Коллаж: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Открытая дискредитация профорганизации, давление работодателя на членов профсоюза, угрозы увольнения - такова ситуация в Байкальском государственном университете. Только за последний месяц первичка БГУ потеряла 40 человек. Председатель и члены профкома университета обратились в газету “Солидарность”.
По словам Инессы Гусевой, председателя ППО Байкальского госуниверситета, противостояние ректора Александра Суходолова и профсоюза началось весной прошлого года. Этому предшествовали кадровая “чистка” и отстранение профкома от принятия важных для коллектива решений.
- С планами и документами, которые касались реорганизации и так называемой “оптимизации”, руководство университета нас не знакомило, - говорит Инесса Гусева. - Прекратилось практически любое общение руководства с профсоюзом. На судьбоносные для коллектива совещания члены профкома не приглашались. Те, кто должны были участвовать в совещаниях, стали под различными предлогами исчезать из списков работающих в университете или их переводили на другие должности по срочным трудовым договорам, а затем вовсе увольняли.
Как рассказала председатель первички, профсоюз забил тревогу, когда преподавательский состав начал стремительно сокращаться. В течение двух лет разными способами были уволены около 15 докторов наук и ряд молодых перспективных доцентов. Трудовые договоры стали заключаться только на год (при этом образовательные программы рассчитаны на 3 ‑ 5 лет), для преподавателей был введен ежегодный конкурс на замещение должности. Это не могло не отразиться на численности первички университета. Если на 1 января 2014 года в профсоюзе состояло 55,5% работников, то на 1 января 2018 года - 36,3%. Сейчас же - всего 20%.
Чтобы остановить увольнение преподавателей, первичка БГУ направила обращения в областное законодательное собрание, губернатору Иркутской области, в приемную президента России, в прокуратуру, а также в Министерство науки и высшего образования. На основании этих обращений в июне Иркутская областная организация профсоюза работников образования организовала проверку соблюдения трудового законодательства в университете и выявила ряд нарушений.
- В предвыборной программе Александра Суходолова был выделен пункт “Бережное отношение к кадрам”. Поэтому мы и поддержали его кандидатуру на выборах в 2014 году, - продолжает профлидер. - Но вся обещанная кадровая политика пошла под откос. За последние два года он перевел на годовой контракт весь научно-педагогический состав. И теперь, когда люди становятся неугодными, с ними не продлевается контракт. Как бы мы ни пытались защитить наших коллег - членов профсоюзов от увольнения, у нас не получается. Суды первой и апелляционной инстанций признают правомерным увольнение работников по окончании срочного трудового договора. А решений кассационной инстанции пока нет.
В начале лета прошлого года появилась информация, что руководство поставило своей задачей вывести людей из профсоюза. По словам председателя ППО, руководители подразделений, вызывая подчиненных, говорили: “Выходи из профсоюза, иначе контракт на следующий год будет под вопросом”.
- Все это вызвало нервозность в коллективе, - говорит Инесса Гусева. - Поэтому мы написали открытое письмо ректору с требованием прекратить давление на членов профсоюза. После этого руководство стало искать новые методы давления.
В декабре 2018 года заканчивалось действие колдоговора, поэтому в мае первичка предложила администрации вступить в переговоры. Но предложение было проигнорировано. Профактивисты обратились в прокуратуру Иркутска, тогда дело сдвинулось с мертвой точки. Но уже в октябре, когда профком подготовил новый вариант колдоговора, переговоры были прекращены по решению ректора. Причина - в первичке состоит менее 50% штата.
В декабре ученый совет провел конференцию, где выбрал представителя коллектива для заключения колдоговора. Там же было утверждено сокращение численности ученого совета до 32 человек. Еще в 2014 году ученый совет состоял из 60 работников, из которых осталось всего 29.
Инесса Гусева считает, что Суходолов снижает численность ученого совета, надеясь получить управляемый орган. К тому же это сократит количество делегатов на конференцию по выборам ректора в 2019 году. Ведь, согласно ст. 332 ТК РФ, именно по представлению ученого совета предельный срок пребывания ректора в должности может быть продлен с 65 до 70 лет. Суходолову в апреле, между тем, исполнится 63 года.
- Такое серьезное решение о сокращении состава ученого совета было принято неправомерно. На заседании ученого совета, принимавшего решение о конференции, присутствовало всего 24 члена совета, а для кворума нужно 30. Мы написали служебную записку о при- остановлении нелегитимного решения, но нас опять не услышали. Тогда мы подали иск в суд, но в рассмотрении дела нам отказали, посчитав, что вопрос относится к коллективному трудовому спору. После мы подали частную жалобу на определение суда, но решения до сих пор нет.
30 января 2019 года в профком Байкальского госуниверситета поступило обращение, подписанное тремя членами профсоюза, с требованием срочно провести внеочередную профсоюзную конференцию и переизбрать председателя, поскольку профком “на протяжении последнего времени инициирует безосновательные судебные иски к университету, преследуя цель отменить подписанный коллективный договор, содержащий дополнительные социальные гарантии”.
Отметим, что всего первичная профорганизация обращалась в суд трижды. Во-первых, она требовала признать незаконность результатов конкурса на замещение должности и незаконность увольнений. Во-вторых, указывала на то, что реструктуризация - ликвидация кафедры налогов и таможенного дела - не была согласована с профсоюзом. В-третьих, обращала внимание на нелегитимный для принятия решений состав ученого совета.
К письму “инициативной группы” прилагались копии листов с подписями членов профсоюза, заверенные работодателем. По словам профлидера, члены профсоюза ставили подписи по разным причинам: кто-то подписывал, не глядя, так как это требовало начальство, кто-то был дезинформирован, кто-то испугался за свое рабочее место.
- Когда стали разбираться, выяснилось, что директора институтов вызывали к себе членов профсоюза и предлагали либо подписать такое обращение, либо выйти из профсоюза. Наша первичка потеряла уже 40 человек, - говорит Инесса Гусева. - Получается, если ты член профсоюза, ты не под защитой, а наоборот - под прицелом и уязвим.
С просьбой о помощи первичная профсоюзная организация Байкальского госуниверситета обращалась в областную организацию профсоюза работников народного образования и науки РФ, в Иркутское профобъединение, в Общероссийский профсоюз образования.
- Мы наших коллег поддерживаем, - говорит Валентина Федосеева, председатель Иркутской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ. Нельзя сказать, что разногласий не было, в том числе с бывшим руководством, но такого давления, пренебрежительного отношения - не было никогда. К сожалению, по каким-то субъективным причинам ректор сейчас не идет на контакт с нами.
Редакция “Солидарности” направила официальный запрос ректору Байкальского государственного университета, но не получила ответа на момент сдачи материала в печать.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно