В последние два года в Западной Европе происходит ужесточение социальной политики и трудового законодательства. Это встречает организованное сопротивление профсоюзов. “Солидарность” предлагает вашему вниманию обзор новинок трудового законодательства в странах “победившего социального государства”.
Примечательно, что “правый поворот” наметился не в Восточной Европе и не в проблемных странах вроде Греции, а именно в высокоразвитых государствах Западной Европы, долгое время служивших примером более-менее приемлемого баланса интересов бедных и богатых и чуть ли не эталоном социального партнерства. Причем либеральную политику проводят даже левоцентристские правительства, шедшие на выборы под “успокоительными” лозунгами (пример - Франция, в которой недавно принят закон о либерализации системы здравоохранения в интересах страховых компаний, и Италия с законом о либерализации рынка труда). Инициаторы этих мер - Еврокомиссия и Европейский Центробанк, рекомендующие государствам еврозоны определенные стандарты жесткой экономии - для борьбы с новым экономическим кризисом, затронувшим все страны ЕС. В основе мер - урезание соцрасходов и пособий, сокращение штатов госслужащих и бюджетников, рост налогообложения. Характерными чертами политики последних лет стали и отказ правительств от полноценного диалога с профсоюзами, и быстрое продавливание “чрезвычайных мер” через парламент без попыток добиться компромисса с социальными партнерами.
Летом 2014 года правительство консерваторов заявило о намерении урезать права профсоюзов и бороться с “неоправданными” забастовками, которых стало слишком много. В июле 2015 года правительство внесло в парламент законопроект, радикально ограничивающий право на забастовки и трудовое представительство и пересматривающий систему организации забастовок. Проект “Билля о профсоюзах” вызвал всеобщее возмущение, и все лето и осень в стране шла кампания общественного протеста, организованная британским Конгрессом тред-юнионов (TUC) и поддержанная всеми крупнейшими отраслевыми профобъединениями. Тем не менее правительство консерваторов проигнорировало все протесты профсоюзов, и в начале ноября “Билль о профсоюзах” одобрила палата общин. С тех пор проект прошел уже первое чтение в палате лордов, и теперь его окончательное одобрение и подписание королевой - вопрос ближайшего времени.
Основные новшества проекта. В любом голосовании, ведущем к забастовке, должны принять участие как минимум 50% от общего числа членов профсоюза. Причем если речь идет о забастовках работников важнейших отраслей (здравоохранения, образования, пожарных служб, транспорта, пограничного контроля, жизнеобеспечения и энергетики) - в пользу акции протеста должны высказаться не менее 40% от общего числа членов профсоюза. Кроме того, после положительного голосования за проведение забастовки протест должен будет состояться в течение четырех месяцев. Иначе всю процедуру организации протестных действий придется начинать с нуля. Бастующие профсоюзы обязаны будут уведомлять работодателей об акции не менее чем за две недели до ее проведения. При невыполнении любого из этих пунктов акцию протеста признают незаконной. Более того, проект ограничивает и свободу проведения пикетов: уголовному преследованию будут подвергаться все участники пикета, если они собрались в количестве более шести человек, а также если у пикета нет официального руководителя. Лейбористскую партию, казна которой во многом до сих пор пополняется из профсоюзных денег, планируется отсечь от жертвователей и частных спонсоров: если кто-то хочет спонсировать лейбористов, то ему нужно будет выразить такое желание письменно и представить документы.
В Италии с начала прошлого года не прекращается общенациональная кампания протеста против политического курса левоцентристского правительства Маттео Ренци, выступившего с программой реформ на три года, названной “1000 дней”. Премьер-министр внес в парламент “акт о либерализации рынка труда” и законопроект о школьной реформе, вызвавшие бурное возмущение левых сил, которые ранее на парламентских выборах поддержали левоцентристов в противовес правым. Протесты возглавил ведущий профцентр - Итальянский союз труда (UIL) при поддержке других основных профобъединений страны. Еще полтора года год назад UIL объявил кампанию протеста против инициатив правительства Ренци, пытающегося ограничить права трудящихся и ослабить социальный диалог. С тех пор в стране не прекращаются акции протеста против правительственных реформ, состоялись три общенациональные забастовки. Тем не менее Ренци заявил, что не поддастся давлению и реформу проведет. В конце декабря 2014 года парламент утвердил “Акт о либерализации рынка труда”, а в мае этого года его не без колебаний подписал президент. Далее, весной этого года, в придачу к базовому документу правительство утвердило и внесло в парламент сопроводительный документ - ряд поправок в Трудовой кодекс, необходимых для вступления “Акта о либерализации рынка труда” в силу. Этот проект тоже принят парламентом. На минувшей неделе президент страны даже поставил перед парламентом вопрос о доверии Кабинету министров. На это он был вынужден пойти из-за длительных протестов парламентской оппозиции против новых принципов бюджетной политики на ближайшие годы (урезание соцрасходов и сокращение финансирования “бюджетных” отраслей). Тем не менее 20 ноября правительство Маттео Ренци вновь получило вотум доверия - и, соответственно, карт-бланш.
Основные новшества проекта. “Акт о либерализации рынка труда” облегчает работодателю процедуру увольнения в бюджетной сфере и госсекторе и лишает бюджетников и чиновников их нынешних гарантий занятости. Документ вводит неограниченный испытательный срок при приеме на работу и дает работодателю полное право заключать с “новоприбывшим” работником срочный контракт (сейчас доля срочных контрактов в организации не может превышать 20%). Закон упраздняет закрепленную в ТК приоритетность долгосрочных трудовых договоров при найме бюджетников и госслужащих (это затрудняет работодателям процедуру увольнений). Заложено и ограничение срока действия “бессрочных” трудовых договоров для “штатников” - они должны заключаться максимум на три года, а их продление возможно не более пяти раз. Фактически закон приравнивает бюджетников и госслужащих к работникам частного сектора. В малом бизнесе все ограничения на долю срочных контрактов в фирме снимаются - и с профсоюзом не нужно согласовывать увольнение работника.
Правоцентристское правительство премьера Мариано Рахоя в прошлом году разработало и внесло в парламент пакет дискриминационных поправок в законодательство, озаглавленных “Акт о гражданской безопасности”. Он вызвал резкое неприятие профсоюзов, так как ограничивает право на забастовку и организованный протест против произвола властей или собственников. Несмотря на забастовки протеста по всей стране, законопроект в начале года был принят парламентом и одобрен королем. С июля он вступил в силу.
Основные новшества проекта. “Акт о гражданской безопасности” запрещает забастовки непосредственно у правительственных зданий всех уровней, а также у зданий конгресса, сената и региональных парламентов. Возведение баррикад на улицах станет уголовным преступлением, как и препятствование или сопротивление органам власти при исполнении полномочий. Причем не только в ходе “массовых общественных мероприятий”, то есть акций протеста, но и при выселении семей должников, имеющих причины для лишения жилья (не оплативших ипотеку или услуги ЖКХ за длительный период). Всего закон насчитывает более 40 новых запретительных мер, за нарушение которых полагается штраф от 1000 до 600 тысяч евро с возможностью уголовного преследования.
Противостояние профсоюзов и правого правительства Рахоя, продавившего через парламент “антикризисный 4-летний план”, длится третий год. Основная веха - в 2013 году вступил в силу пакет поправок в трудовое законодательство, ограничивший в частном бизнесе право профсоюзов на забастовку при несоблюдении работодателем отраслевых колдоговоров и соглашений. Более того, по этому закону теперь колдоговоры в стране заключаются на уровне отдельных предприятий, а не в целом по отрасли. Летом прошлого года вступил в силу еще один правительственный пакет поправок в Трудовой кодекс. Целью трудовой реформы-2014 стало урезание выходных пособий и упрощение процедуры трудоустройства и увольнения сотрудников. Прежде всего - через насаждение системы срочных контрактов, для которых в негосударственном секторе теперь нет никаких ограничений. Было сокращено выходное пособие при увольнении работника: его расчетный период уменьшили с 45 до 33 рабочих дней за каждый год, проведенный на месте работы. Таким образом, работодателю стало дешевле уволить работника, который трудится по бессрочному контракту, и нанять “срочника” либо вовсе сократить эту ставку. Отменен запрет расширять обязанности работника без его согласия, а для тех сотрудников, которые решат уволиться в связи с увеличением или сменой обязанностей, вдвое сокращается расчетный период для выходного пособия. Легализовано право работодателя увольнять “срочника” в связи с реорганизацией фирмы или “по экономическим основаниям”.
Правоцентристское правительство, пришедшее к власти в прошлом году, сразу же выдвинуло “антикризисную программу” на ближайшие четыре года. В основе плана реформ - политика жесткой экономии, заморозка зарплат, урезание соцрасходов бюджета, сокращение финансирования госучреждений, программ здравоохранения и соцобеспечения. Программа нового правительства вызвала жесткую критику профсоюзов и левой оппозиции. Массовые протесты начались в ноябре прошлого года, сразу после прихода правого правительства к власти, причем против “программы реформ” единым фронтом выступили три федеральных профобъединения - CSC, FGTB и CGSLB (Всеобщая Федерация труда, Конфедерация христианских профсоюзов Бельгии и Всеобщий центр либеральных профсоюзов) и почти все крупные отраслевые профсоюзы страны. Солидарность с бастующими проявили многие общественные организации (студенческие общества, представители левых партий, участники экологического движения), Международная конфедерация профсоюзов и Европейская конфедерация профсоюзов. С тех пор бельгийские профсоюзы, помимо “местных” акций протеста, примерно раз в месяц устраивают масштабные манифестации в столице. Позиция правительства - вежливый отказ от диалога с профсоюзами и обещания “не поддаваться на шантаж”.
Основные новшества проекта. Помимо бюджетных ограничений на соцрасходы и упразднения периодического повышения зарплат в связи с увеличением цен в программе реформ запланировано внесение поправок и в Трудовой кодекс страны. (Законопроект уже рассматривается в парламенте.) Поправки предполагают снятие ограничений на применение срочных контрактов для частного бизнеса и облегчение процедуры увольнения работников, а также замораживание зарплат госслужащим, для начала на год. Законопроект уравнивает трудовые права наемных работников и госслужащих “по низшей планке”, то есть по более выгодным работодателю условиям для обычного работника, а не чиновника. Это выра-зится в унификации сроков уведомления об увольнении и расчета зарплат к отпускным. Так, госслужащего, в зависимости от стажа, работодатель обязан предупреждать минимум за три месяца, а при стаже в 25 лет этот срок возрастает до полутора лет. Для работника в частном секторе срок уведомления - не более двух месяцев. Именно этот показатель и взят за основу. Помимо этого, сейчас для госслужащего срок вступления уведомления в силу начинается с первого дня следующего месяца, а для “обычного” работника это первый день следующей недели. Отпускные у госслужащего сейчас высчитываются исходя из совокупной суммы за весь год (в том числе “тринадцатой” зарплаты и различных надбавок), а у частников считается только зарплата в чистом виде. После принятия проекта у госслужащих будет так же, как и у “наемников”... Наиболее болезненно в обществе встречено “внеочередное” предложение повысить пенсионный возраст на два года (с 65 до 67 лет). Причина в том, что пять лет назад возраст выхода на пенсию уже повышали - тоже на два года. Сейчас официальный пенсионный возраст в Бельгии составляет 65 лет, однако реально бельгийцы в среднем выходят на пенсию в 59 лет, так как имеют право просить о досрочной пенсии. И тот возраст, с которого можно получать досрочную пенсию, власти и планируют повысить с целью экономии бюджета.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно