Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"
Очередные аудиторы решили, что для повышения экономической эффективности надо сократить около двух тысяч энергетиков Дальнего Востока. Профсоюзы собираются сначала выйти на переговоры с главой “Русгидро”, а если они провалятся, будут инициировать коллективно-трудовой спор. Тем временем работники интересуются, может ли профком закупить желтые жилеты, и готовятся выйти на митинг.
Тысячи энергетиков Дальнего Востока под угрозой увольнения. В распоряжении “Солидарности” оказались результаты ауди- та, который провела фирма “МакКинси и компания” в “Русгидро”. Самые серьезные убытки приходятся на Дальневосточную генерирующую компанию (ДГК) - 7,2 млрд. При этом тариф ДГК на 18% выше угольных станций. Потенциала роста тарифов нет, надо обратить внимание на “внутренние резервы”. “Основным рычагом сокращения затрат является оптимизация ФОТ за счет рационализации штатной численности”, - резюмируют аудиторы.
По мнению аудиторов агентства “МакКинси и компания”, расходы “Русгидро” можно снизить на 50%, не вкладывая средств, если сократить штат: в Дальневосточной генерирующей компании - 1828 работников, в “Камчатскэнерго” - 92, в “Сахалинэнерго” - 183, в “Магаданэнерго” - 336, в “Чукотэнерго” - 160, в “Якутскэнерго” - 63.
- По сути, “Русгидро” - компания, которая делает деньги из воды, - говорит председатель первичной профсоюзной организации “Приморская ГРЭС” Сергей Беляков. - Получает десятки миллиардов прибыли ежегодно в чистом виде просто так. Все основные мощности были построены в Советском Союзе, вкладывать ничего не надо, просто вода течет, и компания зарабатывает гигантские деньги.
“Приморская ГРЭС”, как следует из названия, - тепловая электростанция, расположенная в поселке городского типа Лучегорск Приморского края. На предприятии трудятся 1,4 тыс. человек. Формально оно не считается градообразующим, но в поселке всего 19 тыс. жителей. Выбор рабочих мест невелик.
- У нас уже 20 - 30 лет вообще ничего не ремонтируется, деньги не вкладывались в энергетику, - сетует председатель первички. - Дошло до того, что ежедневно на всех станциях аварии. Оборудование стало до того старым, изношенным, что металл просто сыпется. Недавно проблемами “озаботились”. Проводили аудиты. Последней была компания “МакКинси”, которая дала следующие рекомендации: уволить 1,8 тыс. человек из 12,5 тыс. работающих в ДГК.
- Для чего собираются уволить людей? - задается вопросом Беляков. - Для того, чтобы соответствовать “лучшим практикам страны”, как это у них написано в документах. А это бред полный. Станции же разные. Они берут в пример те, которые работают в европейской части, отремонтированы, модернизированы, там есть мощные ремонтные предприятия, которые станции готовят к работе. А здесь Дальний Восток. Здесь ничего этого нет.
В результатах аудита написано, что анализ затрат 24 станций показал разрыв “с лучшими российскими практиками” в 3,8 млрд рублей. 2,6 млрд из них приходится на станции ДГК.
- Если, например, на электростанции где-нибудь в европейской части отпуск у работника 36 дней, то в Якутии отпуск у энергетика - 2,5 месяца, потому что люди живут на Севере, - поясняет лидер первички. - Соответственно, если на станции юга Дальнего Востока необходимо пять человек на одно рабочее место, трудящихся в смену, чтобы больничные перекрывать и отпуска, то в Якутии должно быть уже больше шести человек. Нам все рекомендуют привести “к лучшим европейским практикам”. Но как сравнивать несравнимое?
Ключ к повышению эффективности, по мнению аудиторов, - выведение ремонтных служб на аутсорсинг. “На сегодняшний день доля затрат на собственный ремонтный персонал в пять раз выше среднероссийских значений”, - указано в докладе.
- Может, в Москве с аутсорсингом все хорошо, но у нас уже был негативный опыт, - предостерегает профлидер. - Трудились уборщицы, получали небольшую зарплату, но стабильно. Их вывели на аутсорсинг, и в новой организации им перестали платить зарплату на несколько месяцев. Мы в грязи просто заросли, рабочие места перестали убирать. Сейчас проблему решили, но ремонтники на очереди. А ведь аудиторы давали и другие рекомендации: отремонтировать оборудование, модернизировать производство. Но практика показывает, что на Дальнем Востоке в любой сфере - что на почте, что на железной дороге, что в энергетике, что в судостроении - снижение издержек сводится к сокращению персонала и снижению фонда оплаты труда. Я сейчас в результате даже газету “Солидарность” получаю через две недели после выпуска!
“На сегодняшний день затраты на ремонт зачастую не приводят к повышению надежности оборудования. Поэтому первоочередной задачей является повышение качества формирования и исполнения ремонтной программы, после этого может быть сделана оценка возможности оптимизации затрат на ремонты. При условии повышения эффективности ремонтной программы может быть высвобождено до 1,3 млрд рублей, которые могут быть реинвестированы”, - говорится в докладе.
- Людей сокращают, - сетует Беляков. - По телевизору мы слышим, как сотни миллионов долларов собираются вкладывать в экономику Дальнего Востока. Но это остается только намерениями. На практике - сокращения в энергетике, сокращения в промышленности. Люди нищают, уезжают.
- На нашем предприятии сейчас предлагают пенсионерам уйти на пенсию, - говорит председатель первички. - Но раньше при уходе они получали соцпакет, солидные выплаты. Сейчас эти программы почти не работают, на нас экономят. На начало года таких людей было 74. Они согласны уйти по соглашению сторон. Есть еще список сокращаемых. Штат урезается на 30 человек. Часть - вакантные места. Часть - люди, которых собираются перевести на аутсорсинг, водители. Уведомления будут вручать на этой неделе.
По словам Белякова, на прошлой неделе у работников была встреча с директором филиала. На этой неделе будет встреча с директором той компании, куда им придется перейти.
- Но мы опасаемся, что у них упадет зарплата, и мы этих людей потеряем, - продолжает профлидер. - Такое уже случалось. Когда-то у нас был цех централизованного ремонта (ЦЦР), где чинили оборудование. У нас тепловая станция, там большие температуры, пар, поэтому износ металла повышенный. Требуется постоянный ремонт. В начале двухтысячных ЦЦР решили вывести за пределы предприятия. Сделали производственно-ремонтное предприятие. Оно акционерным было. А потом это АО умерло. Людей передали в организацию “Дальтехэнерго”, но и оно умерло. Людей передали в “Энергоремонт”, но и он умер. Сейчас это новая организация. Но при каждом переходе мы теряли специалистов. Сейчас на всем Дальнем Востоке нет предприятия для ремонта. Привозим людей из европейской части, даже из Армении. Поняли, что так жить нельзя. Надо спасать ситуацию. Снова создали ЦЦР - просто “ободрали” другие цеха, выбрали всех технических специалистов. Теперь снова их собираются вывести в подрядную организацию… Опять по тем же граблям.
Профсоюзы собираются бороться. Сначала путем переговоров, а если не выйдет, на очереди будут акции протеста.
- Конечно, мы возмущены и будем всеми способами бороться с происходящим, - говорит Нина Зиновьева, зампред Федерации профсоюзов Приморского края.
- Мы сейчас решили обратиться к Николаю Шульгинову, гендиректору “Русгидро”, - сообщил Беляков. - С предложением все-таки встретиться не с нашими руководителями высокого ранга, а с теми людьми, которые работают непосредственно на предприятиях. Потому что я сомневаюсь, что он реально владеет информацией о том, что делается на местах. Одновременно мы обратились к губернатору через федерацию профсоюзов. На прошлой неделе появилась информация, что такая встреча может быть запланирована. Мы понимаем, спасать энергетику - не задача губернатора. Но все-таки у него есть возможность общаться с первыми лицами государства.
По мнению Белякова, основная проблема - отсутствие взаимопонимания с менеджментом “Русгидро”.
- Даже при попытке заключить колдоговор наталкиваемся на непонимание. На уровне региона мы договариваемся. Вот спустила “Русгидро” бизнес-план. В рамках имеющихся денег мы на месте договорились. А “Русгидро” говорит: “Мы не прошли корпоративной процедуры”. Этого вообще в Трудовом кодексе нет. Колдоговор еще не дошел до совета директоров, а уже шлют замечания “переделайте то, переделайте это, вот этот пункт отличается”. Мы попытаемся достучаться до руководства страны с этими проблемами - с сокращением, с колдоговором и прочим. Если не получится, то в конце мая мы действительно начнем подготовку к акциям протеста. Будем собирать конференции, избирать делегатов и выходить на коллективно-трудовой спор. Очень большие опасения, что нас пытаются подвести к тому, чтобы мы остались без колдоговора, и собираются нанести такой ущерб профорганизациям, чтобы они потеряли крупное членство - вплоть до половины. Но уже сейчас люди приходят в профком и говорят: “Деньги есть в профсоюзе? Купи тысячу желтых жилетов. Пойдем на митинг”.
Из расчетов РБК на основе ежеквартальных отчетов “Русгидро”:
Вознаграждения членам правления “Русгидро” исправно растут. В 2014-м сумма составляла 72,4 млн рублей, в 2015 году она выросла вдвое, достигнув примерно 146,3 млн. Это примерно 12 млн рублей в месяц. В тот же период валовая реализация электроэнергии упала на 5,2%, что было компенсировано подъемом тарифов.
Из годового отчета “Русгидро”:
Годовой доход, причитающийся акционерам “Русгидро” в 2018 году, составил 31 млрд рублей.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно