Top.Mail.Ru
Статьи
Органические перспективы

Станет ли Россия зарабатывать на производстве экологически чистых продуктов

Органические перспективы

Фото: Артем Житенев / РИА Новости

По оптимистичным прогнозам, у России есть все шансы в короткие сроки занять 10 - 15% мирового рынка органических продуктов и создать до миллиона рабочих мест.

На фото - мода на органику давно проникла и в мобильные приложения. Greenhunter (“Гринхантер”) - путеводитель по магазинам, кафе, ресторанам, в которых можно попробовать или купить органические продукты

26 марта комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции поддержал концепцию законопроекта о совершенствовании госрегулирования в области генно-инженерной деятельности. Комитет заявил, что усиление контроля согласуется с международным опытом, но обозначил, что в законопроекте нет ясности, какой орган будет заниматься этим контролем.

“Кроме того, мы считаем, что необходимо рассмотреть вопрос об установлении ведения единого госреестра всех обращающихся на территории России видов ГМО, а также закрепления обязанности его официального размещения в Интернете”, - привел заявление главы комитета Ирины Яровой официальный сайт “Единой России”.

“А”-СПРАВКА

Термин “органическое сельское хозяйство” стал общепринятым в Евросоюзе, в США и других странах. При таком типе сельского хозяйства запрещено использование синтетических минеральных удобрений, пестицидов, регуляторов роста растений, ГМО. Цель - получение экологически чистой продукции. В некоторых странах используются также термины “экологическое” (Франция) и “биологическое” (Германия) земледелие - синонимы “органического”.

Между тем, чтобы всерьез бороться с ГМО, нужно предоставить альтернативу потребителям. Эту альтернативу могла бы составить так называемая “органическая еда”. Для производства которой в России до сих пор не создана законодательная база.

В марте прошлого года министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров сообщил журналистам, что проект Федерального закона “О производстве органической продукции” проходит последнюю стадию согласования - в Госдуме и с партнерами России по Таможенному союзу. По словам министра, Россия может иметь неплохое будущее именно в нише производства органической сельскохозяйственной продукции:

- Я смотрю достаточно оптимистично в отношении сохранения России как особой планеты экологически чистой продукции, органической сельхозпродукции, которая будет весьма привлекательна. У нас есть все основания - объективные и субъективные - для того, чтобы РФ была максимально свободна от модифицированных растений и животных, - заявил Николай Федоров средствам массовой информации. И добавил, что в ближайшее время будут приняты дополнительные решения по защите территории Российской Федерации от ГМО - генетически модифицированных организмов.

Закончиться этот процесс должен был к лету 2014-го. Однако последняя редакция законопроекта появилась лишь в ноябре прошлого года. И в Госдуму до сих пор не внесена.

ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Считается, что первая волна экологического огородничества пришлась на период Второй мировой войны. Конечно, идеи продолжать возделывать землю “дедовским способом” были всегда. Но именно при отсутствии топлива и химикатов в военное время эти идеи стали актуальны, особенно основанные на опыте индийских и японских крестьян. В Британии самая известная экспериментальная экоферма была открыта еще в 1939 году.

В США идеи органического земледелия стали приживаться только после того, как широкой общественности стали известны шокирующие последствия применения инсектицида ДДТ (1962 год). Через несколько лет ДДТ был запрещен, а в стране появилось движение в поддержку сельхозпроизводителей, взявшее на вооружение лозунг “Знай своего фермера, знай, что ты ешь!”. Сельскохозяйственный кризис 1980-х сыграл на руку экоземледелию: несколько крупных хозяйств Америки, обанкротившись, перешли на биодинамическое земледелие, которое исключает использование искусственных минудобрений и ядохимикатов. Сейчас же эта идея настолько прижилась, что даже семья президента Обамы разбила грядки рядом с Белым домом.

“А”-СПРАВКА

В странах ЕC к сельскому хозяйству предъявляются следующие агроэкологические требования: чистый воздух; чистая вода; сохранение природных экосистем; создание буферных полос природной растительности по границам полей, вдоль дорог, каналов и др.; обеспечение условий для местных оседлых и перелетных птиц; эстетическая привлекательность пейзажей; сохранение природных памятников, мест отдыха и их развитие; охрана почв и их плодородия; предотвращение наводнений, лесных пожаров и других стихийных бедствий.

Но настоящий бум производства “органической еды” начался в 1990-х годах. Именно тогда появились международные системы ее сертификации. В шести европейских странах доля рынка органической продукции на общем рынке продовольствия уже превысила 3%: в Швеции, Германии, Италии, Швейцарии, Австрии и Дании. Кстати, именно в Дании потребление экопродуктов наиболее распространено - они занимают там свыше 6% рынка продовольствия.

Львиная доля заслуг в популяризации экопродукции принадлежит торговым сетям, начавшим выпускать органическую еду под собственным лейблом. К примеру, в Германии продовольственные дискаунтеры (магазины, торгующие по оптовым ценам) с 2005 по 2008 год показали ежегодный 20-процентный рост продаж органической продукции. Причем доля органических овощей и молочной продукции достигла там 25% соответствующего рынка.

В Великобритании внедрение идей органического фермерства привело к отказу от промышленного разведения кроликов и к намерению закрыть все яичные птицефабрики. На руку экофермерам сыграл и кризис 2008 - 2009 годов. Население стало потреблять меньше готовой еды, а продажи органических продуктов для домашней готовки увеличились на ощутимые 6%. Впрочем, считать, что органическая еда стала привычной для всех, пока рано. По данным голландской компании EOSTA (один из ведущих оптовых продавцов органических свежих фруктов и овощей), 68% продаж органических продуктов приходится всего на 7% “идейного” населения.

ЕСТЬ ЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ У РОССИИ

По мнению ряда специалистов, Россия в случае принятия соответствующих законов и стандартов может обеспечить к 2020 году до 10 - 15% мирового производства органической еды. При этом надо отметить, что сам рынок непрерывно растет. По данным IFOAM (Международная федерация движений экологического сельского хозяйства), мировой рынок органической продукции к 2020 году достигнет 200 - 250 млрд долларов.

В настоящее время 96% экопродуктов потребляют ЕС и США. Но в ЕС дефицит сельхозземель, а в США экофермерам трудно соревноваться с фермерами, использующими ГМО-культуры.

Так что Россия потенциально способна занять ведущее место в экспорте органической сельхозпродукции на рынки США и ЕС. И создать при этом от 750 тысяч до 1 млн рабочих мест.

Впрочем, развитие этой ниши невозможно без поддержки государства. К примеру, страны Евросоюза финансируют все природоохранные мероприятия, проводимые фермерами. Прямые дотации на развитие органических ферм варьируются по странам ЕС и видам культур от 500 до 1500 евро/га в год.

ИСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

В России только прошлой осенью приняли ГОСТ 56104-2014 “Продукты пищевые органические. Термины и определения”. Однако без системы сертификации, которую можно отразить лишь в законе, ГОСТ остается бесполезным: производитель продовольствия может самостоятельно написать на этикетке продукта “био” или “эко”, не переживая за последствия.

Впервые предложение создать нормативно-правовую базу в сфере органического сельского хозяйства прозвучало в Совете Федерации РФ еще в 2003 году.

В конце 2010 года правительство РФ утвердило Концепцию устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года. Эта концепция предполагает разработку российских стандартов экологически безопасного сельскохозяйственного производства, проведение сертификации в стране, а также финансовую поддержку производства экопродукции.

Но не “дозрел” законопроект даже к 2015 году. Не дождавшись федерального закона, некоторые регионы стали принимать свои, местные законы об органической сельхозпродукции. Так поступили, к примеру, в Воронежской области. Согласно последней версии проекта контролировать процесс производства органической продукции должны независимые сертификаторы, но аккредитованные государством. А сами стандарты будут эквивалентны международным нормам. Но это еще не окончательная редакция документа. Да и стоит ли России вообще делать высокие ставки на экологическое земледелие?

Комментарий

Галина Юрова, заместитель председателя профсоюза работников АПК:

Эта тема не нова. Многие способы органической обработки земли являются не чем-то новым, а основательно забытым старым. Например, у нас был такой герой, Терентий Семенович Мальцев, который был апологетом органического земледелия. С 1951 года он разрабатывал безотвальную систему обработки почвы, включавшую плуг собственной конструкции и систему пятипольного земледелия с минимальной обработкой почвы. У нас эта система малоизвестна, зато применяется, к примеру, в Латинской Америке.

Считается, что в других странах мало земельных ресурсов, поэтому они вынуждены прибегать к, скажем так, промышленному сельскому хозяйству. А у нас земли много, соответственно есть большой потенциал для производства органической сельхозпродукции. В принципе, цель понятна и достижима. Однако если мы посмотрим на сам законопроект, мы увидим, что те определения, которые там даны, очень поверхностны. Он - просто правовая основа для разработки реестров, системы сертификации или аттестации продукции. Грубо говоря, законо-проект - лишь декларация о намерениях. А все остальные документы будут создаваться позже. Как быстро будут созданы эти документы, трудно предположить, все будет зависеть от активности союзов сельхозтоваропроизводителей. Но вряд ли для этого потребуется меньше года.

Впрочем, на мой взгляд, это хорошее направление работы. Оно позволяет комплексно взглянуть на уже имеющиеся проблемы. Вот мы говорим, что сами обеспечиваем себя картофелем, или свининой, или мясом птицы. Но возникает вопрос: а где мы берем семена картофеля, или где мы берем семена свеклы, или семена сои? И окажется, что мы вынуждены сегодня закупать такие семена за рубежом, и они часто бывают генетически модифицированными. И встает вопрос о том, что надо создавать базу генетического и семенного материала. Ту базу по разным направлениям, которая у нас была утеряна.

Конечно, встретится еще немало сложностей на пути развития органического сельского хозяйства. Например, у нас нет таких денег на поддержку сельского хозяйства, как в развитых странах. Но что важнее - потребуется многое от науки. Надо менять подходы к обработке земли. При этом учитывать районирование, климат, состав земель, выращиваемые культуры... Органическое земледелие требует достаточной связи между культурой производства и материалом, из которого вы выращиваете.

Если появятся новые малые аграрные предприятия, производящие органические продукты, то наш профсоюз готов с ними работать. У нас уже есть опыт работы с крестьянско-фермерскими хозяйствами. И иногда именно профсоюз помогает этим организациям выжить, оказывает консультативно-правовую помощь.

БЛИЦ-ОПРОС

Собеседники “Солидарности” рассказали о том, что хотя понятие “органические продукты” не пользуется широкой популярностью в России, но тем не менее многие наши сограждане внимательно относятся к покупаемой еде. Смотрят, где она произведена, удостоверяются, что не содержит ГМО, закупают еду у фермеров и заводят собственные теплицы.

Валентина Яшкина, председатель профкома ОАО “Авиаагрегат” (Махачкала):

- Люди хотят, чтобы продукты были без ГМО. На рынках интересуются, откуда продукты. Если непонятно откуда или маркировка странная - не берут. И в магазинах смотрят, чтобы написано было, что без ГМО, - передачи-то все смотрели. У нас не все тут богаты, но большинству не все равно, что мы едим. В республике стараются производить свою продукцию, продавать на ярмарках. И эти ярмарки очень популярны.

Лариса Божко, председатель единой профорганизации ЗАО “Старооскольский завод автотракторного электрооборудования им. А.М. Мамонова” (Старый Оскол):

- Конечно, экологически чистыми продуктами люди интересуются. Но во многом это зависит от доходов. У нас аграрная область, и есть выбор. Конечно, все мы слышали пропаганду по поводу ГМО, поэтому с каждым годом увеличивается спрос на экологически чистые продукты.  Но когда наступают сложные времена, приходится считаться с довольно высокой ценой на них. Хотя многие предпочитают выращивать урожай сами, у нас все-таки район Черноземья.

Александр Поликарпов, председатель профкома комбайнового завода “Ростсельмаш”, профсоюз работников АСМ (Ростов-на-Дону):

- Мы находимся в благоприятных климатических условиях, и неподалеку производят массу хорошей сельскохозяйственной продукции. Есть даже понятия “огуречный край”, “помидорный край”. Через дорогу у нас рынок, и все там закупаются. И каждый интересуется качеством продукции. Смотрят, чтобы местное было, не из-за границы, без ГМО. Чтобы мясо было не замороженное. Много местной птицы. Люди все взрослые, понимают, что нормальная деревенская индейка может весить три килограмма, а если она весит девять, то ее непонятно чем кормили. У многих сотрудников есть свои теплицы для овощей, мы закупаем у них “чистые” продукты. Много местной рыбы - сказывается близость Дона. Кроме того, местные власти разрешили бабушкам торговать тем, что выращивают на своих участках, подворьях или собирают в лесу: это клюква, рябина, калина, яблоки, сливы... У них хорошо покупают. А вообще вопрос очень правильный, ведь все мы заинтересованы в том, чтобы люди были здоровы.

Владимир Семенов, председатель первичной организации “Азот” Росхимпрофсоюза в городе Березники (Пермский край):

- Повальной моды на органическую еду у нас нет. В основном в регионе распространены сетевые магазины вроде “Магнита”. Цены там ниже, чем на рынках, поэтому кто хочет подешевле - идет туда. А кто хочет здоровой еды, выращивает ее сам - сельским хозяйством у нас многие живут. Либо покупают на рынках у частников, у бабушек - картошку, огурцы и все такое прочее. Есть те, кто специально ездит в деревни, закупается у проверенных людей. Трудно сказать, какой процент населения заинтересован в “правильных” продуктах, но таких людей становится все больше. В городе появились, к примеру, два халяльных магазина с мясной продукцией.

Александра Маракина, заместитель председателя профкома ООО “Калининграднефтепродукт”:

- Сельское хозяйство в нашем регионе развито очень хорошо. И в основном мы закупаем свою продукцию. А выбор экологически чистой продукции есть - в любом городе есть рынки, ярмарки. Там фермеры торгуют по доступным ценам. Те, для кого очень актуален вопрос цен, стараются ездить в Польшу, покупать продукты там. Но многие ориентируются на “содержание”: спрашивают, откуда поставки, чем кормили, откуда корма.

Автор материала:
Полина Самойлова - Органические перспективы
Полина Самойлова
E-mail: samoilova_polina@mail.ru
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2