Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"
На днях министр образования заявила, что считает необходимым возродить учебно-производственные комбинаты: “Сейчас мы жестко рассматриваем вопрос о профориентации школьников. Школьные комбинаты необходимы!” “Солидарность” решила узнать у профлидеров, какие профессии они приобрели во время существования УПК и как эти навыки пригодились в жизни.
Слесарь-инструментальщик
- В те времена, когда я учился, это называлось еще производственной практикой. Мы ходили на завод, и там я приобрел профессию слесаря-инструментальщика. По специальности не работал, но домашние довольны. Любую работу - сантехническую, электрическую и т.д. - могу сделать сам. Знаю работу на всех станках. Вчера вот светильник сгорел, я за 30 минут его полностью заменил, благо запасной был куплен. Из наших ребят в итоге все получили высшее образование, но и “стружки нюхнули”. Ходили на обучение с удовольствием, не напрягало это. И в жизни пригодилось. А вот вызовет ли это интерес у современных детей… Не думаю. Возможно, обязаловка вызовет, скорее, отторжение. Но тут много от деталей зависит, от того, как организуют учебный процесс.
Проходчик 4-го разряда
- Я первое свое удостоверение получил как раз в таком учебном комбинате - удостоверение проходчика 4-го разряда. Это работа в подземных условиях, и это хорошая профессия для угольной отрасли. Впоследствии, в студенческие времена, пригодилось. Меня с удовольствием брали на работу на практиках или в студенческих строительных отрядах. Большинству студентов могли предложить лишь должность разнорабочего, а меня брали на должности с повышенным разрядом и неплохой оплатой.
В целом учебно-производственные комбинаты - очень хорошая форма обучения. Там не только профессии учили, но и безопасности труда, давали широкий кругозор, дополнительные навыки. В этих учебных комбинатах, как правило, читали лекции руководители-практики: руководители производства, руководители участков, которые имеют практику и богатый опыт производственной деятельности. Приглашали и со стороны специалистов, определенных узких специалистов, имеющих специфические знания, более научные, чем практические. Я лично за то, чтобы такие комбинаты действительно возродились на каждом производстве, на крупном производстве в первую очередь.
Повар 4-го разряда
- У меня в школе предлагалось два варианта прохождения производственной практики: по специальности “автослесарь” или по специальности “повар”. Скажу откровенно, меня автомобили не очень привлекали с точки зрения их ремонта. А поесть я любил и тогда. Потому и пошел учиться на повара. Таких “отморозков” среди мальчиков оказалось немного, в основном там обучались девочки. Те, которые не захотели шить фартуки и тому подобное.
Занятия длились целый учебный день, два года подряд. Поначалу ставили чистить картошку, резать морковь. Там я заработал шрам на пальце, который видно до сих пор. Потом доверяли делать не очень сложные вещи вроде супов, каш, котлет, зраз. Годы были такие, что даже курицу сложно было купить, так что дефицитные продукты нам особо не доверяли, готовить изысканные блюда не привелось. Простая еда из простых продуктов. Обучение было без теории, без технологических карт. Работали по команде повара.
В итоге автослесарные навыки мне бы так и не пригодились. А родных и друзей до сих пор радую разными блюдами. То есть приобретенные навыки оказались полезными. Правда, я проходил еще и практику - работал в кулинарии. И долгие годы после этого не ел готовых кексов и ромовых баб.
Монтер-слаботочник
- Я проходил обучение на учебно-производственном комбинате. Получил профессию монтера-слаботочника, это, грубо говоря, ремонтом телефонов позволяло заниматься. Работать по этой профессии не пошел, но дома еще в течение лет десяти ремонтировал технику с удовольствием сам. Сейчас техника уже изменилась, конечно. Но в целом считаю, что УПК были очень полезной штукой. Там я приобщился к взрослой жизни, узнал, что такое производственные отношения, как себя люди ведут, как общаются, всерьез задумался о профессии. Для меня это было полезным.
Чертежник-конструктор
- Да, я проходил такое обучение. По специальности был чертежником-конструктором, есть такой профиль. Черчением занимались, какие-то строительные рисунки чертили. Был представитель из института. Мне это помогло, потому что я черчение любил, а тут я получил достаточно большую практику, и это пригодилось мне потом в институте. Я этим доволен, считаю, что полезное обучение было.
Автомеханик, электрик, строитель, компьютерщик
- Да, опыт производственного обучения у меня есть. Еще в средней школе, в 8 - 9 классах, последовательно обучался на автомеханика, потом на электрика, на строителя, на компьютерщика. По полгода по каждой из специальностей. Все это мне пригодилось. Навыки электрика пригождаются до сих пор. Строительная специальность помогла устроиться на стройку, подработать. На стройке мы красили трубы, работали как разнорабочие, очищали дома от строительного мусора и прочее. Было интересно почувствовать себя рабочим человеком. Навыки автослесаря помогли, как только появилось первое средство передвижения. Не помню точно, но по каждой из специальностей давали какое-то свидетельство. О прослушанном курсе, кажется.
А вот общение с компьютерами продолжилось и в старшей школе. Началось оно со старых компьютеров и языка программирования “Бейсик”. Потом, уже в 10 - 11 классах, я один день в неделю полностью занимался компьютерными науками. Что, в свою очередь, повернуло меня в сторону поступления на математический факультет. К концу 11 класса я уже понимал, как работает компьютер, программы писал довольно сложные, на базах данных. Будучи еще школьником, с полгода поработал на станкостроительном заводе в информационно-вычислительном центре. Зарплату не платили. Но вот это ощущение работы на заводе и со взрослыми, с которых можно брать пример, да и, кстати, поиграть там в компьютерные игры, недоступные в те годы для мальчишки… Это было полезно. Благодаря этому я сейчас обладаю навыками, которые позволяют мне с компьютером общаться на “ты”.
Я не уверен, что в современном мире стоит детей отправлять, скажем, красить трубы в подвале. Но если взять направления более современные - например, робототехнику, те же компьютерные технологии или базовые специальности, которые в жизни могут пригодиться, - то, по большому счету, УПК вещь полезная. Ничего плохого в этом нет, если подросток своими руками почувствует, что это значит - работать. И у него четкое будет понимание в жизни, что такое трудовой пот и как эта копеечка достается.
Николай Федоров / "Солидарность"
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно