Фото: Jay Shaw Baker / Zuma / ТАСС
Конгресс тред-юнионов (TUC) продолжает кампанию общественного протеста против дискриминационного “Билля о профсоюзах”, внесенного в парламент правительством. На прошлой неделе новый закон, ограничивающий право на забастовки и трудовое представительство, прошел все процедуры рассмотрения в палате общин. А уже 11 ноября его начали рассматривать и готовить к первому чтению комитеты палаты лордов.
На фото - митинг профсоюзных активистов в Лондоне 2 ноября 2015 года, во время очередного рассмотрения законопроекта парламентом
В Великобритании рассмотрение скандального законопроекта, касающегося права на забастовку, вышло на финишную прямую. 10 ноября, сразу после окончательного одобрения закона в нижней палате, Британский конгресс профсоюзов (TUC) собрался на экстренное заседание и объявил о продолжении кампании общественного протеста. Акции пройдут в форме пикетов административных зданий и парламента - покуда пикетирование в этой стране еще разрешено. Конкретные даты крупных акций протеста станут известны на этой неделе, но в целом TUC рекомендует трудящимся проявлять инициативу самостоятельно - ведь митинг и пикет можно проводить без предварительного голосования и спецразрешений.
Ранее правительство консерваторов проигнорировало все протесты профсоюзов и заявило, что цель нововведений - забота об обывателях, которым профактив своими стачками мешает нормально жить. А также о сознательных трудящихся, кои не поддерживают забастовки и желают не страдать от хозяйских санкций, а культурно работать на производствах и аккуратно получать зарплату.
Ситуацию прокомментировал генсек TUC Фрэнсис О’Грейди: “В условиях стремления кабмина отнять у трудящихся основополагающее право на забастовку мы расширим кампанию протеста. И будем продолжать ее на всех этапах рассмотрения проекта”.
О намерении бороться со стачками и урезать права профсоюзов консервативное правительство объявило более года назад. Еще летом прошлого года глава аппарата кабмина Фрэнсис Моуд обещал скорое внесение в парламент законопроекта, значительно ограничивающего права профсоюзов на проведение “неоправданных” забастовок.
Суть нынешних предложений - в том, чтобы обязать профсоюзы уведомлять работодателей об акции не менее чем за две недели. И заставить профактив в поддержку каждого этапа стачки собирать большинство голосов работников - членов профсоюзов (более 50%), тогда как сейчас, чтобы принять решение о стачке, по закону хватает простого большинства участвующих в голосовании членов профорганизации. Законопроект также установит жесткий кворум: голосовать по забастовке должны будут не менее 50% членов профсоюза. А в стратегических и бюджетных отраслях и сфере жизнеобеспечения “за” стачку должны высказаться не меньше 40% от участвующих в голосовании. Наконец, срок действия решения устроить забастовку - 4 месяца, после чего решение аннулируется и профактиву нужно будет начинать всю процедуру заново. При невыполнении любого из этих пунктов акцию протеста признают незаконной. Более того, проект ограничивает свободу проведения пикетов: уголовному преследованию будут подвергаться все участники пикета, если они собрались в количестве более шести человек, а также если у пикета нет официального руководителя, заблаговременно подавшего заявку и полномочного взаимодействовать с полицией.
Не забыли консерваторы в проекте и своих главных политических противников. Лейбористскую партию (ЛП) планируется в значительной степени отсечь от жертвователей и частных спонсоров, обложив их формальными требованиями и обязанностью предоставлять документы. Казна ЛП во многом продолжает пополняться из профсоюзных денег (это необязательный сбор, от которого человек может просто, “на словах”, отказаться). Консерваторы требуют радикально изменить порядок перечислений: если человек намерен “вкладываться” в лейбористов, он будет обязан выразить такое желание письменно. А там его и проверят...
За последние три десятилетия в Великобритании парламент с подачи правительства принял более десяти законов, ограничивающих права трудящихся и ущемляющих интересы профсоюзов (см. “Солидарность” № 26, 2015). “Антисоциальный крен” во внутренней политике был заложен почти двадцатилетним правлением консерваторов с 1979 по 1997 год, и с тех пор Великобритания, состоящая в ЕC на особом положении, медленно адаптирует свое либеральное трудовое законодательство к более справедливым “континентальным” нормам ЕС. Основная веха - поражение общенациональной стачки горняков в 1985 году, продолжавшейся почти год. Это ослабило позиции британских профсоюзов и подготовило почву для перехода лейбористов на “умеренные” позиции.
Лейбористам, чтобы вновь прийти к власти, потребовалось отказаться от большинства своих идей. По крайней мере, именно таким оказался результат победы в середине 1990-х “правого крыла” лейбористов (Тони Блэр, Гордон Браун), которое предложило вместо социалистической новую, “социал-либеральную” программу действий. Новые принципы сильно расходились с идеологией “старого лейборизма”: ориентация на частное предпринимательство (капитализм, а не стремление к социализму); социальная справедливость вместо требований равенства; приоритет “равенства возможностей” над равенством доходов. “Новый лейборизм” позволил перехватить власть у консерваторов, но поссорил лейбористов с профсоюзами и нанес большой ущерб их имиджу как “рабочей” партии.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно