Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
Не так давно коммунисты вновь предложили вернуть графу “национальность” в российский паспорт - как в советские времена. К слову, 83 года назад, 27 декабря 1932 года, начали выдавать первые паспорта гражданам СССР - за вычетом крестьян, военных и нетрудовых элементов. “Солидарность” решила пойти дальше и проследить, как менялся вид и назначение отечественного паспорта на протяжении столетий - от разового разрешения на отлучку из мест обитания петровского времени к основному повседневному документу советской и постсоветской поры. И как вместе с этим менялся объем данных, которые государство хотело знать о человеке.
Первоначальное значение слова “паспорт” видно из его этимологии (ср. франц. passer porte - проезжать через ворота). Именно как письма, подтверждающие личность и благонадежность путешествующих, первые паспорта появились в XV - XVI веках в Европе.
В отечественных документах уже в XIV - XV веках встречаются упоминания проезжих и прохожих грамот - таковые в первую очередь полагались купцам-иноземцам. Это было не только удостоверение и виза для перемещения внутри страны, но и охранный документ. Для путешествующих по государственной нужде с XV века существовали и “московские подорожные” - они служили билетом на право использования ямских лошадей. Хотя, кроме имени, эти документы едва ли могли сказать что-то об их владельце.
Другое дело “отпустные” или “отпускные” письма, которые давались отпускаемым на волю или в длительную отлучку холопам. В “отпустном письме” указывалось не только имя и место обитания держателя письма, но и описание его “в рожей (то есть облик) и приметы” - в формулировке Соборного уложения 1649 года. Указывали в письме и владельца отпускаемого.
Внутри же повседневного круга обитания и общины жителям Московии личные документы были попросту не нужны: их заменял механизм поручительства.
“В древнерусском языке до XVII в. не было потребности в слове, которое соответствовало бы, хотя отдаленно, современным представлениям и понятиям о личности, индивидуальности, особи. В системе древнерусского мировоззрения признаки отдельного человека определялись его отношением к богу, общине или миру, к разным слоям общества, к власти, государству... родной земле с иных точек зрения и выражались в других терминах и понятиях”.
В. Виноградов, советский языковед
Петр I на фоне начавшейся войны со Швецией вводит в России всеобщую рекрутскую повинность и задумывается о введении подушной подати. И первое, и второе требует совершенного бюрократического аппарата и инструментария для полицейского контроля.
С 1719 года отлучка из мест постоянного проживания без разрешительного документа запрещается всем подданным - свободного ли, зависимого ли состояния:
“Его Царского Величества указами опубликовано, чтоб никто никуда без пашпортов или проезжих писем не ездили и не ходили, но каждый имел от своего начальника пашпорт или пропускное письмо”.
В середине 1720-х годов появляются первые печатные паспорта. Отчасти - из-за громадного количества подложных писем, несмотря на то даже, что за предоставление фальшивого паспорта или “отпуска” законы сулят суровое наказание - вырывание ноздрей и каторгу. В документах принято указывать имя, приметы, происхождение или занятие, а также срок и направление отлучки.
Параллельно, с 1722 года, приходы обязаны вести метрические книги: в России начинает работать система записи актов гражданского состояния. Это позволяет добавить к описанию примет человека в документах еще и его возраст.
С екатерининских времен выдача “пашпортов” становится важным источником поступлений в бюджет: если по петровским правилам запрещалось за оформление паспортного письма брать более 2 копеек, то с 1763 года за паспорт на срок до года требуют 10 копеек, за двухгодовой - 50 копеек, а за трехгодичный - 1 рубль.
Краткосрочной “визой на перемещение” в России паспорта остаются и большую часть XIX века. Впрочем, постепенно вырастает их информационное наполнение. Обязательным становится указание в паспорте не только примет и происхождения или занятий, но и вероисповедания и семейного положения.
“Вчерашнего дня переправился через реку Косит (Косит, баснословная река, через которую во ад странствующему должно переправляться). Его Высокородие г. воевода и был в доме господина Харона, интенданта и хранителя всех адских берегов и дорог. Сей вельможа подписал господину воеводе пашпорт, засвидетельствовав, что он, живучи в свете, был добрый человек и что только за ним было всего порока, что во всю жизнь не имел ни совести, ни чести”.
Ф. Эмин. “Ведомости из ада”, 1769 г.
С 1894 года дворянам, почетным гражданам, купцам и священнослужителям (кроме католических) стали выдаваться бессрочные паспорта - на английский манер, в виде книжки. А мещане и сельские обыватели должны были получать по-прежнему срочные пятилетние паспорта либо бесплатные “виды на отлучку” сроком на год.
Женщины вид или паспорт получали лишь в виде исключения. По общему правилу, сведения о них, а также о несовершеннолетних детях вносились в паспорта глав семьи.
Сословная дискриминация в выдаче видов была устранена в 1906 году - бессрочные паспортные книжки стали доступны представителям всех состояний.
Важную роль в документах начинает играть подпись владельца (в случае его грамотности). Появляется и место для фотографии - пока ее наличие факультативно. При отсутствии возможности поставить подпись в паспорт может вноситься информация о приметах держателя.
Кроме того, в паспортную книжку заносятся сведения о документах, на основании которых она была выдана, а также ставятся полицейские отметки с мест пребывания и вклеиваются марки паспортных сборов.
“По ныне действующему законодательству в месте постоянного жительства, по общему правилу, п(аспорт) не требуется. Исключение составляют столичные и другие города, объявленные в положении чрезвычайной или усиленной охраны. Кроме того, в местностях, на которые распространяются правила о надзоре за промышленными заведениями, рабочие фабрик и заводов обязаны иметь п(аспорт) и в месте постоянного жительства”.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1902 г.
После Октябрьской революции паспорта одним из первых пережитков “старого мира” были выброшены на “свалку истории”. Сохранили паспорта лишь для заграничных поездок - именно таким “дубликатом священного груза” пугал заграничных жандармов Маяковский.
На деле же большевики отказались лишь от термина: уже в 1918 году в РСФСР была введена система трудовых книжек, которые от паспортов ничем не отличались. Введенные поначалу исключительно для “нетрудящихся” элементов с целью понудить бывших дворян, чиновников и купцов к участию в общественных работах и исполнению повинностей, трудовые книжки вскоре стали необходимы для всех жителей Москвы и Петрограда, а затем и для всех остальных граждан.
В трудовую книжку, как и в паспортную, вносились основные сведения о владельце, включая возраст, отношение к военной службе, род занятий, образование и грамотность, а также наличие судимости.
После перехода к нэпу трудовые книжки были отменены. С 1923 года начали выдавать бессрочные удостоверения личности, которые напоминали старые паспорта - однако, в отличие от дореволюционного времени, их получение было факультативным.
В 1925 году в СССР ввели прописку. На первых порах для того, чтобы встать на учет, было достаточно любого документа: выписки о рождении, расчетной книжки или профсоюзного билета.
Вопрос о возвращении к паспортной системе вновь встал на фоне коллективизации. Соответствующее постановление ВЦИК и СНК было принято в декабре 1932 года:
“В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков, новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях и школах и не занятых общественно-полезным трудом... а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов...”
Поначалу выдача паспортов с обязательной пропиской касалась крупнейших промышленных городов, но затем это распространилось на остальные города. В сельской местности паспорта выдавались лишь в особых случаях. Кроме того, без паспортов остались “нетрудовые элементы” и “бывшие люди” в городах - до 1936 года.
В новом советском паспорте вновь появляется графа “социальное положение”, а также графа “национальность”, которая заменяет упраздненную в 1917 году графу “вероисповедание”. Кроме того, в паспорт вносится информация о месте работы, а также (в случае наличия) о судимости. С 1937 года в паспорте становится обязательной фотокарточка, а в 1940 году принимается новое положение о паспортах, установившее единый их образец для всего Советского Союза.
У лукоморья дуб срубили,
Златую цепь в торгсин снесли,
Кота на мясо изрубили,
Русалку паспорта лишили,
А лешего сослали в Соловки.
Городской фольклор начала 1930-х гг.
Колхозники получили паспорта во время “хрущевской оттепели”, но в роли всеобщего гражданского документа паспорт в СССР окончательно утвердился с 1974 года, когда граждан страны, достигших 16-летнего возраста, обязали получить документы единого образца - бессрочные, имевшие возможность вклейки дополнительной фотокарточки. Исключение составили военнослужащие, для которых взамен паспортов сохранялись особые удостоверения личности.
В новом - нарядно-бордовом вместо прежнего зеленого - паспорте отсутствовала графа “социальное положение”. Потенциально дискриминационной осталась лишь пресловутая “пятая графа” - запись о национальности; гражданину дозволялось выбрать национальность отца или матери.
Советские паспорта пережили само государство: долгое время они продолжали использоваться в республиках бывшего СССР при наличии национальных вкладышей о гражданстве.
“Он Довлатов, а я Веллер, он не проходил пятым пунктом как еврей, ему не был уже этим закрыт ход в ленинградские газеты, и никто ему в редакциях не говорил: знаете, в этом номере у нас уже есть Айсберг, Вайсберг и Эйнштейн, так что сами понимаете...”
М. Веллер, писатель
Менять советские паспорта на новые, с орлом на обложке, начали только в 1997 году, не забывая и о жителях появившихся на просторах бывшего СССР непризнанных республик: так российский паспорт сделался полноценным оружием геополитической борьбы.
Паспорт теперь получают и вовсе с 14 лет. Кроме того, впервые с начала советской паспортизации “основной документ” получили на общих основаниях военные. Наконец, символическим отличием “орластого” паспорта от “серпастого” стало отсутствие “пятого пункта”. От графы “национальность” избавились не без боя - против выступили в национальных республиках, в частности в Татарстане. Компромисс был найден позже: закон позволил национальным субъектам Федерации выпускать собственные вкладыши к паспорту.
Невыгодно от советских паспортов новые отличает ограниченность времени действия - теперь паспорт требуется менять в 20 и 45 лет.
Долгое время новые паспорта заполнялись по старинке от руки, но позже стали машиносчитываемыми. Однако уже к началу 2010-х сама форма внутреннего паспорта в виде книжечки стала выглядеть консервативно: в большинстве развитых стран бумажные удостоверения вытеснены или вытесняются электронными ID-карточками (паспорта в этом случае сохраняются лишь для заграничных поездок).
О скором переходе к ID-картам как о чем-то почти решенном чиновники ФМС говорили еще два-три года назад, а выдачу ID-карт планировалось начать с 2015 года. Как сообщала ФМС, к объему обычной “паспортной” информации о человеке в новом документе добавят коды ИНН и СНИЛС (на факультативной основе), а также электронный код доступа к основным базам данных государственных ведомств.
Впрочем, на фоне кризиса и военных событий сроки перехода к электронным ID стали откладываться - к радости консервативной части общества, которая в пластиковых удостоверениях увидела наступление “электронного концлагеря”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно