Вот уже несколько месяцев Франция находится в глубоком кризисе. С ноября 2018 года в стране проходят ожесточенные акции протеста. Политика президента Эмманюэля Макрона не устраивает граждан. Они требуют распустить Национальное собрание, вернуть стране политический, экономический и финансовый суверенитет. Означает ли это, что Франция опять стоит на пороге революции?
5 февраля одно из крупнейших профсоюзных объединений Франции - CGT (Всеобщая конфедерация труда) - провело в Париже и других городах страны национальную забастовку. Так профактивисты выразили свое недовольство политикой президента Эмманюэля Макрона в области социального обеспечения граждан. Манифестанты требовали пересмотреть систему налогообложения страны: вернуть налог на роскошь для богатых, отменить имущественный налог для бедных. В своем протесте профцентр CGT получил поддержку других профсоюзов и левых групп, таких как Solidaires, NPA, PCF и FI.
В протестном марше участвовали разные слои населения: рабочие, госслужащие, пенсионеры… Более 200 тысяч человек в 200 городах Франции вышли поддержать протест. Забастовочный марш остановил работу на железных дорогах, ограничил доступ к ряду достопримечательностей.
Вторничная забастовка - не последняя. Еженедельно CGT намерен проводить “вторники социальной чрезвычайной ситуации”. Их лозунг - “за социальную и налоговую справедливость, за повышение заработной платы, за нашу работу, за социальное обеспечение, за наши пенсии”, - написал представитель CGT в своем Twitter.
Генеральный секретарь CGT Филипп Мартинес оценил марш как “успех, который приведет к другим успехам”, - цитирует слова профлидера издание The Connexion.
Среди протестующих 5 февраля можно было увидеть людей в светоотражающих жилетах, членов объединения Gilets Jaunes. “Желтые жилеты” выступили в поддержку профсоюзов, дав понять, что готовы к объединению и совместной борьбе.
“Это момент, когда все бойцы объединяются. Без сотрудничества между партиями и профсоюзами мы никогда ничего не добьемся”, - цитирует слова участницы марша издание The Connexion.
Впервые “желтые жилеты” выступили в ноябре 2018 года. Автомобилисты, возмущенные безудержным ростом цен на бензин, объединились в социальных сетях и вышли на акцию протеста. Как ранее сообщала “Солидарность”, все их демонстрации проходили очень жестко. Протестующие метали в полицию булыжники, громили витрины магазинов и банков, поджигали машины, расписывали граффити стены, ломали светофоры, а стражи правопорядка разгоняли демонстрантов слезоточивым газом и водометами.
Месячные протесты “желтых жилетов” увенчались успехом. 4 декабря премьер-министр Франции Эдуар Филипп объявил о полугодовом моратории на повышение цен на топливо.
Акции протеста на том не закончились. “Желтые жилеты” остались недовольны политикой Макрона. Президент, по их мнению, своими реформами ввергает Францию в нищету. Чтобы спасти страну от кризиса, “жилеты” издали манифест, первым пунктом в котором был созыв Народного собрания и реформа налогообложения.
В ноябре прошлого года правительство Франции расценило выступление “желтых жилетов” как одноразовый протест и проигнорировало его. К декабрю стало понятно, что регулярные демонстрации могут нанести серьезный ущерб экономике страны и подорвать авторитет президента Макрона. Тогда правительство решило пойти на уступки: отменить налог на выбросы углекислого газа и повысить минимальный размер заработной платы.
Компромиссов оказалось недостаточно, чтобы покончить с протестами. Становилось все более очевидным, что протестное движение - это следствие “кризиса легитимности власти”, - замечает корреспондент инфопортала Foreign Policy Роберт Зарецкий. “Самое тревожное то, что демонстранты своей настойчивостью могут добиться кардинальных изменений в конституционном строе государства”, - добавляет он.
Несмотря на снижение энтузиазма, большинство французов до сих пор поддерживает протестующие группы. Согласно данным исследования, проведенного Французским институтом общественного мнения, граждан, которые поддерживают либо симпатизируют демонстрантам, - 57%. В ноябре “активистов” было больше - 71%.
Цель протестующих и их сторонников - покончить с диктатурой. С таким лозунгом демонстранты в январе прошли маршем по городам во Французских Альпах, сообщает издание The Washington Post.
Чтобы решить проблему мирным путем, Макрон написал письмо к французской общественности. Президент предложил провести национальные дебаты, на которых будут обсуждены и, возможно, решены самые животрепещущие вопросы.
Например, возврат налога на роскошь. В предвыборной кампании Макрон заявлял, что отмена налога поспособствует увеличению инвестиций со стороны богатых и улучшению качества жизни населения. Получилось наоборот: богатые по-прежнему богатеют, а бедные беднеют. Общественность вполне заслужено обвиняет Макрона в том, что он - “президент богатых”.
“Народ чувствует, что правительство является частью столичной элиты, которая не имеет отношения к их проблемам”, - замечает корреспондент инфопортала “Аль-Джазира” Наташа Батлер.
Сотни обсуждений, начиная от собраний в ратуше и заканчивая региональными конференциями, были запланированы на январь-февраль. Некоторые из них уже проведены, но не принесли заметных улучшений. На дебатах в Валансе президент заявил: “Могут быть недовольные группы. Но считать, что они правы, потому что они недовольны, значит не обращать внимания на других. Моя роль - быть президентом для всех”.
Удастся ли Макрону быть “президентом для всех”, будет понятно после окончания дебатов. Сейчас его главная задача - смягчить недовольные массы, уберечь их от необдуманных действий, предотвратить революцию.