Не имеющие медицинского образования клинические психологи, логопеды и специалисты по физической реабилитации могут получить право оказывать медпомощь. Соответствующий законопроект на днях будет рассмотрен в первом чтении в нижней палате парламента, сообщают «Ведомости». Комитет Госдумы по охране здоровья поддержал законопроект.
С 1 марта 2024 года документ должен уравнять в правах с врачами специалистов с немедицинским образованием. Правительство поддержало законопроект, но попросило его доработать. В частности, согласовать понятие «иные работники» с терминами «медицинская деятельность» и «медицинский работник», чтобы это не создало проблем в использовании закона. Кроме того, правительство попросило оценить возможные риски для жизни и здоровья граждан в случае, если оказывать им медпомощь будут немедицинские работники, а также оценить социально-экономические последствия принятия закона. Правовое управление Госдумы, со своей стороны, попросило уточнить термин «иные работники» по требованию к уровню образования таких специалистов и их квалификации.
Необходимость принятия закона его авторы объясняют тем, что для полноценной реабилитации требуется команда специалистов, в которую наравне с врачами могут входить психологи и логопеды. А они, как правило, получают образование в немедицинских вузах – на психолого-педагогических факультетах. Рост спроса на комплексную реабилитацию вызван пандемией коронавируса, специальной военной операцией на Украине, а также необходимостью восстанавливать пациентов после инсультов, инфарктов, травм головного мозга и длительного пребывания в реанимации.
Медицинская реабилитация, как следует из приказа Минздрава, предполагает оказание первичной медико-санитарной, специализированной медпомощи, включая высокотехнологичную. Сейчас медработники с иным (немедицинским) образованием не могут оказывать эти виды помощи.
Уравнивание правового статуса не будет иметь двойного прочтения – например, логопед сможет выполнять только те функции, которые прописаны специальным порядком: работать с дефектами речи, а не лечить как врач.
«Солидарность» попросила прокомментировать инициативу заместителя председателя профсоюза работников здравоохранения РФ Михаила Андрочникова.
– То, что клинические психологи, логопеды, реабилитологи стали медицинскими работниками – это нормально», — считает профсоюзный лидер. Как правило, они получают свои специальности на базе медицинских или педагогических институтов и так или иначе уже работают с больными. (Под логопедами в данном случае имеют в виду специалистов, которые восстанавливают речь больным, ранее умевшим говорить, но потерявшим эту способность в результате тяжелого заболевания).
Спрос на клинических психологов также вырастет, предполагает Андрочников:
– Раньше это была вспомогательная специальность. Их заключение нужно было для решения некоторых вопросов врачами-психиатрами. Теперь, скорее всего, клиническим психологам придется вести больных с пограничными расстройствами и расстройствами, не требующими экстренных вмешательств. Волна внимания к клиническим психологам возникла с началом спецоперации, поскольку обычно с началом военных действий появляется большое количество людей с посттравматическими психическими расстройствами (ПТСР). С ними нелегко справляться, но это, как и выгорание врачей, не заболевание. Оно иногда может сопровождаться депрессивным расстройством, но в основном это психологический феномен. Специалисты по физической реабилитации тоже занимаются с пациентами. Физическая реабилитация начинается с момента, когда тяжелобольные лежат в кроватях. С этого момента реабилитолог должен приступить к работе, чтобы помочь больному встать на ноги.
По мнению зампреда профсоюза, на дефиците кадров решение правительства никак не скажется.
– Логопеды, клинические психологи и реабилитологи не будут выполнять чужую работу. Они продолжат заниматься своими прямыми обязанностями, останутся узкими специалистами и не заменят врачей. Просто теперь они еще и смогут оказать медицинскую помощь в том объеме, в котором позволено медицинским работникам. И это – хорошо, — заключил Михаил Андрочников.