Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Минфин предлагает заморозить в 2017 году индексацию социальных выплат некоторым категориям граждан и окладов государственным и военным служащим. Вместе с тем большинству россиян обещают перенос на постоянной основе всех индексаций с апреля на февраль. Причем, милостью Минфина, не на прогнозную величину в 4%, а на “фактическую” в 5,8%. Которая, на самом-то деле, только “ожидаемая”. В хитросплетениях планов финансового ведомства 3 ноября разбирались члены комитета Госдумы по труду и корреспондент “Солидарности”.
На заседании 3 ноября комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов решил вначале разобраться с самыми путаными вопросами, потом - “добить” все остальное и еще успеть на пленарное заседание нижней палаты парламента. Так что заместителю министра финансов Алексею Лаврову (на фото), который и сам торопился, предложили выступить первым со своими двумя пунктами в повестке. Оба касались индексаций социальных выплат.
В частности, один законопроект отменяет для гос- и военнослужащих, а также приравненных к ним категорий работников и судей индексацию окладов в следующем году. Другой законопроект вносит некоторые изменения “в части порядка индексации выплат, пособий и компенсаций”. И, если говорить просто, Алексею Лаврову предстояло доказать депутатам, что первое не так уж и плохо, а второе - в чем-то даже хорошо.
- На 2017 год приостанавливается действие двадцати четырех законов, которые предусматривают индексацию на прогнозный уровень инфляции. В то же время есть норма закона, которая говорит о том, что с 1 февраля социальные пособия чернобыльцам, ветеранам, участникам войны и ряд других социальных пособий будут индексироваться на 5,8%, что выше уровня фактической инфляции, - объяснил чиновник членам комитета по труду. - Не будут проиндексированы денежное довольствие военнослужащих, ряда государственных служащих и судей. С 2018 года основные социальные пособия будут индексироваться автоматически [на уровень фактической инфляции по итогам предшествующего года].
То есть, вкратце, Минфин выступает за то, чтобы разделить граждан, имеющих право на социальное пособие, на тех, кому оно будет индексировано, и на тех, кто “подождет”. Чтобы разобраться в этом, членам комитета пришлось переварить речь замминистра финансов и предложенные ведомством документы еще не раз:
- Правильно ли понимается, что вы продлеваете заморозку индексации для отдельных категорий [и] предполагаете, что с 2018 года, если в бюджете будет запланирована индексация, - то она будет, а если нет - то для отдельных категорий, о которых вы говорили, это будет регулироваться отдельно? - председатель комитета Госдумы по труду Ярослав Нилов старался быть предельно понятным, но получилось все равно не идеально.
- Действительно, на 2017 год приостанавливается действие двадцати четырех законов, в которых прописана индексация на прогнозный уровень инфляции, - снова завел свою речь Алексей Лавров, и картинка стала напоминать знаменитую советскую репризу про “Авас?”. - В то же время с 1 февраля…
Однако собравшиеся всё примерно поняли, и зампред комитета Михаил Тарасенко решил перейти к другим вопросам. Его особо волновал факт того, что военнослужащим не будут индексировать оклад (“Денежное довольствие”, - подсказал депутат Андрей Исаев), чего не делается уже с 2013 года. Такая практика, по мнению Тарасенко, подрывает авторитет армии и престиж воинской службы - и это в то время как наши люди воюют в Сирии и борются с боевиками на Северном Кавказе. Алексей Лавров успокоил депутата: довольствие действительно не индексируется давно, но доходы военных растут за счет других источников: например, за счет сокращения штата. Ну, и премиальные с “боевыми” - это все-таки история отдельная от денежного довольствия как такового.
- Извините, а насколько то, что вы предлагаете, соответствует ст. 55 ч. 2 Конституции? - вступил в спор зампред комитета Николай Коломейцев. - Мы не имеем права уменьшать то, что дали. А вы предлагаете отменить то, что было, и установить, как вам хочется… - Эти люди, кажется, могли бы понимать друг друга не то что с полуслова, но даже вовсе без слов.
- Законопроект не предусматривает уменьшения в номинальном выражении ни одного вида пособий, зарплат. В реальном выражении действительно [уменьшение] происходит, - парировал представитель Минфина. И добавил: - Прогнозируемая инфляция - 4%. Вообще-то мы могли проиндексировать на 4%. Фактическая инфляция - 5,8%, и индексация предусмотрена на 5,8%.
Последнее заявление само по себе крайне интересно. Получается, что индексация по фактической инфляции - это некая милость от Минфина, а не обязанность правительства. Могли бы ведь индексировать и по прогнозной инфляции, поскольку основные прогнозы делают Минэкономики, Центробанк и все тот же Минфин. Могли бы “спрогнозировать” инфляцию в 1% или в полпроцента - почему бы и нет? И с легким сердцем индексировать… Кроме того, на первый взгляд вообще непонятно, зачем при составлении бюджета ориентироваться сразу на две величины - прогнозную и “фактическую”.
Последняя взята в кавычки, поскольку эти 5,8% тоже не являются окончательным параметром. До конца года еще два месяца, и цифра может поменяться в любую сторону. Так что не случайно в какой-то момент в речи Алексея Лаврова “фактическая” инфляция превратилась в “ожидаемую”. А если учесть, что при индексации различных выплат и пособий жонглировать тремя видами показателя можно гораздо эффектнее, чем одним, многое встанет на свои места. Так, позже на том же заседании начальник департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина Светлана Гашкина сможет сказать, что бюджет на 2017 год характеризуется “выполнением в полном объеме всех социальных обязательств”.
- Для каждой страны самое главное для преодоления кризиса - сохранить покупательную способность населения. Это первый импульс для того, чтобы шло производство. И только в колониях, где растут бананы, нет такой проблемы. Там никого не интересует покупательная способность населения, - заговорил Михаил Тарасенко, недвусмысленно глядя на Алексея Лаврова. - Как можно в этой ситуации сознательно идти на сжатие покупательного спроса?
Впрочем, Михаил Тарасенко, обращаясь к замминистра финансов, формально критиковал не его позицию, а некое недавнее выступление первого зампреда Центробанка Сергея Швецова, которое даже частично не стал цитировать. В конце своего выступления депутат назвал установки, предложенные законопроектом Минфина, “ошибочным экономическим путем”.
Николай Коломейцев тоже напоследок посоветовал Алексею Лаврову искать деньги на исполнение бюджета и выполнение соцобязательств. Депутат привел данные Института экономики РАН, согласно которым введение в России дифференцированной шкалы налогообложения давало бы бюджету в год около 5 трлн рублей.
- Нам надо кардинально поменять вопросы доходной части бюджета и социальной справедливости в налоговой сфере, - подытожил Коломейцев. - Потому что вы продолжаете… те, кто обогащается, - те продолжают обогащаться, а у тех, у кого нет, - вы продолжаете отнимать. И все время рассказываете о нехватке средств. Поищите!
Столь эмоциональная беседа могла бы иметь далеко идущие последствия. Но мы забыли упомянуть о том, что комитет по труду не является ответственным по двум законопроектам, представленным Алексеем Лавровым. Ответственный - комитет по бюджету и налогам, а Ярослав Нилов с коллегами представляют комитет-соисполнитель. Это означает, что в резолютивной части протокола они могут позволить себе не фиксировать свое отношение к представленным инициативам. То есть могут не голосовать ни “за”, ни “против”, а только передать коллегам из ответственного комитета свои предложения и пожелания. В результате голосовали за то, чтобы предложить бюджетному комитету доработать документы с учетом позиций, изложенных на заседании “трудовиков” 3 ноября.
- Можно говорить о том, что стакан наполовину пуст или наполовину полон, - взял заключительное слово Андрей Исаев. - Очень важно, что в этом документе зафиксированы наши важные договоренности с правительством. Мы восстанавливаем полноценную индексацию для большей части социальных [категорий граждан]. Более того, в определенной мере улучшаем положение. Просто хочу напомнить, что в 2015-м индексация была неполная, потом проводилась доиндексация по итогам года. Мы пропустили фактически индексацию за 2016-й. Сейчас этим законом восстанавливается полноценная индексация. Она будет не по прогнозной инфляции, а по фактической, что будет честно, понятно гражданам. И мы переносим индексацию с апреля на 1 февраля, что тоже в интересах основной массы граждан. Если говорить всерьез, то этот закон - в интересах большинства.
Андрей Исаев счел, что в первом чтении закон принимать надо, но дальше придется “внимательно смотреть”, каким именно категориям граждан будет заморожена индексация выплат. На том и порешили (против был один Коломейцев). Невыясненным осталось одно.
Выше депутат привел хотя и общую, но верную хронологию событий. Мы же позволим себе напомнить значение слов “пропустили индексацию за 2016-й”. В феврале этого года была произведена индексация пенсий и различных выплат на 4%, тогда как реальная инфляция за 2015-й составила 12,9%. Остальное (вернее, только 7%) правительство обещало добавить во втором полугодии, о чем уже давно можно забыть. Теперь нам говорят, что справедливость триумфально восстанавливается: почти всем обеспечат индексацию на 5,8%. Но куда же подевались те самые 7%, о которых никто уже не вспоминает? Да, есть мнение, будто недостачу частично компенсирует грядущая январская единовременная выплата в 5 тыс. рублей. Но суть в том, что это коснется лишь пенсионеров…
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно