Повышения зарплат и начала коллективных переговоров добились рабочие Ксанского завода стеклянной тары (Грузия). Для этого потребовался месяц забастовки и напряженных переговоров, а также международная кампания в поддержку протестующих. Забастовка стекольщиков по длительности серьезно превысила другую резонансную акцию протеста грузинских рабочих - стачку угольщиков в Ткибули, завершившуюся 1 марта.
Победой завершилась продлившаяся месяц забастовка рабочих Ксанского завода стеклотары АО “Мина” (в пригороде Тбилиси). Работники отказались выходить на свои места, требуя от руководства компании 30-процентного повышения заработных плат, заключения коллективного договора и выделения профсоюзной организации предприятия офисного помещения.
Ксанский завод с конца 1990-х годов принадлежит турецкой группе компаний “Шишеджам” (Şişecam Group) - едва ли не крупнейшему мировому производителю стеклотары (и одному из лидеров отрасли, в том числе в России). Несмотря на это, среднемесячная заработная плата рабочего в Ксани составляет лишь 300 - 350 долларов. Это не много даже на фоне невеликих грузинских заработков, особенно учитывая непростые условия труда: многим рабочим приходится трудиться при ненормально высоких температурах, порою доходящих до 70°C.
Опять же, и Грузию не обошло падение цен на нефть: в 2014 - 2015 годах курс лари к доллару резко упал, параллельно с чем, естественно, резко выросли ценники на продовольственные продукты и топливо.
Вопрос о повышении зарплаты и заключении коллективного договора профорганизация поставила ребром перед менеджментом завода стеклотары еще осенью 2015 года. Но работодатель так и не смог сформулировать внятной позиции по этим вопросам, ссылаясь на кризис. Хотя, как отметил в разговоре с “Солидарностью” глава отраслевого профсоюза Тамаз Долаберидзе, повод рассчитывать на повышение зарплат у работников был: недавно на предприятии была запущена новая стекольная печь, что позволило АО “Мина” серьезно увеличить оборот и прибыль.
В забастовке приняли участие до 80% работников АО “Мина”, всего около 160 человек. Несколько десятков рабочих при этом выставили пикеты у проходной предприятия. Производство оказалось парализовано. Чтобы поддерживать жизнеспособность завода и следить за оборудованием, менеджменту пришлось выписывать специалистов из Турции. Вскоре акция приобрела и международный резонанс - кампанию солидарности в поддержку бастующих работников Ксанского завода запустила глобальная профсоюзная организация IndustriAll.
Во время забастовки стороны не раз пробовали договориться. Участие в разрешении спора приняло и Министерство здравоохранения, труда и соцзащиты в лице главы департамента условий труда Эльзы Джгереная. Но выдвинутое работодателем предложение - повышение зарплаты на 4,5% - понимания у рабочих не нашло. Участники забастовки назвали такое повышение “унижением и неуважением”.
Лишь после длительных переговоров профсоюзу и работодателю удалось - при участии выделенного государством медиатора - к 5 марта добиться взаимоприемлемого решения. Заработная плата с 2017 года вырастет на 7,5%, кроме того, уже в апреле должны начаться переговоры по коллективному договору. А профсоюзная организация получит оборудованное помещение.
- Комитет профсоюза в зависимости от того, как будет развиваться ситуация, готов на все, - говорит Тамаз Долаберидзе. - Но соглашение подписано, при заключении договора присутствовали и представители правительства, так что не думаю, что возможны большие затруднения.
Забастовка ксанских стекольщиков была, однако, не единственной массовой и длительной забастовкой в Грузии в последние месяцы. 1 марта завершилась 16-дневная забастовка шахтеров в Ткибули. Более тысячи работников компании “Грузуголь GIG” требовали от работодателя 40-процентного увеличения зарплат.
Результат забастовки угольщиков, впрочем, на первый взгляд оказался довольно скромен: работодатель согласился увеличить общий фонд заработной платы на 5%. С другой стороны, акция имела серьезный резонанс и позволила добиться пересмотра налогообложения шахтеров. Подоходный налог в Грузии велик - 20%, хотя жители высокогорных зон платят вдвое меньше. Одной из причин, приведших к забастовке, была попытка правительства снять с Ткибули и окрестных сел “высокогорный” статус, который шахтерский город ранее имел. Теперь, после забастовки, от этих планов власти отказались.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно