Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
В Госдуме прошел первое чтение законопроект, призванный привлечь “социально ориентированные” НКО к более активному освоению бюджетных средств. Как мы писали ранее, профсоюзы видят в правительственной инициативе угрозу развала бюджетной “социалки” и признаки постепенного отказа государства от соответствующих обязательств. Документ вызвал много вопросов и в думском комитете по труду. “Солидарность” рассказывает о новом витке прений по резонансному законопроекту.
Законопроект “О государственном социальном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере” был рекомендован комитетом Госдумы по труду к принятию в первом чтении еще 7 ноября (см. № 43, 2018). Решению предшествовали жаркие споры, по итогам которых договорились: не выносить документ на первое чтение, пока не будет ясно, какие конкретные поправки нужно будет внести ко второму.
Напомним: законопроект “о соцзаказе” направлен на “обес- печение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению”. То есть дает “социальным” НКО подступиться к бюджетному пирогу. Авторы декларируют благую цель - повышение доступности и качества услуг в сферах образования, занятости населения, социальной защиты, здравоохранения, физкультуры и спорта. Повышения качества предполагается достичь за счет усиленной конкуренции: как НКО друг с другом, так и госучреждений с НКО. В ФНПР считают, что “предлагаемые решения представляются не только необоснованными и малоэффективными, но и социально опасными, особенно с учетом нынешнего падения покупательной способности населения”. И что реализация закона приведет “не только к снижению доступности и качества государственных услуг, но и к развалу системы публичных обязательств государства в социальной сфере”.
- На самом деле сейчас мы не знаем, какой объем социальных гарантий берет на себя государство и местное само- управление, - признался представлявший законопроект перед депутатами замминистра финансов Алексей Лавров. - Потому что услуги, оказывается (!), финансируются по нескольким каналам. А сколько в совокупности мы должны оказать услуг гражданам и сколько это стоит - мы не знаем.
Алексей Лавров представил решение: обязать региональные органы власти, ответственные за соцзаказ, ежегодно публиковать отчетность. Это, подчерк- нул чиновник, единственное нововведение, обязательное для исполнения. Все остальное - из сферы возможностей, которыми можно не пользоваться и оставить все по-старому, как сейчас. В этом месте стало хотя бы немного понятней, почему вообще Минфин взялся выступать с социальными инициативами: не все в порядке с бухгалтерией. И заодно (видимо, для простоты дальнейших расчетов) предлагается полностью освободить от налога на добавленную стоимость услуги в социальной сфере (сейчас - частично).
Глава комитета по труду Ярослав Нилов в своем содокладе уточнил, что речь идет не только об НКО, но также о физлицах и коммерческих организациях. Что было несколько неожиданно: в тексте законопроекта и пояснительной записке к нему подобных тезисов замечено не было. Коснулся Нилов и обещанных поправок ко второму чтению. Например, формулировки законопроекта обещают изменить таким образом, чтобы не было поводов сомневаться в его рекомендательном характере.
Кроме того есть идея “дать определенные преференции некоммерческим организациям, которые выполняют общественно значимые функции при проведении конкурсных процедур”. Исходя из сказанного, преференции у НКО могут быть перед теми же госучреждениями. Стоит заметить, что фора в любом конкурсе нивелирует соревновательный принцип. А ведь именно на него так уповают авторы законопроекта, говоря о повышении качества услуг. К слову же, сам Алексей Лавров 5 декабря сказал: никакого вытеснения государственных поставщиков негосударственными не произойдет… “по крайней мере, до тех пор”, пока последние не зарекомендуют себя в действии как надежные и стабильные.
- Допуск коммерческих организаций на этот рынок приведет к ситуации, когда бюджетные учреждения будут ликвидироваться - с одной стороны; с другой стороны, частники, приходящие на этот рынок, будут экономить и на качестве, и на налогах, - опасается депутат Алексей Куринный (КПРФ).
Представитель Минфина ответил, что в ведомстве таких рисков “не видят”. Хотя бы потому, что сейчас “частников” на рынке социальных услуг маловато. И вряд ли появится много, так как им, в отличие от НКО, нужно обеспечивать прибыль, “в том числе, за счет более низких стандартов качества, чего государство допустить не может”. Ответ, правда, не блещет однозначностью - ведь тот же нулевой НДС должен буквально заманивать бизнес на новое поле.
- Находите ли вы, что в данном случае мы имеем очередной шаг к перераспределению ресурсов в пользу частного бизнеса и, таким образом, ползучую приватизацию социальной сферы? - спрашивал Нилова его коллега по комитету Олег Шеин (“СР”).
- Разделяя эти риски, я, так же, как и вы, на [заседании] комитета воздержался от поддержки этой инициативы, - напомнил глава комитета, повторив перед тем тезис о поправках к законопроекту.
- У меня такое впечатление, что в правительстве либо сами не понимают, либо хитрят, чтобы мы ничего не поняли, - поделилась мнением с Лавровым депутат Тамара Плетнева (КПРФ). - Кто считать все это будет вообще?
Ответ был выдержан в народном стиле “каков вопрос” - то есть тоже был, по сути, никаким. Зато коллега Плетневой Куринный решил расставить точки над “и” в законопроекте:
- Я рассматриваю данный законопроект как [инициативу по] минимизации участия государства в оказании социальных услуг. И причиной тому являются якобы некачественные услуги ввиду отсутствия конкуренции на этом рынке, - усомнился коммунист. - Основывать сегодня ликвидацию или существенное сокращение количества государственных организаций исключительно тем, что они оказывают некачественные услуги, и не бороться за качество, не принимать управленческие решения - совершенно неверно.
Ответом Куринному можно считать выступление члена комитета по труду Татьяны Сапрыкиной (“ЕР”). Хотя хватило бы, кажется, и простой отсылки к тексту пояснительной записки, сочиненной в правительстве:
- Фракция “Единая Россия” считает, что реализация законопроекта будет способствовать повышению качества и доступности услуг в социальной сфере. Принятие законопроекта делает возможным внедрение передовых механизмов… Глава государства поставил перед нами четкую задачу повышения качества… - перечисляла депутат.
В результате законопроект был принят голосами “Единой России”, в чем наверняка не сомневался никто из его противников. Обоснованы ли их сомнения по поводу пользы от инициативы правительства, можно будет узнать через год, когда закон должен вступить в силу. А пока документ ждет внесения поправок ко второму чтению до 3 января 2019 года.
Из рубрики “Парламентская хроника”
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно