Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов одобрил законопроект, согласно которому в религиозных организациях не должна проводиться спецоценка условий труда (СОУТ). Такая инициатива появилась «по просьбе религиозных организаций», уточнил председатель комитета Ярослав Нилов (ЛДПР), входящий в число авторов законопроекта.
В пояснительной записке к законопроекту говорится о противоречиях между законом о СОУТ, принятом в 2013 году, и российской Конституцией. В соответствии с последней, государство не имеет права вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если такая деятельность не противоречит закону. Однако закон о спецоценке распространяется и на религиозные организации, «не учитывая при этом особенности их деятельности, что может повлечь за собой требования уполномоченных органов государственной власти о проведении специальной оценки условий труда работников религиозной организации». По мнению авторов, проведение СОУТ в отношении священнослужителей и других работников, чьи обязанности имеют богослужебный характер, будет вмешательством государства в деятельность религиозной организации.
Кроме того, отмечается в пояснительной записке, «стандартизировать условия труда в религиозных организациях не представляется возможным ввиду конфессиональных различий и закрытости культовых территорий».
- Сложно понять, что будут делать специализированные организации, [осуществляющие измерения по СОУТ], в наших храмах, – заметила представительница РПЦ, представленная Ниловым как матушка Ксения. – Проверять, имеются ли микроорганизмы в чаше с дарами? Или, скажем, соблюдена ли освещенность в культовом здании? Какие-то стандартные условия труда для культовых зданий всех конфессий установить в принципе невозможно, – уверена она.
Согласно позиции Русской православной церкви, «нельзя расценивать храмы как рабочие места», поскольку и клирики, и работники (например, вспомогательных служб или при подсобном хозяйстве) «несут там служение».
- Аттестовывать это как рабочее место, я считаю, даже граничит с оскорблением чувств верующих, – заключила матушка Ксения.
Представители протестантской церкви и ислама, присутствовавшие на заседании комитета, изложили аналогичные позиции.