Фото: council.gov.ru
В 2015 году вступил в силу новый закон № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в РФ”, и уже сейчас выявились проблемы, которые требуют внесения поправок. Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский (на фото) и зампред комитета Александр Борисов на пресс-конференции 8 июня рассказали об этом, опираясь на опыт регионов, которым те накануне поделились на Форуме социальных инноваций.
Новый закон поменял идеологию подхода к социальной помощи (см. “Солидарность” № 4, 2015, “В частные руки”). Если раньше ее получали определенные категории людей, то теперь это адресная помощь нуждающимся, то есть тем, чей средний доход на члена семьи не превышает полутора прожиточных минимума (регионы могут устанавливать и более высокие показатели). Тут же возникла этическая проблема: у некоторых инвалидов и участников ВОВ доходы оказались немного выше “границы бедности”, и люди лишились льгот.
- В списке лиц, которые не получают бесплатную помощь, оказались инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Мы считаем, неловко, что в год 70-летия Победы эти две категории не попали в перечень лиц, которым безо всяких условий соцподдержка должна оказываться совершенно бесплатно, - сказал Рязанский.
По мнению сенатора, необходимо внести в закон поправки, чтобы исправить эту ситуацию и вернуть ветеранам и инвалидам льготы.
- Тут возникает вопрос, что включать в доход, а что не включать. Например, единовременная месячная выплата, которую получает инвалид, включается в доход? А компенсационные выплаты, связанные с коммунальными платежами? Неясно прописана нормативная база, ее надо прописать четко, - пояснил Валерий Рязанский.
По его словам, много льгот и вовсе не доходит до адресатов, потому что остаются невостребованными. Некоторым проще отказаться от небольшой льготы, чем тратить время и силы на сбор и предоставление документов. Тем более что делать это надо ежеквартально: именно с такой частотой в стране пересматривается прожиточный минимум. И такая ситуация тоже требует пересмотра на законодательном уровне.
Однако еще больше вопросов пока так и не нашли ответов. Эти вопросы поднимали руководители регионов на Форуме социальных инноваций регионов (Омск, 5 - 6 июня). В частности, велась дискуссия о том, что закон о государственно-частном партнерстве в социальной сфере уже “перезрел”, а его все нет. В 72 субъектах РФ уже приняли свои законы, не дожидаясь федерального. Рязанский рассказал на пресс-конференции, что этот закон сразу после форума включили в повестку Госдумы, и в ближайшее время депутаты его рассмотрят. Но не войдет ли он в противоречие с некоторыми региональными законами?
Все участники форума получили трехтомную энциклопедию лучших социальных практик в стране. Они и приехали в Омск делиться своими наработками. Наиболее развита социальная сфера, конечно, в Москве, но далеко не всегда ее опыт годится другим субъектам РФ, где совсем другие территории, расстояния и финансовые возможности. Однако у каждого своя изюминка. Так, в Пермском крае все надомные услуги оказывают частные компании, причем по установленным государством тарифам. В Смоленской области создали отличные мобильные бригады для обслуживания нуждающихся в дальних населенных пунктах. В Башкортостане ввели социальные ваучеры. И так далее.
Впрочем, возникли и совсем неожиданные проблемы. Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике рассказал, что недавно был в Курской области, встречался с коллективом одного из детских домов. Сейчас в нем осталось 89 работников и 65 детей. В следующем году, после выхода выпускников во взрослую жизнь, в детдоме останутся 24 ребенка, а через год - 15. Возникает вопрос о целесообразности нахождения там 89 сотрудников.
- Решая проблему устройства в семьи детей из детских домов, мы получаем другую проблему - необходимость оптимизации сети и использования педагогического опыта для других целей. Все это происходит не без трений. Я не завидую регионам, которым предстоит решать эти вопросы. Но цифры говорят сами за себя: из 160 тысяч детей (по всей России. - Ю.Р.), которые не были устроены в различного рода семьи, на сегодня осталось 82 тысячи детей. То есть мы реально продвинулись в этом вопросе, - добавил Рязанский.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно