Рисунок: Дмитрий Петров / архив "Солидарности"
Руководство российских профсоюзов выдвинуло новую инициативу по борьбе с неформальной занятостью и дефицитом Пенсионного фонда. Недавно председатель ФНПР Михаил Шмаков заявил, что для представителей творческих профессий, фрилансеров, а также аграриев следует разработать альтернативную профессиональную пенсионную подсистему.
Напомним, что при обсуждении последней (предыдущей) пенсионной реформы одним из камней преткновения стала ситуация с неформальной занятостью. Профсоюзы настаивали на том, чтобы самозанятые и “свободные художники” платили за свое пенсионное обеспечение на общих основаниях, без льгот. (Стороны соцпартнерства даже достигли соответствующей договоренности; речь шла о некоем закрытом списке льгот, которые должны носить единичный характер.) Затем, в 2011 - 2012 годах, при утверждении в парламенте новых пенсионных законов льготы по взносам удалось выхлопотать почти всем “вольным” категориям. Проектанты и инноваторы, самозанятые и индивидуальные предприниматели (ИП), работники семейного бизнеса - все эти “агенты рынка труда” пользуются льготами по взносам в солидарную страховую пенсионную систему.
За прошедшие годы ситуация серьезно ухудшилась, дефицит ПФР резко вырос, а ставка на добросовестность плательщиков - мелких предпринимателей и “свободных художников” - не оправдалась. По данным проректора АТиСО, экс-замминистра социального развития Александра Сафонова, из-за теневой занятости и изъянов системы обязательного пенсионного страхования ПФР ежегодно теряет около 4 трлн рублей. Причем половина недополученного дохода теряется именно из-за неформальной занятости (нерегулярная работа, как правило, без трудового договора), около 400 млрд рублей - из-за безработицы и еще порядка 1,5 трлн рублей - из-за нелегальной занятости.
Суть предложения Шмакова в том, чтобы дифференцировать государственную систему обязательного пенсионного страхования. То есть разделить ОПС на две-три подсистемы: действующую схему оставить для большинства, то есть наемных работников, а “для тех секторов рынка труда, которые не укладываются в общие закономерности, создавать другие”. Эти категории - лица свободных (творческих) профессий, частные специалисты (фрилансеры), фермеры. Таким образом, можно будет создать такую систему, чтобы пенсии тех, кто работал нерегулярно или скрывал свои доходы, отличалась в меньшую сторону от пенсий людей, имеющих большой трудовой и страховой стаж - даже если наемный работник трудился за минимальную зарплату.
Запутанность и несправедливость нынешней страховой пенсионной системы профсоюзы отмечали неоднократно. Возможно, именно в этом году им удастся достучаться до чиновников. Во всяком случае, концепция предполагаемой реформы, о которой уже говорил премьер-министр Медведев, не отдана на откуп Минфину, - в ее разработке активно участвует социальный блок правительства, прежде всего Минтруд и Минздрав. (Например, Минтруд уже разработал законопроект об увеличении ставок страховых взносов в ПФР и Фонд обязательного медстрахования с самозанятых и индивидуальных предпринимателей.)
Между тем, по данным опроса, проведенного в прошлом году рекрутинговым порталом Superjob.ru, из двух давних альтернатив - повышение пенсионного возраста или увеличение взносов - представители свободных профессий отдают предпочтение росту пенсионного возраста (36% и 26% респондентов соответственно). Продление трудовой деятельности - это, разумеется, менее обидно, нежели платить больше и вообще как-то регистрировать свою деятельность. Ну а об отдельной пенсионной системе задумались тогда менее 7%…
В высокоразвитых государствах Западной Европы и Северной Америки преобладают корпоративные и профессиональные пенсионные системы, в Японии - единая для всех госсистема. Дифференцированные пенсионные системы (разные для различных секторов экономики) характерны именно для проблемных стран с переходной экономикой, серьезными социальными проблемами и большой численностью населения. То есть таких, как Россия.
В Турции и Греции разработаны отдельные пенсионные программы для ИП и самозанятых (в Греции - и для фрилансеров). Они не носят льготного характера, а призваны выделить эти категории из общей пенсионной системы.
В Юго-Восточной Азии разработка пенсионных программ для занятых в неформальном секторе экономики находится в зачаточном состоянии. Так, в Индии, где в теневом секторе занято 85% всего работающего населения, трудящиеся покупают страховки (медицинскую, пенсионную, от травм на производствах) и платят взносы сами - случаи, когда это делают за них работодатели, крайне редки.
Большего прогресса добились в наиболее развитых странах Латинской Америки. Государственным пенсионным обеспечением там, как правило, охвачены лишь работники реального сектора экономики (производственники), госслужащие и бюджетники. Аграрии и малый бизнес из пенсионной системы фактически выпали, не говоря уже о фрилансерах и лицах свободных профессий. Поэтому роль альтернативных пенсионных систем возрастает, и именно в последнее десятилетие подобные разработки там внедряются.
В Мексике, где с 2007 года идет уже вторая пенсионная реформа, соответствующая система рассчитана только на лиц, занятых в реальном секторе экономики; упрощенной схемы взимания налогов для ИП не существует. А для самозанятых, индивидуальных предпринимателей, малых предприятий и фрилансеров в последние годы разрабатывается ряд программ, призванных охватить их пенсионным и социальным страхованием. Схожая ситуация в Аргентине и Чили.
В Бразилии для тех, кому не повезло устроиться в крупную корпорацию или бюджетную сферу, широко применяют упрощенную систему налогообложения. В частности - для малых предприятий, причем налог (не более 17%) платится в зависимости от оборота предприятия. (Зарегистрироваться в этой своеобразной системе соцстраха могут ИП, фрилансеры, работники семейного бизнеса.) Этот платеж покрывает и социальные взносы - то есть дает право участникам на выплаты по больничному, пенсию, компенсацию за несчастный случай на работе.
Сегодня работодатели платят в ПФР за наемных работников общий взнос - 22% с зарплат до определенного порога (в 2016 году - 796 тыс. рублей в год) и еще 10%, если заработок этот порог превысил; ряд секторов и отраслей получили пониженный, льготный тариф. А индивидуальные предприниматели работают по упрощенной системе налогообложения, и их отчисления намного меньше. Самозанятые и фермеры (индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и единый сельхозналог) платят фиксированный взнос: в 2016 году - 19,3 тыс. рублей в год, если их доход менее 300 тыс. рублей в год, если больше - еще 1% с превышающей суммы. Но этих выплат недостаточно, чтобы заработать право на страховую пенсию, которое зависит от стажа (минимум 15 лет) и суммы заработанных коэффициентов (минимум 30). В итоге, по данным специалистов, эти категории зарабатывают лишь на 6% своей пенсии, и за них приходится доплачивать в ПФР из госбюджета.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно