Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Российские мужчины в девять раз чаще умирают от инфаркта и в 13 раз чаще от инсульта, чем мужчины во Франции. Неутешительна для нас сравнительная статистика и по многим другим заболеваниям. Вместе с тем инновационные препараты могут радикально улучшить показатели смертности и заболеваемости населения. Однако этих лекарств нет в “бесплатном” списке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). Эксперты уверены - список надо расширять.
По словам профессора кафедры управления и экономики фармации Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии Аллы Рудаковой, Россия тратит на здравоохранение около 4% от ВВП. При этом в развитых странах на те же нужды тратится вдвое большая доля ВВП.
- При должных расходах на здравоохранение у нас была бы большая продолжительность жизни, - уверена Рудакова. - А сейчас у нас мужчины живут на 13 - 17 лет меньше, чем в развитых странах, а женщины - на 6 - 12 лет.
Половина смертей в России - от болезней кровообращения, 15% - от новообразований. По мнению профессора, эти показатели можно было бы изменить, применяя инновационные препараты. В первую очередь - современные препараты для лечения болезней кровообращения.
- У наших мужчин смертность от инфаркта в 9 раз выше, чем в Австралии или Франции (страны с минимальными показателями смертности в результате этого заболевания. - П.С.), а смертность от инсульта выше в 13 раз, - сообщила Рудакова. - Современные препараты могли бы полностью изменить картину.
Однако основной принцип включения препарата в список ЖНВЛС - это снижение затрат на здравоохранение. Инновационные препараты дороги и с каждым годом становятся все дороже. Так, если 10 лет назад в США лечение пациента инновационными препаратами в среднем обходилось в 1000 долларов в месяц, то теперь эта средняя сумма выросла уже до 10 тысяч долларов. По мнению Рудаковой, критерии для внесения препаратов в список ЖНВЛС должны стать более гибкими.
Какие еще препараты нужно включать в список? По мнению профессора кафедры госпитальной терапии № 2 МГМУ им. И.М. Сеченова Сергея Яковлева, необходимо расширить список антибиотиков. Сейчас в списке 35 из официально зарегистрированных 98 антибиотиков.
- В распоряжение врачей антибиотики поступили не так давно, всего в 1941 году, но их применение дало среднее увеличение продолжительности жизни на 10 - 12 лет. А в последние 10 лет мы столкнулись с таким явлением, как выросшая антибиотикорезистентность, - рассказал Яковлев.
Впервые с таким понятием, как устойчивость инфекции к антибиотику, столкнулись в 40-х годах прошлого века. Тогда проблему решили просто: создали новый антибиотик. А сейчас их количество перевалило за сотню.
- Но надо учитывать, что микробов больше, чем людей, они быстрее размножаются и гибче приспосабливаются, - отметил Яковлев. - В результате при обилии препаратов появились штаммы микроорганизмов, для лечения которых подходит лишь один-единственный препарат. Мало кто знает, что, к примеру, гонорея сейчас реагирует лишь на один антибиотик. Если перестанет действовать и он, то мир охватит эпидемия этого заболевания. А ведь есть микроорганизмы, которые уже перестали погибать от любых антибиотиков. Так, в США от инфекций, не реагирующих на антибиотики, ежегодно погибают примерно 25 тысяч человек. Примерно столько же - в Евросоюзе. В России подобной статистики не ведут. Но, по моим предположениям, это число должно быть на уровне 20 тысяч человек в год.
К этому добавляется проблема внутрибольничных инфекций. Они встречаются у 8% пациентов, находящихся в стационаре, а в отделениях реанимации и интенсивной терапии эта цифра доходит до 28%, что повышает риск летальности в пять раз. По словам Яковлева, одна из причин такого распространения внутрибольничных инфекций - широкое, бесконтрольное и часто неадекватное использование антибиотиков в больницах.
- У нас должна быть политика “открытых дверей” для антибиотиков, - считает профессор. - Важно наладить диагностику и определение чувствительности возбудителей к антибиотикам в стационарах, чтобы рационально применять препараты, необходимые для конкретного пациента. А для этого все имеющиеся антибиотики должны быть в списке. Врач должен иметь возможность выбрать препарат.
Впрочем, одно лишь включение препаратов в список ЖНВЛС не решит всех проблем. Не каждый россиянин может получить лекарства из этого списка бесплатно.
- Современные препараты для лечения ревматических заболеваний появились лишь недавно, - рассказала Екатерина Алексеева, заведующая ревматологическим отделением ФГБУ “Научный центр здоровья детей” РАМН. - Генно-инженерные биологические препараты за день ставят на ноги детей, лежавших месяцами. Ни одна семья не может приобрести такие лекарства - ампула некоторых стоит около миллиона рублей. Не все препараты есть в списке ЖНВЛС, их там только половина из имеющихся. Получить эти лекарства ребенок может либо в стационаре, либо при наличии статуса ребенка-инвалида. Применение препарата же приводит к резким улучшениям. Ребенка пролечили - статус инвалида сняли, лекарства не положены...
По словам Алексеевой, для решения проблемы нужно не только включить в список ЖНВЛС все имеющиеся инновационные препараты, но и расширить список орфанных заболеваний, дающих право на постоянное получение лекарств:
- Да, это все дорого. Но в результате мы будем иметь не только здорового ребенка, но и здоровую семью, мать, которая сможет вернуться на работу. Мы решим не только медицинскую проблему, но и проблему социальную.
Какова ситуация с ценами на лекарства в регионах России и сколько в месяц в среднем приходится тратить на их приобретение, корреспондент “Солидарности” узнал у представителей территориальных профобъединений.
- Иногда бывает так, что в течение месяца не тратится ничего, зато если случается вирусная инфекция - сразу “улетает” тысяча рублей. В данный момент на лекарства уходит примерно 600 рублей в месяц. Лекарства обходятся недешево, поэтому, если есть возможность выбора между дорогими импортными препаратами и отечественными, я предпочту российские.
- Чем старше человек, тем больше приходится тратить на лекарства. У меня выходит не меньше полутора тысяч рублей в месяц. Покупаю те препараты, которые прописал врач, не глядя на то, где они производятся - за рубежом или в России. Цена для меня - не проблема, главное - не нарваться на подделку. Другое дело, что трудности возникают у людей с невысоким уровнем дохода. Граждане этой категории, безусловно, стараются купить что-то подешевле.
- Затрудняюсь ответить, сколько уходит на лекарства в месяц. Иногда приходится сталкиваться с отсутствием необходимых лекарств в аптеках, в частности диабетических препаратов. В регионе расположен фармацевтический комбинат “Синтез”, выпускающий широкий спектр лекарств; по возможности стараемся приобретать их продукцию. А вообще бывает по-разному, зачастую не хватает времени на то, чтобы выискивать недорогие препараты.
- К счастью, я не так часто покупаю лекарства, так что мой пример, наверное, не показателен. В среднем в месяц трачу рублей 200 - 300 на витамины, иногда приходится покупать лекарства от простуды и головной боли. Что касается предпочтений относительно импортных или отечественных лекарств, то определяющим фактором является то, насколько эффективен тот или иной препарат. На примере моей мамы, страдающей сахарным диабетом, могу сказать, что несколько лет назад она покупала инсулин, выпускаемый ЗАО “Брынцалов А”, но этот препарат не давал нужного эффекта, и пришлось вернуться к проверенным аналогам, которые стоят дороже. Один флакончик сегодня обходится примерно в 500 рублей, а в месяц их нужно шесть, так что тысячи три рублей у мамы набегает только по этому лекарству. В Волгоградской области сохранилась региональная аптечная сеть “Волгофарм”, где есть лаборатория по проверке лекарств. Благодаря этому в наши аптеки попадают качественные препараты.
- Дело в том, что у меня хроническая спортивная травма, поэтому ежемесячно приходится тратить не менее полутора тысяч рублей на лекарства. Препараты эти - специфические и дорогие, они всегда есть в продаже, с дефицитом не сталкивался. Как правило, покупаю продукцию импортных производителей. Другие препараты я не принимаю - слава богу, не было нужды. Лекарства, конечно, стоят дорого, цены постоянно растут. Как и в других регионах. Чувашия в этом отношении не является исключением.
Опрос провел Алексей Алчевский
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно