На заседании Российской трехсторонней комиссии 27 января правительство, объединение работодателей и профсоюзов поддержали проект положения «Роскосмоса» о космонавтах.
До сих пор в России правовой статус космонавтов определяется положением о космонавтах СССР, которое было утверждено еще в 1981 году. За эти годы принципиальные изменения в него вносились только один раз в 1993 году: были определены условия материального и пенсионного обеспечения кандидатов в космонавты и космонавтов. Однако с 1981 года государственная политика в области космической деятельности неоднократно менялась.
Исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации «Роскосмос» Сергей Крикалев рассказал, что новое положение устанавливает основные права и обязанности кандидатов в космонавты и космонавтов. Например, право на получение бесплатной медицинской помощи на всех этапах подготовки, право на жилье в специализированном жилищном фонде, получение информации о своих программах подготовки и о результатах полета. В обязанности космонавтов входит выполнение программ подготовки к полетам, прохождение различных видов аттестации, медосмотров, соблюдение кодекса профессиональной этики и другие.
Поскольку космонавт – это профессия, у членов РТК возник вопрос, существует ли профессиональный стандарт космонавта?
- Вообще, такие вопросы уже задавались ранее, - пояснил дважды герой России Крикалев. - Что такое профессия космонавт? Относится она к рабочим профессиям или инженерным? Попытка согласовать положение о космонавтах идет уже больше десяти лет. Тогда у нас было несколько отрядов. Отряд министерства общего машиностроения, отряд министерства обороны, отряд космонавтов летчиков-испытателей, которые принадлежали министерству авиационной промышленности, отряд института медико-биологических проблем. Недавно же был создан единый отряд, и он относится к «Роскосмосу».
Всего в отряде космонавтов сейчас 31 человек, и стандартизировать требования к ним сложно и нет необходимости. Однако, как заметил Крикалев, если будет увеличиваться количество коммерческих полетов, космических туристов, то, вероятно, придется разрабатывать какое-то единое положение. Уже сейчас возникает вопрос, присваивать ли таким туристам звание летчика-космонавта?
- У нас традиционно считалось так: совершил первый виток – и после этого ты становишься космонавтом. Но что делать с туристами? – ответа на этот вопрос у Крикалева пока нет.