Фото: duma.gov.ru
В Госдуме 17 апреля завершился “социальный марафон”: вслед за министром труда Максимом Топилиным и вице-премьером Татьяной Голиковой о работе в 2018 году и о планах рассказал глава правительства Дмитрий Медведев. И хотя сфера ответственности премьера намного шире, львиная доля выступления была посвящена именно “социалке”. А корреспондент “Солидарности” пытался понять, почему при триллионных тратах социальная сфера настолько, как сказал сам Медведев, “далека от идеала”.
В России сейчас “19 миллионов человек живут так, как жить не должны”. Об этом заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая 17 апреля в Госдуме. Заявление прозвучало в контексте борьбы правительства страны с бедностью. Так, напомнил премьер, создается “реестр малообеспеченных семей” (для понимания конкретных причин бедности см. №№ 13, 15, 16, 2019).
- [В реестре] будет максимально полная информация о тех, кому нужна помощь государства. Пилотный проект запустили в восьми регионах, - сказал Медведев.
Одним из инструментов борьбы с бедностью глава правительства назвал повышение в 2018 году МРОТ (оно произошло дважды, в результате чего МРОТ достиг уровня прожиточного минимума). Также, напомнил Медведев, зарплаты бюджетников, не вошедших в майские указы-2012, были проиндексированы на уровень выше инфляции. А в текущем году по фактической инфляции за 2018 год были проиндексированы социальные выплаты. В результате, как подсчитали в правительстве, бедных людей стало меньше на 400 тысяч человек.
- Сегодня жизнь в нашей стране далека от того идеала, ради которого мы все с вами работаем. Многим людям трудно. Некоторые просто выживают, - констатировал, тем не менее, Медведев.
Исходя из того, что 19 млн человек - это почти 1/8 населения страны, об уместности слова “некоторые” можно было бы и поспорить. Скорее уж - всем трудно, а многие “просто выживают”. Или не выживают… Как бы то ни было, ради того самого недостижимого идеала правительство направит в ближайшие три года на социальные программы по демографии, здравоохранению и образованию 2,6 трлн рублей.
А пока что Дмитрий Медведев, вслед за вице-премьером Татьяной Голиковой, заговорил о смертности, которая “на селе выше, чем в городе”. И о том, что “регионы должны организовать такую систему медпомощи, где не пациент идет к врачу, а врач идет к пациенту”. Что не лишено смысла: ведь во многих сельских населенных пунктах из-за “оптимизации” здравоохранения больному человеку идти просто некуда. Но даже если нет больниц, больные никогда не переведутся, и врачу всегда будет куда пойти.
С другой стороны, ситуацию пытаются исправить. Так, Дмитрий Медведев отчитался о развитии первичного звена - а именно поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). Регионы, говорит премьер, уже закупили 350 ФАПов (аж четыре штуки на регион, подумать только…). Немного утешает то, что “в этом году мы создадим их не меньше, постараемся сделать больше”.
Но есть и более ощутимые подвижки. Например, в 2018 году диспансеризацию прошли около 22 млн россиян. А к концу текущего года таковых должно быть уже больше 60 млн человек. И это дело, безусловно, нужное.
- С этого года мы расширяем программу диспансеризации, делаем ее ежегодной для людей старше 40 лет, - продолжил премьер. - Вводим новые программы скрининга на выявление онкологических заболеваний. В ближайшее время я дам поручение о проведении в течение двух лет в нашей стране всероссийской диспансеризации.
Кроме того, 70 млрд рублей дополнительно в этом году будет выделено на лечение онкобольных, включая проведение химиотерапии. А за шесть лет в борьбу с онкологией правительство собирается вложить больше триллиона.
Ни много ни мало, национальной целью было объявлено повышение уровня жизни пожилых людей. Надо полагать, решительным шагом в эту сторону было повышение пенсионного возраста. Тем более что, как заметил Медведев, достойная, интересная жизнь - “это и вопрос денег”. Значит, старики должны зарабатывать себе на интересную жизнь.
- Сегодня уровень пенсий далек от того, чтобы ее обеспечить, поэтому, чтобы увеличить доход пенсионеров, мы принимали известные изменения в параметрах пенсионной системы и приняли ряд решений относительно индексаций пенсий, - подтвердил премьер-министр.
Более-менее интересная жизнь ожидает и нуждающиеся семьи с детьми. Глава правительства напомнил, что в ближайшие шесть лет около 80% расходов в рамках нацпроекта “Демография” пойдут на пособия для детей, льготную ипотеку и создание мест в яслях. Напомнил и о том, что нуждающимся родителям при рождении первого ребенка с 2020 года будет выплачиваться пособие в два МРОТ (сейчас - 1,5 МРОТ). А еще планируется погашать 450 тыс. рублей ипотечного долга родившим третьего ребенка.
