На днях, беседуя с коллегой, я наконец сформулировал ответ на совершенно разные претензии к профсоюзам, которые зачастую можно слышать что в России, что за рубежом. Если исключить откровенно лживые или намеренно двусмысленные слова, что-де “ничего не делают”, “только думают о себе” и т.д., то в сухом остатке будет только “никак не можете добиться качественного улучшения жизни людей, ограничиваетесь мелочами”. В том смысле, что “вот повысят МРОТ - но что нам этот МРОТ?!”.
Или “по требованиям профсоюзов введена льгота, но что нам эта единичная льгота, когда народ лишен...”. И так далее.
Что сказать на это людям? Только то, что они, в принципе, правы. Профсоюзы за последние двадцать лет - что в России, что в мире - борясь и добиваясь отдельных успехов, тем не менее не смогли остановить глобальное падение уровня жизни абсолютного большинства населения земного шара. И объяснение причин этого лежит отнюдь не в русле “плохо и неправильно боролись”. Потому что если бы это было так, то, допустим, не смогли в России - ладно, смогли бы в Штатах или Англии. Так ведь, оценивая численность членов профсоюзов, сразу ясно: в тех же “профсоюзно-прогрессивных” Штатах или Англии их меньше, чем в России. И трудовое законодательство там похуже. Это я не честь мундира защищаю - спросите юриста-трудовика, специализирующегося на международных нормах. Есть национальная специфика. Где-то проще проводить забастовки, а где-то проще принуждать работодателей к переговорам за столом. Но “в среднем”, на базе цифр, примерно понятно, что везде не слава богу. Не призываю вступать в полемику об эффективности профдвижения, исходя из зарплат работников. Поскольку в этом случае в США членов профсоюзов было бы не около 10% (как сейчас), а существенно больше.
И дело даже не в том обосновании, которое я сам использовал довольно долго. Что, дескать, длительное время Запад повышал уровень жизни работников и степень прав профсоюзов, опасаясь “советского проекта”. А как “завершили” советский проект, так и надобности в уровне жизни и правах не стало. Все это так. Но не только этим ограничивается проблема.
Как мне кажется теперь, то, что профсоюзы во всем мире не смогли всех спасти и всех защитить, связано с их качественной особенностью. Особенность эта заключается в том, что на протяжении последних двух веков профсоюзы могли повлиять на сложившуюся экономическую или политическую тенденцию, но ни разу не смогли ее переломить.
Например, понятно, что рост забастовочного и профсоюзного движения в начале ХХ века имел причиной Русскую революцию. А рост прав профсоюзов в США с 1930-х годов - реформы Рузвельта. Строительство “социального государства” в Западной Европе и США в 1960-х годах - да, осуществлялось в противовес вызову со стороны СССР. Но и передача советским профсоюзам государственных прав и функций была осуществлена как элемент государственной политики компартии. И ни в одном из этих случаев профсоюзы не были стороной, принимающей “окончательное решение”, оставаясь стороной, которая успешно вписывалась в формированную не ею тенденцию.
Впрочем, если тенденция была неблагоприятной, профсоюзы вполне последовательно противостояли ей. Это касалось и борьбы в 1990-х годах с массовыми (не чета нынешним!) невыплатами зарплаты, которую вели в России профсоюзы. И, кстати, выиграли в глобальном смысле. Это касалось и борьбы, например, с повышением пенсионного возраста, которую вели профсоюзы всей западной Европы. Вели - и почти все проиграли. Кстати, чуть ли не единственный случай в России, когда профсоюз попытался изменить “генеральную линию”, был связан с забастовкой Викжеля (железнодорожников) в 1917 году и требованием “однородного социалистического правительства”. Та забастовка, к слову, закончилась расстрелами.
Так вот, теперь - здесь и сейчас - мы имеем дело с вполне конкретной тенденцией, которую реализуют почти все крупнейшие государства. Она заключается в том, что богатые становятся богаче, а бедные - вы сами знаете. Это политика глобального капитала, не связанного границами. Характерно, что до недавнего времени эту политику, несмотря на свое обнищание, поддерживала и большая часть населения, которому теле- и интернет-реклама объяснила, почему нужно брать кредит на айфон. Серьезная попытка реванша со стороны национальных и националистических партий - захлебнулась год назад. Французские профсоюзы выступив против Ле Пен и привели к власти Макрона, который сегодня уничтожает их трудовое законодательство. Трамп, который вообще-то пришел к власти на плечах белого работающего (и неработающего!) большинства Америки (кстати, и вопреки мнению профсоюзов!), теперь неясно - то ли президент, то ли полуотставленный эгоцентрик. И так далее.
В этом хаосе невозможно ни сделать прогноз развития событий, ни - что для профсоюзов гораздо хуже - уверенно гарантировать трудящимся сохранение и приумножение их прав и доходов. Эту проблему нужно признать. Но одновременно нужно признать и другое: борьба должна быть продолжена. Хотя бы потому, что, остановившись или отказавшись от профсоюзов, трудящиеся упадут в пропасть, размеры которой они сегодня даже не в силах представить. Как в 1989 году в СССР не могли представить массовой невыплаты зарплат, в Югославии - кровавого распада страны, в Ливии...
Можно сравнить профсоюзную борьбу с велосипедом: он должен ехать. Остановившись, он падает. Точно так же и профсоюзная борьба оценивается не только по тому, как стало, но и по тому, как могло было бы стать. Тем более что перед нашими глазами есть примеры абсолютной деградации социальных достижений и профсоюзов в некоторых странах бывшего СССР. Аргументация “могло быть хуже” не очень приятна. Но истина в качестве лекарства обычно горькая на вкус.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Во-вторых, вспомним 1996 г. (перед выборами). По воспоминаниям участников, Ельцин хотел их отменить, старался всеми силами, но в конечном итоге всё решило мнение главы МВД. Куликов сказал, что если выборы отменить, народ выйдет на улицы, и МВД с этим не справится - кое-как провели.
А Зюганов и др. сейчас народ на улицы не поведут по определению - так кто с ними будет считаться?! Тем более так не поступит ФНПР. Т.е. проблема в хронической недружности, и в чрезмерной запуганности (в том числе и руководителей). Писали, что торговавшую сырьём для получения наркотика Крокодил (прямо через аптеки) Голикову (МЗСР) сняли после того. как народ начал идти на улицы...
Я бы только еще уточнил, что "генеральная линия" не на пустом месте берется. Профсоюзы смогли в XIX веке создать понимание - работник тоже человек, у него тоже есть права. Донесли до властей и собственников бизнеса эту идею. Да, это идея не их, но без массового организованного движения не получилось бы массового понимания.
Вероятно, потому сегодня и не получается добиться массового переворота в сознании - идея, которую профсоюзы несут, там уже есть, в этом общественном сознании. И где-то вылезают странные Варламовы, а где-то бизнесмены начинают по своей доброй воле делать зарплаты белыми и оформлять ДМС работникам.
Во-первых, профсоюзы, по моему мнению, никогда не переломят ситуацию пока будут ставить лишь экономические требования.
Во-вторых, конечно не обойтись без дальнейшей централизации профсоюзов. Я тут почитал документы конца 80-х прошлого века и понял что как-бы благой эксперимент с названием "дайте первичкам больше самостоятельности в решении вопросов трудящихся" с огромным треском провалился, поскольку вся самостоятельность вылилась в итоге в самостоятельное распределение переданных первичке членских взносов на матпомощь и подарки, а отнюдь не на юридическую помощь, организационную и информационную работу.
Отсюда вывод: необходимо жестче ставить вопрос об укреплении профсоюзной структуры, решать финансовые вопросы в уставах отраслевых профсоюзов закрепляется соответствуюшие проценты, уходить от постановки исключительно экономических требований, расширяя их в другие плоскости жизни государства и общества.
Надо понимать, что профсоюзы есть общественное объединение самих работников. А для них важна степень нужды в профсоюзе, когда речь идет о социальной составляющей общественно-экономической жизни и продвинутости в этом плане той или иной страны. Там, где власть действительно сильна не только полицией с военщиной и "политической волей" в уничтожении какого-либо противостояния своим хотелкам, и профсоюзам даны настоящие, а не иммитационные права (прежде всего в проведении забастовок), там и нужда трудящихся в объединении и солидарности меньше (как в США и ведущих странах Европы), так как люди и без профсоюзов, благодаря нормальной власти и воспитанным (этой властью) работодателям, чувствуют себя увереннее и не боятся завтрашнего дня.
Надо действовать, не доводя до "расстрелов", исходя из конкретной обстановки. А завышенные ожидания - удел "иванов, сидящих на печи" и ждущих сказочных преобразований, либо откровенная враждебно-заказная пропаганда против профсоюзов, "путающихся по властными ногами".
"...Можно сравнить профсоюзную борьбу с велосипедом: он должен ехать...." А лучше мотоцикл, он быстрее едет. А еще лучше мотоцикл с коляской - три точки опоры идеально устойчивая конструкция. После вполне удачного завершения формулирования ответа на вполне конкретный вопрос, хотелось получить вполне конкретный ответ или размышления о устойчивости проф. структур и социальных достижениях.
К стати о птичках. Осень. Скоро начнётся колдоговорная компания. Хотелось бы получить внятные и железные аргументы обосновывающие рост зарплат при низкой инфляции с консервацией роста "производительности труда". Разговор по весне был на эту тему. Где профсоюзный мозг дающий инструменты и аргументы для переговорного процесса с социальными партнерами. Пора озвучить . Выдать на гора продукт мозговой деятельности в виде конкретных методик.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно