Российский рынок труда официально сохраняет рекордно низкую безработицу. Однако конкуренция за рабочие места достигла значений, максимальных для последних двух лет. Такие выводы «Известиям» позволил сделать индекс HH (соотношение резюме к вакансиям). С октября 2024 года он вырос с 3,1 до 7,3 пункта, при том, что с отметки в 8 пунктов начинается зона высокой конкуренции. Труднее всего найти работу офисным сотрудникам: в стратегии и консалтинге на одну вакансию приходится 38 резюме.
Расхождение с официальными данными по безработиц (2,2% , близкие к историческому минимуму) разной методикой подсчета: люди обновляют резюме, уже имея работу, а компании уменьшают число вакансий, но не сокращают сотрудников, переводя их на неполную занятость. Дефицит кадров сохраняется в розничной торговле (2,4 резюме на место) и медицине (3,9 резюме).
Ранее «Солидарность» приводила мнение экспертов, как решить сохраняющуюся проблему дефицита кадров. Прежде всего, они видят выход в расширении подготовки и переподготовки специалистов под потребности экономики. Еще один путь - повышать производительность труда, увеличить инновационное начало экономики, в том числе, плотность роботизации. Однако руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Олег Соколов пояснил, что сам показатель «производительность труда», который рассчитывается в целом по экономике, не очень точно отражает продуктивность труда, то есть выпуск конкретной продукции, услуг и так далее. Он считает, что производительность труда во многих секторах промышленности выросла, то есть на рубль зарплаты продукции выпускается больше. Но при этом сейчас рабочая сила перераспределяется в сферу с низкоквалифицированной и низкопроизводительной занятостью. Именно там находится ресурс повышения производительности труда — стимулировать приток рабочей силы не в низкопроизводительные сектора экономики, а в сектора, которые создают более высокую добавочную стоимость.