Длившаяся в течение пяти дней забастовка работников ТОО «Бургылау» в Жанаозене завершилась 29 июля, избранием на собрании нового председателя профсоюза. Прежнего председателя профкома работники предприятия обвинили в том, что он «не защищал их права» и «выступал на стороне работодателя».
По словам работников, собравшихся на автобусной станции ТОО «Бургылау», «рабочие часы были сокращены, несмотря на наличие объема работы, также была сокращена зарплата, участились случаи незаконного увольнения». Работники предприятия потребовали освободить от должности руководителя организации Асхата Сариева, правильно начислять зарплату, улучшить условия труда и предоставить право самим избирать председателя профсоюза.
Садуакас Беккалиев, которому работники компании выразили доверие, в июне был уволен «из-за отсутствия на рабочем месте без уважительной причины». Он работал на предприятии «Бургылау» нефтяником с 1992 года. Во время забастовки работников в связи с ухудшением условий труда в ТОО «Бургылау» в 2009 году он был членом забастовочного комитета и затем до 2012 года — председателем профсоюза.
Заместитель председателя Казахстанского нефтегазового отраслевого профсоюза Елена Мустафина, побывавшая в Жанаозене, рассказала «Солидарности», что сейчас работы на предприятии возобновились.
- С одной стороны, это конфликт внутри профсоюза был, а с другой стороны - следствие положения предприятия на фоне снижения цен на нефть. Именно сервисники испытывают наибольшие сложности с объемом работ. Это буровое предприятие, а значит это тендер, который может затягиваться. Началом конфликта послужила позиция профкома по трудовому конфликту шестерых работников, которые были уволены за нарушения трудовой дисциплины. Естественно, администрация не белая и пушистая, уволили их достаточно жестко. Обращались они в органы местной власти, в Департамент труда, но их не защищал никто. На фоне того, что в целом предприятие находилось под угрозой снижения объемов, снижения рабочего времени, их поддержали остальные. 200 человек в течение пяти дней по утрам собирались на автостанции и проводили протестные акции. Сейчас к работе приступили.
Елена Мустафина считает, что конфликт подспудно был заложен в новой редакции закона «О профсоюзах», действующей в Казахстане с 2014 года, согласно которой, вводится новое понятие «локальный профсоюз», т. е. профсоюз отдельного предприятия. Все профсоюзы должны были за год пройти перерегистрацию, а затем обязательно войти в состав отраслевого профсоюза, но уже со своим зарегистрированным уставом. ТОО «Бургылау» в итоге приняло устав, в котором проведение внеплановых выборных конференций профкома предусмотрено не было.
- Это одно из последствий принятия новой редакции закона «О профсоюзах», который в Казахстане действует с 2014 года. И этой ситуации на 50%, я уверена, не было бы. Рабочие потребовали в начале конфликта провести выборную конференцию. В профкоме им ответили, что по уставу внеочередных конференций вообще нет. Когда регистрировали устав, не думали, что они регистрируют, а потом этим уставом прикрывались. Это неправильно, надо было проводить конференцию, а не доводить дело до выхода на автостанцию и забастовок. Позиция профкома была негибкая, - подчеркнула зампред профорганизации.
На данный момент, по словам Мустафиной, создана комиссия в составе трех членов старого профкома и трех – нового, которая займется ревизией работы за год. Что касается председателя Садуакаса Беккалиева, если никто из бывших руководителей профорганизации не подаст в суд, то избрание будет считаться действительным.
- Сегодня новый профком избран, приступил к работе. Садуакас Беккалиев – человек не новый, он работал на этом предприятии председателем профкома до 2012 года, будем заново знакомиться. Не лучший вариант, неправильно избирать профкомы на автобусной остановке. Но, видимо, люди были накалены, делать им было нечего, - подытожила зампред Казахстанского нефтегазового профсоюза.