Top.Mail.Ru
Статьи
2

Еще одна форма профсоюзной демократии

Примерно три недели назад “Солидарность” опубликовала заявление ФНПР по ситуации в Мордовии.

Суть этой истории заключалась в следующем. Прежний председатель регионального профобъединения ушел с должности. Были назначены выборы, определены кандидаты и срок проведения конференции. Но тут на профсоюзных активистов началось давление со стороны администрации республики. В том смысле, что предложенные кандидаты “не нравятся”. И вскоре собирается республиканский профсоюзный руководящий орган и переносит уже назначенную конференцию с декабря на... короче, куда-то вдаль, на будущий год. А выдвинутый кандидат от выдвижения отказывается. В это же время в ФНПР поступает анонимное заявление, подписанное “делегатами конференции”. В заявлении говорится о давлении на них, угрозах лишить работы и пр. ФНПР принимает заявление с протестом против давления. И вот тут начинается самое интересное, на мой взгляд.

Наша газета направляет в Мордовию журналиста. Журналист едет и общается практически со всеми профсоюзными “фигурантами”. И все - вообще все! - какое-либо давление на них отрицают. То есть все происходило по доброй воле и исключительно самостоятельно. И кандидатов выдвинули сами, и конференцию назначили, и отозвали свои кандидатуры сами, и конференцию отменили. При этом кандидаты женского пола сослались на то, что сочли - “мужчины-руководители - надежнее!”, а кандидат-мужчина сказал, что у него планы изменились. Делегаты же конференции (те, от которых вроде бы исходило письмо в ФНПР) при общении с журналистом ни о каком письме не слыхивали и ничего никому никогда не писали. Естественно, что никакая статья не вышла - о чем писать-то? Но! Тему мы не бросили и продолжили заниматься ею в стиле расследования. И вот какая картинка нарисовалась.

Начну с абстракций. Глупо утверждать, что любому региональному начальству безразлично, кто “у него в регионе” возглавляет профсоюзное объединение. Практически всюду профсоюзы - это крупнейшие общественные организации. К тому же обладающие не только материальным ресурсом, не зависящим от местной власти, но и ресурсом организационным и людским. Что применимо и на публичных акциях, и на выборах, и во многих других удивительных ситуациях, на которые богата жизнь в России. Поэтому вполне естественно, что эта заинтересованность проявляется. И всюду по-разному. Где-то губернатор пытается поддержать одного профсоюзного кандидата против другого. Где-то - проводит вялые консультации и поясняет свою позицию, предпочтения, оставляя решение на волю конференции. Где-то, наоборот, сгоняет на конференцию местных министров, чтобы под их недреманным оком делегаты голосовали правильно. (Чтобы избежать подобного министерского контроля, обычно и проводится тайное голосование. Крайне забавно получалось несколько раз, когда убежденные в победе креатуры администрации в результате тайного голосования получали дырку от бублика.) Так вот в Мордовии получилось совсем нетрадиционно.

Худший вариант давления на профсоюзы получается, когда власть, слабо представляющая профсоюзы изнутри, внезапно спохватывается и начинает пытаться ломать их через колено. Ну да, на профсоюзы в Мордовии оказывали грубое и - извините - совершенно тупое давление. Ну да, все участники этого спектакля отказывались говорить с журналистами по вполне банальной причине, причем даже не называя ее. Звучит причина просто: “Мне здесь еще работать”. В отношении Республики Мордовия такая причина крайне актуальна - там действительно можно не найти работу, проявив нелояльность (реальную или надуманную) к решениям, которые принимаются в высоких кабинетах. В том числе - к абсолютно нерациональным и незаконным решениям.

Вот такая простая история. Которая на сегодня почти закончилась тем, что после всего шума, случившегося в результате заявления ФНПР, в конце декабря вроде бы все-таки пройдет конференция, где будет избран региональный профсоюзный руководитель.

Но остаются вопросы на перспективу. Как будет жить и работать этот новый региональный руководитель вместе со старым профсоюзным активом? Будут ли по-прежнему замазываться проблемы, которых действительно много в Мордовии? Например, сейчас запланированы массовые сокращения в местной строительной компании, но этот факт не стал пока что основанием претензий со стороны профсоюзов. Даже и не претензий, а хотя бы вопроса к бизнесменам и местной власти. В республике все хорошо и спокойно. То есть и дальше будет так же?

Безо всякого желания искусственно возбуждать страсти, мне, тем не менее, крайне интересно: алгоритм будет и дальше такой же? В трудовых конфликтах не участвуем, ибо их нет, внутренние организационные решения принимаем, руководствуясь решениями внешних управляющих, а журналистам втираем про мир и благолепие? Или я в чем-то ошибся?

Автор материала:
Александр Шершуков - Еще одна форма профсоюзной демократии
Александр Шершуков
E-mail: info@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Роман Гавриков
09:09 от 22.12.2015
Да уж, знакомая ситуация!!!
Виталий1
09:27 от 16.12.2015
Судя по всему, народ в Мордовии, видать, "попрощее" и имеет место разновидность крайней "демократии" в ряду "удивительных ситуаций, на которые богата жизнь в России".
Один из наших известных культурологов пришел к выводу о том, что у нас складывается новое классовое общество со все более четко определяющимся классом "дворян". К ним он относит всякого рода властных руководителей и чиновничество (кроме чиновной обслуги). Вот если принять эту "версию", то и ситуация в Мордовии становится понятной и где-то даже приемлемой (ведь никаких оргвыводов после заявления ФНПР пока не последовало и по всей видимости не последует). А что касается "профсоюзной демократии", то и она вряд ли способна существовать отдельно от общей ситуации с демократией.

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика