До 2030 года спрос на рабочую силу будет расти, кадровая потребность экономики составит 73,6 млн человек. Наибольшая потребность будет в следующих отраслях: обрабатывающее производство – плюс почти 800 тысяч рабочих мест, транспортировка и хранение – плюс 400 тысяч, здравоохранение и социальные услуги – еще 285 тысяч, научная и исследовательская деятельность, а также IT, дадут еще более 430 тысяч рабочих мест. Об этом заявил министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков на расширенном заседании президиума Государственного совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации», которое состоялось 21 сентября в Великом Новгороде.
– Высокий спрос на специалистов сформировал рынок труда соискателя. Такая ситуация способствует увеличению заработных плат, приводит к росту доходов населения и снижению уровня бедности. Повышение стоимости труда увеличивает и рентабельность инвестиций в технологии, стимулирует повышение производительности труда. Кроме того, конкуренция за сотрудников создает благоприятные условия и для снижения сегмента теневой занятости, — сказал Котяков.
По информации главы Минтруда, в ряде отраслей численность занятых сократится, в том числе благодаря разумной маршрутизации выпускников школ и студентов на предприятия, которые относятся к ключевым для экономики отраслям. Тем не менее необходимо максимальное соответствие образовательных программ и запросов работодателей, чтобы обеспечить быструю интеграцию молодых людей на рынок труда. Также нужно развивать механизм дополнительного профессионального образования для взрослых соискателей и работников и содействовать занятости уязвимых на рынке труда групп населения.
Для реализации этой задачи принята программа «Профессионалитет», переформатирована и программа переобучения взрослых в рамках национального проекта «Демография». С 2021 года реализуется программа содействия молодежной занятости, что уже способствовало снижению молодежной безработицы почти в полтора раза.
Антон Котяков предложил принять еще ряд системных решений: внедрение комплексного прогнозирования потребности в кадрах.
– Для этого предлагаем унифицировать отраслевые стратегии и программы социально-экономического развития регионов, включив в обязательном порядке раздел по необходимой кадровой обеспеченности в разрезе профессий и квалификаций, а также дополнить отчетность работодателей параметрами перспективной потребности в профессиональных кадрах, исходя из их планов инвестиционной деятельности. Формат предоставления данных и рекомендуемая методика расчета потребности будет сформирована совместно с регионами и профессиональным сообществом, — уточнил Котяков.
Также он предложил детализировать квоту приема на целевое обучение по программам высшего образования и закрепить 90% квоты под потребности конкретных предприятий.
Второй блок решений касается настройки механизмов удовлетворения запросов работодателей на прикладные навыки у молодых специалистов.
– Сложившаяся система отражения требований профстандартов в образовательных программах не позволяет нам оперативно учитывать изменения на рынке труда, создает риски хронического запаздывания. Поэтому предлагаем пересмотреть подход к формированию профессиональных стандартов, обеспечив их двухкомпонентность. Базовая часть будет определять основные компетенции, типичные в целом для профессии. Вторая, вариативная, – учитывать специализацию и отраслевые особенности, инструменты и используемые в работе технологии на основе анализа запросов работодателей, — заявил Котяков.
И третий блок – это совершенствование программ дополнительного образования взрослых. Четвертое – повышение вовлеченности в экономику незанятых жителей регионов с высоким уровнем безработицы. Пятое – содействие профессиональной самореализации граждан с ограниченными возможностями по здоровью.