В целом социальным вопросам была посвящена львиная доля выступления Дмитрия Медведева. С одной стороны, это не может не радовать, но с другой - это яркий признак того, что в данной сфере все у нас, мягко говоря, не очень. А откровенно говоря - плохо. О чем свидетельствуют и слова самого премьера, приведенные выше. Тем более удивительно, что так мало было к Медведеву вопросов на эту тему от депутатов. Но некоторые все же были:
- По данным думского комитета по аграрным вопросам, фиксированную надбавку к пенсии в 25% получают 975 тысяч работников сельского хозяйства со стажем 30 лет. По оценкам главы комитета Владимира Кашина, это меньше половины тех, кто должен ее получать, - указал депутат Олег Смолин (КПРФ).
И глава правительства пообещал поручить пересмотреть список профессий и организаций, дающих право на надбавку к фиксированной части пенсий для аграриев. Напомним, соответствующие поправки к закону “О страховых пенсиях” были приняты еще в 2013 году, но норма была сразу же “заморожена” и до 2019 года не действовала.
Кроме того, тот же Смолин поднял тему работающих инвалидов. Так, по данным Росстата, их количество с января 2016 года по январь 2019-го сократилось на 888 тысяч человек: сейчас работают 17% инвалидов трудоспособного возраста. В то время как согласно программе “Доступная среда” в 2020 году их должно быть 40%, а в 2025 - 51%. Одна из причин, считает депутат, это отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам, среди которых есть и инвалиды. А у многих инвалидов I - II группы, говорит Смолин, пенсия сравнима с зарплатой или выше нее. И “когда четверть пенсии им не платят, люди уходят с работы или работают без оформления”. Суммарные потери бюджетной системы больше, чем экономия Пенсионного фонда, подсчитал депутат.
- Если говорить о системе индексации пенсий, то эта идея звучала. Можно к этому вопросу еще раз вернуться, я не возражаю, естественно, против проведения совещаний, - был ответ Медведева. - При этом, принимая такие решения, мы должны смотреть за ситуацией в целом. Потому что если мы примем такое решение в отношении отдельной категории и не примем по другим, это может быть поводом для обращения, в том числе и в Конституционный суд.
Тут неизбежно появляется два соображения. Первое: а почему бы, в самом деле, и не разморозить, наконец, индексацию пенсий всем работающим пенсионерам? И второе: раз правительство так опасается исков в Конституционный суд, то нет повода туда этот иск не подать. То есть вот же он, повод, - сама “заморозка”!
Похожий на предыдущий ответ получил и Олег Нилов (“СР”). Он предложил увеличить отпуск по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет и зачислять это время в рабочий стаж. На что Медведев заметил: “С одной стороны, мы помогаем, конечно, мамам, но здесь есть элемент социальной несправедливости. Потому что другая часть людей начинает говорить: мы в этот момент работали, а вы находились дома. Это вызовет определенную социальную дискуссию”. Вот каким завистливым считают народ в правительстве. Ну, так было бы чему завидовать - не дают же...
В который уже раз заговорил о теневой занятости справедливоросс Олег Шеин. А именно: по оценкам РАНХиГС, 33 млн россиян получают “черную” либо “серую” зарплату. По оценкам Росстата, теневой фонд оплаты труда - около 12 трлн рублей в год. Соответственно, выпадающие доходы региональных и муниципальных бюджетов - 1,5 трлн, а Пенсионного фонда - 2,5 трлн рублей. “Справедливая Россия” предлагает: если судом установлен факт работы фирмы с привлечением черной или серой занятости, эту компанию надо на год “отсекать” от госзаказов, подрядов и налоговых льгот.
- По поводу серых зарплатных схем, конвертов наша с вами позиция абсолютно одинакова: это однозначно плохо. И мы стараемся всеми возможными средствами с этим бороться. Включая и контрольные процедуры, и передачу администрирования уплаты страховых взносов Федеральной налоговой службе, - сообщил в ответ Дмитрий Медведев. - Что же касается [вашего] предложения, давайте еще раз к этому вопросу вернемся. Может быть, это и возможный подход. Хотя они и так должны нести ответственность, установленную действующим законодательством. Но давайте еще раз это изучим.
Премьер, по сути, снова “не возражает против проведения совещаний”. Иными словами, все останется как есть.
Из рубрики "Парламентская хроника"
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно