Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Не так давно руководство попавшей под американские санкции компании “Русал” решило включить в состав совета директоров представителей профсоюза. Впрочем, здесь Россия велосипед не изобретала. “Солидарность” разбирает случаи включения простых работников в руководящее звено компаний в разных странах.
"Не было бы счастья, да санкции помогли", "Солидарность" № 22, 2018
"Настройка управления", "Солидарность" № 24, 2018
Возможность иметь представительство сотрудников в советах директоров крупных компаний регулируется законодательно в большинстве европейских стран, за исключением некоторых (среди них Латвия, Литва, Бельгия, Эстония, Кипр, Италия). Но и в странах с установленным в законном порядке контролем все регулируется по-своему и находит неодинаковый отклик профобъединений.
Данные о конкретных компаниях, к сожалению, разнятся, но есть цифры, показывающие присутствие работников в советах директоров в некоторых странах Европы.
Так, в Австрии в советах директоров почти 1000 предприятий насчитывается до 2000 сотрудников, по большей части - профсоюзных представителей, избранных на общих собраниях. И тому есть объяснение: или Австрийская федерация профсоюзов (ÖGB) является прямым или косвенным акционером предприятия, или же для предприятия отношения с ÖGB имеют особое значение.
В Дании насчитывается 4500 компаний, законодательно имеющих право на представительство сотрудников в совете директоров. Приблизительно 30% этих компаний и 36% компаний в промышленном секторе имеют такое представительство. Еще пример: из 24 тысяч управляющих магазинами и торговыми точками (большинство из них состоит в профсоюзах, связанных с ключевым датским профобъединением LO) около 6% представляют служащих в руководящих органах этих организаций.
К примеру, совет директоров компании NeuroSearch (занимается исследованиями в области медицины и фармакологии) в настоящее время насчитывает трех членов, избранных из числа акционеров, и двух - из числа работников. Как правило, число представителей сотрудников должно быть в два раза меньше, чем представителей акционеров, а в случае нечетного числа последних количество сотрудников в совете округляют, как в данном примере. В совете директоров этой компании побывали уже 35 ее сотрудников. В принципе, все сотрудники NeuroSearch имеют право избираться в качестве представителей работников, если работают в компании не меньше 12 месяцев подряд до выборов и не являются членами исполнительного органа руководства. Выборы представителей проходят раз в четыре года, существует возможность переизбрания.
Германия (тогда еще Западная) ввела законодательное обеспечение представительства сотрудников в советах директоров еще в 1971 году - с тех пор данный процесс регулируется так называемым Актом об управлении персоналом. В Германии, согласно исследованию, проведенному Комиссией по представительству, присутствует 45 компаний (обеспечивающих рабочими местами около полумиллиона человек) угольной и сталелитейной промышленности, в совете директоров которых есть сотрудники. Кроме того, в 1996 году политикой вовлечения работника в руководящее звено было охвачено 728 компаний с примерно 5 млн сотрудников. Среди компаний, в совете директоров которых есть представители работников, - ThyssenKrupp, Volkswagen, Siemens.
Впрочем, и у вполне отработанной немецкой системы нашлись критики - как ни странно, среди своих: глава Объединения немецких профсоюзов (ОНП) Райнер Хоффман назвал существующую систему отжившей. Однако его мнение не разделяет другое крупное немецкое профобъединение - IG Metall, которое имеет своих представителей в советах директоров многих немецких компаний.
В отличие от своего предшественника Дэвида Кэмерона, не слишком благожелательно относившегося к нуждам работников, Тереза Мэй еще до официального вступления в должность премьер-министра предложила расширить представительство работников в советах директоров - причем в принудительном порядке для работодателей. К слову, данное решение Тереза Мэй приняла после скандалов между работниками и работодателями в спортивной компании Sports Direct и фирме BHS. Тем не менее дальше разговоров госпожа Мэй не продвинулась.
К предложению главы Великобритании профсоюзы отнеслись с осторожностью. Так, глава Конгресса профсоюзов Фрэнсис О’Грейди обвинила Мэй в нерешительности: “У работников большой интерес в развитии компании в долгосрочной перспективе - в отличие от большинства акционеров, которые в случае чего могут продать свои акции. А представительство работников поможет выделить качественно новые подходы для развития компании в течение нескольких лет. Кроме того, сотрудники страдают более остальных групп от решений компании, поэтому заслуживают большего, заслуживают принимать решения о судьбе компании. Мэй упускает отличные возможности - и общество ей обязательно это припомнит”.
Один из наиболее успешных примеров внедрения работника в ряды руководства - транспортная компания First Group, где с 1980 года директора предприятия избирали исключительно из среды сотрудников. В настоящее время директором по персоналу и одновременно членом совета директоров компании является Джимми Грумбридж, 40 лет проработавший водителем автобуса. Ежегодный доклад компании отметил его избрание как “чрезвычайно полезный шаг”, поскольку у Грумбриджа разносторонний опыт работы - как с самой транспортной системой Великобритании, так и с водителями транспортных средств, требования и нужды которых ему известны.
Главы крупных финансовых компаний оценивают данную инициативу скорее положительно. Так, Дэвид Робертс из Nationwide Building Society приветствует сотрудничество с работниками в совете директоров: “Работники в составе совета директоров - огромная помощь. Они были сосредоточены на нуждах бизнеса в первую очередь, предлагали оптимальные решения для осуществления сложнейших задач. Они были членами комитета по вознаграждениям и находили сбалансированные решения по части выплат менеджерам”. Найджел Уилсон из Legal & General Group считает так же: “Руководящее звено в британских компаниях в основном очень серьезно относится к своим обязанностям перед подчиненными. Представитель работников в совете директоров будет полезен для разъяснения реальных проблем сотрудников”.
В Республике Корея до марта 2017 года работники не имели права выбирать представителей в советы директоров (не говоря уж о том, что крупнейшие компании РК придерживаются политики “задавливания” профсоюзного движения). Однако 7 марта Институт Сеула (занимается исследованиями в области градостроительства и инженерного дела) впервые в истории страны принял в состав своего совета директоров простого сотрудника, специалиста в области градостроительного проектирования Пэ Джун Сика.
Это было положительно воспринято рядом предприятий, сосредоточенных в столице, и 12 из них уже намерены включить работников в совет директоров.
Права и полномочия представителей работников в управляющих органах компаний ограничены самим нахождением в меньшинстве (представителей работников не должно быть больше трети состава совета). Тем не менее сотрудник может вносить в совет мнения, жалобы и отзывы работников, а также получать ценную информацию от правления, адресованную рабочим и профсоюзу. Интересно, что данная инициатива исходит не от работодателей - а от мэра Сеула Пака Вон Суна.
В Китайской Народной Республике практика включать работников в советы директоров, в отличие от Южной Кореи, более распространена. Возможность представительства работников официально прописана в законе о компаниях, принятом в 1993 году, хотя на самом деле сотрудники привлекались к руководству предприятиями еще с 1950-х годов. Представители работников должны быть выбраны всеобщим голосованием и участвуют в советах директоров как мелких, так и масштабных предприятий (например, в топливной корпорации CNPC, в Commercial Bank of China, в химической и нефтяной компании Sinopec).
Как можно отметить, введение работников в состав совета директоров принято в ряде стран, давно и вполне спокойно регулируется законодательством. Очевидно, что принять сотрудника в число людей, определяющих политику предприятия, - здравая идея. В частности, она может помочь сгладить острые углы проблем при решении с которыми столкнулись предприятия, попавшие под иностранные санкции.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Мне трудно согласиться с автором. Может быть, включение работников, взятых с улицы по объявлению, в состав руководства предприятия (к которому, возможно, ни они, ни их родители никакого отношения не имели) улучшить управление компанией, уменьшит число конфликтов и т.п. - но у нас совершенно другие условия. У нас, знаете ли, трудно найти крупную компанию (или богатенького работодателя), которая бы возникла не в результате расхищения народнохозяйственных объектов РСФСР в 90-е - причём с нарушением действовавшего тогда (очень несовершенного) законодательства. Кто-то скажет - давно было. ничего не поделаешь и т.п. Прошу дочитать до конца.
Новые собственники + политика партии (не КПСС. а теперь - партии власти) = закрытие десятков тысяч заводов; не в 1990-е - а в нулевые и десятые. Это само по себе кое-что говорит о профессионализме и талантах новых управленцев. И ещё - разорение и вымирание сельских населённых пунктов, тысяч. Да, многих из читателей это не касалось - и им оно малоинтересно. Как было малоинтересно то, как живут и работают врачи в сельской местности их московским коллегам, получавшим доплату от Лужкова лишь за то, что работают в Москве. Они говорили о своих проблемах (оптимицация поголовья персонала врачей и учителей) на малочисленном митинге, и один из выступавших прямо пожаловался на "нехватку поддержки". А где была его поддержка коллегам - сельским - ранее?! Попросту говоря, не желательно подражать страусам, даже если пока сильных проблем нет.
Условия в РФ принципиально отличаются от корейских - у нас нашими предприятиями управляют глупые и бестолковые манагеры и жулики, доведшие народное хозяйство высокоразвитой страны - до состояния сырьевого придатка. и твёрдо идущие тем же курсом. Необходимо не опускать руки (а чё мы можем...), а работать над увеличением своих возможностей, и делать всё, что можно, чтобы притормозить, остановить, повернуть назад этот процесс - хотя бы на своём участке, цехе, предприятии. Скажите, если бы год назад, в разгар стрельбы по "руководимым натовцами укропофашистам" Вым кто-то сказал, что министр финансов США пообещает снять санкции, наполовину разорившие Русал, если дерипаска из него уберётся - Вы бы поверили? Правильно.
Подведём итог: нужна почти или полностью 100% замена манагеров на нормальных руководителей, а если пока их государство не даёт это сделать - это не значить, что про цель надо забыть, они уже довели страну до ручки, и возможно, не за горами момент, когда они просто уедут туда, где их недвижимость. детки, бабки, бабы и все мысли - оставив нам после себя пустыню. Цель - не в том, чтобы "до 30%" руководителей (украденных у нас предприятий) были из числа работников, а чтобы все 100% руководителей занимались делом, и непохоже, что нынешние манагеры на это способны... Уж третье десятилетие тренируются на работниках - как на кошках ("Операция Ы") ...
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно