Ввести системный контроль за доходами и расходами россиян – с таким предложением выступило Министерство экономического развития РФ 27 июня. Как пояснила заместитель директора департамента инвестиционной политики МЭР Бэлла Панина, с помощью такого подхода ведомство хочет бороться с теневой экономикой.
- Мы предполагаем предложить - мы сейчас готовим доклад по легализации бизнеса к Госсовету - рассмотреть возможность введения системы контроля над расходами, соотношение контроля доходов и расходов, - цитирует слова Паниной информационное агентство РИА Новости.
В тоже время Бэлла Панина призналась, что идея такого контроля – пока сырая. Кроме того, саму концепцию поддерживают далеко не все. С точки зрения спикера, это трепетная тема, к которой нужно очень аккуратно подходить. Тем не менее «первый шаг выявления теневого дохода - это контроль соотношения доходов и расходов», уверена Бэлла Панина.
Глава департамента инвестиционной политики МЭР также представила объемы теневого сектора экономики, подсчитанный двумя разными источниками. Так, по данным МВФ в тени находится треть всей экономики страны – 33,4%. Росстат демонстрирует значительно более скромные цифры – 12-14%.
- Нельзя сказать, что это точные цифры. Вы сами понимаете, что теневой сектор оценить сложно, - отметила Панина, добавив, что департамент макроэкономического развития МЭР условно подсчитал, что только за 2018 год бюджет и соцфонды потеряли 4 млрд рублей на недоплаченных подоходном налоге и страховых взносах.
Прокомментировать идею Минэкономразвития «Солидарность» попросила заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов России Александра Шершукова. По его словам, данную концепцию можно интерпретировать совершенно разным образом:
- Первое направление, для которого может быть использован контроль над доходами и расходами, – это борьба с коррупцией. Когда, предположим, представители государства, чиновники живут явно не по средствам. Что мы наблюдаем зачастую на экранах телевизоров в виде часов сверхчеловеческой цены либо машин и яхт нечеловеческой красоты, - отметил профлидер.
Другая сторона идеи МЭРа, по мнению Шершукова, может укладываться в продвигаемый правительством адресный подход при распределении разных форм социальной поддержки от государства. Так, в отдельных регионах уже заявлялось, что если у человека есть огород – это является частью его доходов.
- Подобная дополнительная форма контроля может привести к еще большему сужению пресловутой адресности, - считает зам. председателя ФНПР. – Собственно, уже представитель Минэкономразвития заявил, что идея – сырая. Я бы сказал, что она еще и подмоченная. Если цель государства заключается в сокращении социального расслоения в обществе, то давно пора внедрять на законодательном уровне вещи, о которых давно говорят профсоюзы. А именно - налог на сверхдоходы и прогрессивную шкалу налогообложения. Такие меры приняты во многих государствах. И там почему-то они не вызывают бегства капитала за границу и других вещей, которыми у нас любят обосновывать невведение подобных мер.