Недавно у одного коллеги на странице в соцсетях прочитал, что на семинаре вышел у них спор: что делать, если в рамках идеи социального партнерства работодатели зарплату повышать не хотят, а другой идеи в его профсоюзе вроде как бы и нет? Вопрос интересный, поскольку отражает существующий у многих профсоюзных работников стереотип: “Раз у нас социальное партнерство, то мы можем только вести переговоры, хоть до полного изнеможения”. А поскольку спор вышел не среди профсоюзной молодежи, а на уровне взрослых профсоюзных людей, облеченных должностями, то это еще и показатель состояния умов.
Скажу сразу, что такое мнение (“социальное партнерство = нескончаемые переговоры”) я считаю анекдотом. А чтобы подчеркнуть анекдотичность, обращусь к классическому литературному источнику:
“Дядя Юлиус придал своему лицу насмешливое выражение, как, впрочем, всегда, когда собирался сказать что-нибудь неприятное. “Да, теперь настали такие времена, - сказал он. - Маленькие мальчики не только не делают то, что им приказано, но еще и возражают взрослым. Вот как теперь обстоят дела, и мне это решительно не нравится”. До сих пор Карлсон не мог оторвать глаз от цыпленка, но после этих слов он перевел взгляд на дядю Юлиуса и долго смотрел на него в глубокой задумчивости. “Дядя Юлиус, - проговорил наконец Карлсон, - скажи, тебе когда-нибудь кто-нибудь говорил, что ты красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил?” Дядя Юлиус никак не ожидал услышать такой комплимент. Он очень обрадовался - это было ясно, хотя и попытался виду не подавать. Он только скромно улыбнулся и сказал: “Нет, этого мне никто еще не говорил”. - “Не говорил, значит? - задумчиво переспросил Карлсон. - Тогда почему тебе в голову пришла такая нелепая мысль?”
Что у нас получилось с зарплатой, трудовыми отношениями и нашими представлениями о социальном партнерстве? Умный работодатель, желающий получать большую прибыль и по минимуму делиться с работниками, не стал говорить “профсоюз - это зло”. Он начал говорить, что профсоюз - “красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил”. И что с ним так хорошо и приятно разговаривать о важных вещах, что он готов делать это непрерывно. И что когда-нибудь в результате этих переговоров работодатель и профсоюз обязательно договорятся до чего-нибудь хорошего для работника.
В принципе, все сказанное - правда. С одной поправкой. Работодатель в рамках капиталистической экономики всегда готов лишь к минимально возможному улучшению условий для работников. А профсоюз, как представитель работников, отнюдь не требует максимально возможного улучшения. То есть по шкале “максимум - минимум” точка согласования интересов работодателя и профсоюза обычно скорее ближе к минимуму, чем к максимуму. При этом существует железный закон: чем меньше у профсоюза ресурсов - финансовых, организационных, мобилизационных - тем меньше у него возможностей сдвинуть эту точку согласования интересов в сторону максимума. Даже не достичь максимума, а просто сдвинуть в эту сторону!
Я не случайно, кроме финансового и организационного, назвал и мобилизационный ресурс. Если у организации нет мотивированного профактива, готового в необходимый момент к приостановке работы (по процедуре ТК или в форме “работы по правилам”), то все остальные ресурсы не играют никакой роли.
Многих наших коллег убедили в том, что социальное партнерство означает отказ от приостановки работы, митингов, пикетов как законного средства профсоюзной борьбы. Они согласились и теперь не могут понять, почему работодатели не идут им навстречу. Они же пошли, а собственник - нет. Хотя все совершенно логично. Вы отказались от своего ресурса, разоружились - о чем с вами вести переговоры, если вы не можете настоять на своем?
Пользуясь выражением Карлсона, это не единственная “нелепая мысль”, которую внедряют в наши профсоюзные головы. В принципе, вы можете сами такие “мысли” увидеть в изобилии. Особенно их много появляется, когда профсоюз склоняют заняться общественно полезной работой. Посадить деревья - плохо ли? Сдадим кровь - спасем жизни! Уберем территорию (города, района, предприятия)! Каждое из этих дел вполне хорошее. И в самой идее волонтерства, то есть добровольной работы на общественное благо, нет ничего плохого.
Но вспомните: профсоюз - это организация, куда люди ежемесячно платят взносы, чтобы улучшить свои трудовые отношения. И где работают частью - работники, которым за эту профсоюзную деятельность платят зарплату, а частью - работники на общественных началах. Как раз те самые волонтеры и есть! Только профсоюзные волонтеры. Или “Волонтеры Солидарности”. Когда у нас в стране и слова такого - “волонтер” - не знали, они уже были в профсоюзах. Иногда членство в профсоюзе сравнивают со страховкой. А теперь представьте: пришли вы в страховую компанию, а там вам говорят: “Мы заняты не вашей машиной (квартирой или пожаром), а пошли сдавать кровь. А потом пойдем сажать деревья! А потом уберем территорию”. Вы будете к такой страховой компании обращаться?
И теперь объединим эти “нелепые мысли” вместе. Что за модель профсоюзного движения мы получим? “Профсоюз - это организация, которая по закону может вести переговоры с работодателем, и если тот согласится - работнику будет получше. Но не факт. А кроме того, профсоюз занят общественной работой, не имеющей прямого отношения к трудовым отношениям и росту зарплаты у работника”.
Понимаете, что мы получили? Усовершенствованный вариант Шурочки из бухгалтерии. Кинофильм “Служебный роман” в капиталистической обертке. Бубликова уже похоронили - или только готовимся? Стоит ли удивляться, что такой подход уничтожает профсоюзную идею лучше, чем если бы с ней публично боролся весь РСПП?!
А насчет социального партнерства скажу так: ищите в нем те пункты, которые усиливают наши организации, а не ослабляют. И не слушайте тех, кто, манипулируя словами, обязывает профсоюзы, использующие социальное партнерство, быть беззубыми.
Социальное партнерство должно быть с кулаками.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Опять же, чтобы инициатива пошла снизу, нужно чтобы инициатор знал как и что делать, таких инициаторов будут единицы и их гораздо проще объявить экстремистами, чем организацию.
Примерно это что то схожее с ролью "Свадебного генерала" . Которого пригласили для создания иллюзии значимости события , что пригласили всех. Но выносить с банкета угощения - формат проведения мероприятия не позволяет. А рассказывать о том как подавали осетрину под хреном и кушать осетрину под хреном - это две большие разницы.
И другой момент. Поделиться с трудящимися хотя бы хреном с той осетрины . Вот здесь и нужны профсоюзы. Что бы объяснить нам, непонимающим всех тонкостей традиционной кухни, что блюдо подается в комплексе, согласно рецептуры приготовления. Без хрена , вкус будет не тот и это не "Осетрина под хреном " , а будет черте что. А по сему остается только одно - кушать вприглядку .
Типа, "не буди лихо, пока спит тихо". Такая же ситуация с поддержкой президента. Несмотря на очевидное сползание в кризис, никто не хочет перемен. Живут по принципу "когда его жену любимую при нём душили, говорил ей "- Потерпи, может обойдётся" ("Обыкновенное чудо"). Все боятся, что если революция полыхнёт, мало не покажется (ну, в общем, так оно и есть). Но заглянуть за "барьер" и понять, что революция уже рядышком, за углом поджидает, у большинства ума не хватает. Большинство людей не способны думать хотя бы на два шага вперёд (это, к сожалению, объективная реальность).
И самое неприятное, что даже в крупной профсоюзной организации, с неплохим членством, из-за вот такого понимания социального партнерства мобилизационный ресурс снижается. Потому что, как правило, если профбоссы навязывают свой стиль игры в профсоюзное партнерство - игра только на переговорах, то любому здравомыслящему человеку становится очевидно, что теперь все решать будет только бизнесмен, а не профсоюз. И активисты переходят в пассив. У простых членов профсоюза растет недоверие и неверие. И побороть это уже нельзя.
Также я считаю, что официальная поддержка лидером ФНПР идущего на выборы действующего президента - это песнь из той же оперы. Ведь формально руководство страны - это один из "партнеров" профсоюзов в трехсторонней комиссии. Причем этот член комиссии на протяжении своего срока неоднократно проводил антинародные действия. И в таких случаях, если Шмаков решил голосовать за Путина (по дружбе или еще по каким мотивам), то лучше держать это решение при себе.
Недавно попался опросник с опросом Фонда общественного мнения, который проводится на территории области. Что характерно вопросах ?
1. О профсоюзах не одного вопроса. 2. В вопросах , где перечислены влиятельные личности региона на узнаваемость, известность, участие в выборах , председатель Федерации профсоюзных организаций региона представлен как координат ОНФ в регионе. 3. красной линией через весь опрос проходит один вопрос - Вы пойдете на выборы если в избирательных списках не будет оппозиционных партий и кандидатов от них?
Место профсоюзам определено. С ним можно согласится или нет - это один вопрос.
Другая сторона медали, что бы не возникало дурных вопросов и споров из разряда "Что делать?" для этого должны быть признаны инструменты общественного давления (привлечения внимания к проблеме) в рамках социального партнерства, как одна из форм необходимости проведения социального диалога по конкретным вопросам, используемыми профсоюзами. Но а по другому - не услышат. Каждый раз и разрешения конкретной ситуации до царя бегать, жаловаться на плохих бояр?
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно