В Москве 12 декабря прошел Х Пленум профсоюза работников здравоохранения РФ. Говорили в основном о сложной структуре зарплат и о том, как взаимодействовать с властями (они же в данном случае - работодатели) так, чтобы начисление зарплат стало, наконец, не только прозрачным, но и, что самое сложное, справедливым.
- Не должно быть отрыва повышения уровня компенсации [оплаты] за труд от производительности труда, - заявил министр здравоохранения Михаил Мурашко, выступая 12 декабря на X Пленуме профсоюза работников здравоохранения.
Основной темой пленума стала “консолидация усилий профсоюза и органов управления здравоохранением в решении вопросов повышения уровня материальной оценки труда работников”. В постановлении пленум отметил, что ситуация с оплатой труда работников здравоохранения “характеризуется рядом негативных моментов”. Это, помимо низких зарплат, “недовыполнение” майских указов президента от 2012 года; отсутствие единой системы гарантий в структуре и размерах зарплат и значительная межрегиональная дифференциация зарплат; нехватка кадров.
Отмечается, что совместно с правительством, Минздравом РФ и региональными профильными ведомствами профсоюзу удалось продвинуться в решении этих проблем. Так, “практически во всех субъектах РФ проведена работа по внесению изменений в региональные нормативные акты, регулирующие оплату труда”. В отдельных субъектах РФ установлены дополнительные виды стимулирующих выплат. А инициатива региональных организаций профсоюза повлекла увеличение должностных окладов и сохранение “специфических надтарифных выплат”.
Министр сообщил, что в регионах завершается переход на новую модель системы оплаты труда, окладная часть составит 50% зарплаты. И эта тема стала на пленуме одной из основных. Напомним, президент Путин поручил с 1 апреля этого года увеличить окладную часть зарплаты медработников до 50% в структуре зарплаты - с сохранением дополнительных выплат. “К сожалению, механизм реализации этой инициативы вызывает множество вопросов. В первую очередь озабоченность связана с позицией о сохранении уровня зарплаты медицинских работников не ниже уровня предшествующего года, что фактически означает отсутствие реальных перспектив роста зарплаты”, - говорил в комментарии “Солидарности” еще в феврале председатель профсоюза работников здравоохранения Анатолий Домников.
При этом, как писала “Солидарность” в апреле, дополнительное финансирование на рост окладов медиков не предусмотрено. В профсоюзе тогда отмечали, что предложенный механизм увеличения окладов без этого “приведет к пересмотру системы стимулирующих выплат, важных для отражения специфики профессиональной деятельности и квалификационных характеристик работников”.
- У нас с вами есть на сегодня вакантные, незаполненные ставки, которые относятся непосредственно к оказанию медицинской помощи, - указал министр. - Мы совершенно четко видим, что многие субъекты пошли по пути повышения эффективности использования человеческого ресурса с повышением уровня зарплат… когда высокоэффективной становится медицинская помощь - это высокопотоковые центры без простоя оборудования.
Основную же часть получасового выступления министра заняли темы, близкие больше главврачам и профильным чиновникам, чем профработникам. Хотя и им о подходах Минздрава к управлению отраслью послушать было и полезно, и интересно. И отметим: речь Мурашко хоть и была приветливой, но приветственной ее не назвать - все по делу. Как сказал Анатолий Домников, передавая содержание беседы с соседом по президиуму, председателем ФНПР Сергеем Черногаевым, хорошо, когда подобные мероприятия посещают такие высокие гости.
- Когда приезжают и министр, и Сергей Иванович [Черногаев], и Марина Сергеевна [Маслова, директор департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда], мы понимаем, что мы работаем все вместе. Почувствовать пульс друг друга все-таки важно, - справедливо отметил Домников после выступления Масловой.
- Меры, которые принимаются по повышению заработной платы медицинских работников, дают результаты. По линии Минтруда социальные выплаты за 2024 год составили 141,5 млн рублей, - сообщила, например, чиновница. - Работа, которая сейчас ведется по разработке новой системы оплаты труда, сложна как в моделировании, так и в последующей реализации.
В отличие, видимо, от социальных выплат - тут оно полегче будет. Заметим кстати, что и сам профсоюз справляется с поддержкой своих членов на отлично (см. инфографику здесь). Однако не будем противопоставлять соцпартнеров друг другу. Просто, когда люди говорят о проблемах откровенно, как это принято в профсоюзе работников здравоохранения, такое впечатление часто бывает неизбежно. А мы неизбежно подходим к тому, о чем говорили сами участники пленума.
- Кемеровской областной организацией профсоюза совместно с Министерством здравоохранения начата работа по изменению системы оплаты труда, - докладывала глава обкома Оксана Брагина. - И если где-то возникала какая-то спорная ситуация, то туда выезжали мы вместе с представителями [регионального] министерства. Все изменения систем оплаты труда осуществлялись при участии первичных профорганизаций. В части изменения выплат стимулирующего характера все выплаты, установленные ранее, сохранены в прежних размерах. Однако в некоторых учреждениях работодателем не обеспечена понятная и прозрачная система начисления [этих] выплат.
- В Алтайской краевой организации в течение 30 лет в штате отсутствует специалист по заработной плате. Зарплата у нас самая низкая в Сибирском федеральном округе, - сообщила глава крайкома Ирина Смирнова. - И даже после того как “поправили” [до 50% от зарплаты], у врача оклад начинается с 14 тысяч, у медсестры с восьми, а у немедицинского персонала - с 3800 рублей.
- Вынуждена констатировать, что инициатива повышения окладной части до 50%, сохранив при этом дополнительные выплаты, не нашла должного отражения в постановлении [региональных властей], - сообщала глава Пензенского обкома профсоюза Галина Попадюк. - Предложенный механизм увеличения окладов без дополнительного финансирования привел к пересмотру системы стимулирующих выплат. И это не лучшим образом сказалось на настроениях в коллективах. Мы возлагаем большие надежды на новую систему оплаты труда.
- Надбавки “за село” есть, а “за Арктику” - упразднены, - говорила о том, что волнует медиков Якутии, глава рескома Людмила Корнилова. - На юге Якутии инфраструктура поселков и деревень не очень ужасает. А вот Арктика… Когда температура падает ниже минус 60 градусов, больно даже дышать. Там нет никаких условий просто для жизни. Там из животных только редкие эндемики. И - неубиваемые участковые терапевты…
В общем, профсоюз идет вперед, невзирая ни на что.
Сергей Черногаев, председатель ФНПР:
- Профсоюз работников здравоохранения традиционно является одним из самых многочисленных и активных общероссийских профсоюзов. Это подтверждается наличием четырех отраслевых соглашений, которые вы заключаете с Минздравом, Минобрнауки, Роспотребнадзором и ФМБА. Важным достижением является договоренность профсоюза с Минздравом об исключительном праве профсоюза на заключение коллективных договоров и соглашений. Несмотря на то, что в бюджетной сфере крайне сложно вести коллективные переговоры, профсоюзу все же удалось включить в отраслевые соглашения дополнительные гарантии медицинским работникам. Из них следует выделить доплаты за работу в ночное время, за работу во вредных и опасных условиях труда. Другим отраслевым министерствам, общероссийским профсоюзам и объединениям работодателей следует взять эти нормы себе на вооружение и использовать в своей работе.
Анатолий Домников, председатель профсоюза работников здравоохранения РФ:
- Сфера оплаты труда работников здравоохранения неоднократно становилась объектом внимания президента страны. А значит, и правительства, и Министерства здравоохранения, и уж тем более нас с вами. Сейчас ведется работа над исполнением двух поручений президента на эту тему. Первое: на федеральном уровне приступили к разработке новой модели оплаты труда. И второе: в медицинских организациях всей страны проводится серьезная работа по увеличению доли оклада в структуре зарплаты. Реализация этих поручений выявила множество подводных камней, с которыми столкнулись территории. Я далек от мысли, что президент России автоматически отражает в своих поручениях требования профсоюза, поступающие ему в том или ином формате. Но уверен абсолютно точно, что он о них знает и их учитывает. А это означает, что мы, профсоюз, включая наши первички, в целом правильно фиксируем настрой в коллективах, выявляем и обобщаем наиболее актуальные проблемы, инициируем необходимость их рассмотрения.