизбрал на новый пятилетний срок председателя Юрия Офицерова. Об этом можно сказать в самом начале, поскольку никакой интриги или драмы не было и даже не намечалось. В отличие от памятного внеочередного съезда 2018 года, на котором Офицеров был избран председателем впервые и по которому Эльдар Рязанов мог бы снять новый “Гараж”. (См. “Солидарность” № 32, 2018, “Ожидаемая внезапность”.) Нынешняя же рабочая, дружелюбная и в целом спокойная атмосфера говорила о том, что новому руководству “Электропрофсоюза”, похоже, удалось навести порядок в организации и даже заручиться поддержкой некоторых прошлых оппонентов. Что и показало единогласное голосование за кандидатуру (единственную) Юрия Офицерова.
В съезде, помимо 174 делегатов, приняли участие многочисленные гости из числа ветеранов “Электропрофсоюза”, социальных партнеров из правительства и отраслевого объединения работодателей - Ассоциации “ЭРА России”. В адрес съезда поступили десятки приветствий от коллег по профсоюзному цеху, в том числе из-за рубежа. С приветственным словом к делегатам съезда по видеосвязи в режиме онлайн обратился и председатель ФНПР Сергей Черногаев. Он отметил, что прошедшие пять лет были сложными, но “Всероссийский Электропрофсоюз” достойно справился со всеми вызовами:
- Благодаря вашим усилиям, настойчивости и преданности общему делу обеспечивается надежная защита трудовых, социально-трудовых прав, улучшаются условия труда и создаются гарантии достойной заработной платы. Федерация независимых профсоюзов России высоко ценит ваш вклад в развитие всего профсоюзного движения нашей страны, - подчеркнул Сергей Черногаев. - Уверен, что ваша деятельность и впредь будет способствовать росту социальной справедливости и укреплению профсоюзного движения.
Впрочем, проблем (что для рабочего профсоюза значит - задач) хватает всегда и будет хватать впредь. Актуальную социально-экономическую обстановку, которая и ставит задачи перед профсоюзами - в данном контексте прежде всего производственной сферы - вкратце обрисовал зампред ФНПР Александр Шершуков:
- В последние месяцы происходит рост долгов по заработной плате. С одной стороны, в ряде отраслей, на ряде предприятий происходит либо сокращение работников, либо перевод на неполную рабочую неделю. С другой стороны, мы столкнулись с дефицитом кадров, который пытаются сейчас закрыть совершенно разным образом. Опять-таки, это процесс торможения роста зарплат. Это с одной стороны, а с другой стороны - продолжающийся рост цен. Прогнозы пока что не радуют: они говорят о возможной рецессии в экономике страны. Поэтому мы должны оценивать все предстоящие нам на перспективу риски и стараться сохранить социальную стабильность в нашем государстве.
Сегодня “Всероссийский Электропрофсоюз” объединяет в своих рядах более 350 тыс. человек. У профсоюза заключены отраслевые соглашения в электроэнергетике и машиностроении. Средняя заработная плата с 2021 по 2024 год в электроэнергетике выросла на 150,7%, в электротехнике - на 177,2%, что значительно опережает инфляцию (131,7% за период 2021 - 2024 гг.). В электроэнергетике подписано Отраслевое тарифное соглашение на 2025 - 2027 годы без протокола разногласий - впервые с 2008 года. К соглашению присоединились 87 организаций. На электротехническую отрасль распространяется ОТС по машиностроительному комплексу РФ. Профсоюзную сторону соответствующей отраслевой комиссии представляют Роспрофпром, профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения и “Всероссийский Электропрофсоюз”. ОТС в данной сфере было заключено на период 2023 - 2025 годов.
Конкретно для “Электропрофсоюза” это означает, в том числе, сохранение и собственной стабильности. Хотя в чем-то ее еще только предстоит восстановить. Так, по итогам прошедшей в преддверии съезда отчетно-выборной кампании в членских организациях профсоюза первоочередной задачей было признано “устранение причин падения профсоюзного членства”.
Тут, правда, не без нюансов. Как говорится в докладе Юрия Офицерова, даже несмотря на рост зарплат в отрасли (см. справку), прилично опережающий рост инфляции, это все равно не дает электроэнергетике конкурентных преимуществ на рынке труда. Основной причиной лидер ВЭП называет “революцию зарплат в других отраслях экономики”, спровоцированную высоким уровнем зарплат участников СВО, работников предприятий ВПК и маркетплейсов, “а также дефицитом персонала, вызванным демографическим провалом 90-х годов”.
Иными словами, дефицит кадров и их переток туда, где больше платят, естественным образом влияют и на численность профсоюза. Это понятно, но тут возникает вопрос: а может ли “Электропрофсоюз” как-то засыпать демографическую яму 90-х или предложить работникам зарплаты выше, чем на маркетплейсах? Вряд ли. Но есть и более доступные инструменты:
- Если опережающий рост зарплаты работников, ограниченный тарифными решениями госрегуляторов и возможностями работодателей, не позволяет в полной мере способствовать закреплению персонала на предприятиях отрасли, это необходимо делать через повышение уровня социальных гарантий, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, а также через возможность самореализации и карьерного роста, - считает Юрий Офицеров.
Другими важными задачами члены профсоюза в ходе отчетно-выборной кампании назвали эффективное обучение выборных работников и активистов и максимальное использование потенциала молодежи в деятельности организации. Все это профсоюз вполне может сделать уже совершенно самостоятельно. Но вопрос возник у самого председателя:
- Ничего вас не смущает? Обратите внимание: среди выводов нет проблематики, затрагивающей минимальную тарифную ставку, доходы, заработную плату в целом. Не то чтобы о зарплате на собраниях и конференциях вообще не говорили. Нет: обсуждали, настаивали, требовали. Просто в первую очередь в повестке стояли вопросы падения членства, кадровая тематика, интенсификация и безопасность труда и молодежная тематика, - не то чтобы удивлялся, но обращал внимание коллег Офицеров.
И вот к чему это все. Недавно, говорит профлидер, ВЦИОМ провел опрос о роли профсоюзов в современной России. И на вопрос о том, чем в первую очередь должны заниматься профорганизации предприятий, сами члены профсоюзов ответили, что оздоровлением работников. А вот не состоящие в профсоюзе работники сказали, что в первую очередь профсоюзы должны заниматься обеспечением роста зарплат. “Это… это интересно”, - как бы предложил задуматься (или одуматься?) Юрий Офицеров.
Впрочем, данным опросов можно доверять, да и то не полностью, только изучив их методологию. Например, на съезде ВЭП как раз много говорили о зарплатах. И эти люди знают, о чем говорят:
- На первый план выходит заработная плата. Дальше работника интересуют его трудовые обязанности. Потом график работы, режим труда и отдыха. Потом - долго ли добираться до работы. Потом он уже только задумывается об условиях труда, о бытовых условиях, об организации рабочего места, социальном пакете и прочем. Затем о коллективе, который его окружает, и только где-то на десятом месте - “вступать мне в профсоюз или не вступать”, - расписывал расклад Андрей Сачков, председатель Пермского крайкома профсоюза. - Но на эти сложности вступления в профсоюз наложилась проблема мотивации к труду в самой отрасли. Мы столкнулись с вопросами элементарного отсутствия желающих работать на наших предприятиях.
И тут уже, как ни крути, мяч на стороне работодателей. А “Всероссийский Электропрофсоюз” свой выбор в пользу стабильного развития уже сделал.