Государственная Дума 16 декабря приняла в окончательном чтении закон, который повышает административную ответственность за оскорбление личности. Речь идет об «унижении чести и достоинства, выраженном не только в неприличной, но и в иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме». Что из себя конкретно представляют эти «общепринятые нормы», в законе не объясняется.
Тем не менее за нарушение нового закона предполагается штраф со следующими градациями. Для граждан – от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; для должностных лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; для юрлиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей. Подобные правила существуют и сейчас, но теперь они несколько ужесточены. Пока еще действующие нормы законодательства предполагают штрафы в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей, от 10 тысяч до 30 тысяч рублей и от 50 тысяч до 100 тысяч рублей – соответственно категориям нарушителей.
Отдельно в законе оговорено публичное оскорбление, включая случаи с тиражированием их в СМИ и интернете. Причем не только в отношении конкретного человека, но и «нескольких лиц, в том числе индивидуально неопределенных». Штрафы (в соответствии с той же градацией) составят: от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, от 50 тысяч до 100 тысяч рублей и от 200 тысяч до 700 тысяч рублей. Все штрафы увеличены примерно в два-три раза. Подобные наказания грозят и людям, не принявшим мер «к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении, СМИ или интернете».
Те же примерно санкции грозят и чиновникам любого уровня – за оскорбление граждан. Этот нюанс будущего закона при рассмотрении его в Госдуму подавался авторами как основной. За оскорбление россиянина чиновнику будет также грозить дисквалификация сроком до года либо – при повторном нарушении – до двух лет.
Одновременно повышается административная ответственность «за клевету» для юрлиц: штраф составит от полумиллиона до 3 млн рублей.
Как отметил в прениях депутат от фракции КПРФ Алексей Куринный, «больше этот законопроект направлен на наказание недовольных граждан», чем оскорбляющих граждан чиновников.
– Ни в одном нормативном акте «общепринятые нормы морали и нравственности» не закреплены, – отметил депутат. – Никакого обоснования, никакой четкости понимания нет. Это противоречит, в том числе, решениям Конституционного суда, говорящего о непротиворечивости соответствующих формулировок.
По словам Куринного, закон будет использоваться в дальнейшем «для борьбы с инакомыслием». Как парировал депутат от фракции «Единой России» Александр Хинштейн, «мы расширяем сегодня само понятие оскорбления и совершенствуем существующую норму». Также, защищая обсуждаемый документ, депутат Хинштейн косвенно пригрозил коллеге из КПРФ расширением закона путем включения в него «ответственности за введение в заблуждение».