Фото: Mark Humphrey / AP / ТАСС
Пока либеральные СМИ Запада непрерывно уверяют в том, что политика Дональда Трампа абсолютно непопулярна и ведет к катастрофе, экономический рост Соединенных Штатов трудно отрицать. “Солидарность” разбирается в результатах года президентства Трампа и в шагах, которые способствовали экономическому успеху, но вызвали небывалые споры в мировых СМИ.
Несмотря на ранние, сделанные еще во время избирательной кампании заявления Дональда Трампа, нельзя сказать, что все его обещания соответствуют тому, к чему пришла экономика США на данный момент, однако определенные успехи очевидны. Так, по опросам, проведенным Quinnipiac University, 66% американцев полагают, что экономика страны находится в “отличном или хорошем состоянии” - о чем Трамп не забыл упомянуть у себя в “Твиттере”.
К примеру, Трамп обещал годовой рост ВВП 4% - показатели, конечно, выросли, но на 3,2%, по данным американского Министерства торговли. Вместе с тем опасения вызывает тот факт, что в конце 2017 года Центробанк США повысил ключевую процентную ставку, что может привести к замедлению роста экономики в дальнейшем.
В общем и целом, в 2017 году США опередили по темпам роста ряд развитых стран, в том числе Великобританию. Тем не менее, часть экспертов уверена, что в данной ситуации нет определенных заслуг Дональда Трампа. Ведь это первый год его президентства, и Трамп просто использует то, что досталось ему от предыдущего президента Барака Обамы. Такие заявления нельзя назвать безосновательными - в “наследство” от предыдущей администрации действительно достался неплохой экономический старт. С 2010 года, когда Америка уже достаточно оправилась после кризиса, каждый год создавался минимум миллион новых рабочих мест - это было неплохое восстановление после того, как в течение 2008 и 2009 годов работы лишились миллионы людей.
После избрания Дональда Трампа президентом США резко улучшились показатели фондового рынка: он вырос на 25%, а стоимость активов - примерно на 6 трлн долларов. И хотя этот показатель ниже того, что был в первый год президентства Обамы (на 41%), но значительно выше, чем у предыдущих глав государства с 1928 года, у которых показатели роста фондового рынка выше 13% не поднимались.
Фактически, несмотря на неоднократно звучавшие слова о стремлении избавиться от наследия Обамы, оно стало весьма неплохим стартом для реализации экономической политики Трампа.
Одним из ключевых нововведений Дональда Трампа в первый год его президентства стало начало реформы в сфере налогообложения. По признанию ряда экспертов, эта реформа - одна из самых масштабных в новейшей истории США после рейгановской. Законопроект о реформе был подписан президентом прямо в канун Рождества, но уже на этапе обсуждений вызывал небывалые споры - не только среди американских элит, но и в СМИ.
Суть его в следующем. Налог на прибыль крупнейших корпораций должен быть снижен с 35% до 21%. Основная цель в данном случае была обнародована Трампом еще во время предвыборной кампании: вернуть производство в США. Справедливости ради стоит отметить, что десятки крупных корпораций заявили о переносе производства в Штаты и, соответственно, о налоговых поступлениях в казну государства. Так, например, бизнес-гигант Chrysler перенес производство из Мексики в американский штат Мичиган. Что касается среднего и малого бизнеса, пока картина неясна, но планируется ввести единую налоговую ставку в размере 25%.
Краеугольным камнем данной реформы остаются офшоры, на борьбу с которыми Дональд Трамп изначально направлял реформу. Но и здесь существует вполне компромиссный шаг: так называемая налоговая амнистия репатриированного капитала. Другими словами, крупная корпорация возвращает под американскую юрисдикцию средства из офшорных банков со значительно сниженной налоговой ставкой - от 7,5 до 14,5%
Реформа пока не реализована в полной мере, и еще неясно, поможет ли она президенту добиться результатов. К примеру, в долгосрочной перспективе она вполне может подстегнуть рост платежеспособного спроса и вернуть из офшоров до 4 трлн долларов - по разным подсчетам. По официальным сообщениям компании Apple, она планирует инвестировать в экономику США около 350 млрд долларов в течение пяти лет, попутно создав 20 тыс. рабочих мест в США. Налоговые поступления в казну со стороны Apple составят 38 млрд долларов.
Одним из ключевых обещаний предвыборной кампании Дональда Трампа было увеличение рабочих мест. По сообщениям американского Министерства труда, уровень безработицы за год президентства снизился с 4,4 до 4,1%, хотя новоизбранный президент обещал достичь планки 3%. В декабре было создано 148 тыс. рабочих мест (хотя предрекали более 200 тыс.). Помимо переноса производства ряда компаний в США, у этого есть и косвенные причины.
Отчасти этого удалось добиться при помощи весьма спорных законопроектов и президентских указов. Так, в апреле 2017 года президент поручил Министерству юстиции США, Госдепартаменту, Минтруду и Министерству нацбезопасности разработать необходимые изменения в законе о выдаче неиммиграционных рабочих виз H-1B. Трамп не раз подвергал критике и систему “грин-карт”, которые в последние годы выдавались в качестве выигрыша в лотерею. Цель Трамп указал еще в период предвыборной гонки: “Покупай американское, нанимай американцев”, - о чем он нередко напоминает на своей странице в “Твиттере”.
Помимо этого был дан ряд предписаний Министерству торговли о пересмотре международных торговых соглашений, “вредных для Америки”. Но начало было положено Трампом с выходом из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. На практике это означает сохранение таможенных пошлин на товары из стран - участниц соглашения.
Косвенно к созданию новых рабочих мест привел инициированный Трампом выход США из Парижского соглашения по климату. По заявлению администрации президента в июне 2017 года, было создано около 50 тыс. рабочих мест в горнодобывающей отрасли, хотя различные американские издания утверждают, что эти цифры сильно завышены. В любом случае Парижское соглашение лишало множество шахтеров рабочих мест, поскольку требовало закрытия или автоматизации десятков шахт. Трамп не раз подвергал сомнению концепцию глобального потепления (как, впрочем, и большинство республиканцев). Не прислушиваясь к требованиям экологов, Трамп также разрешил применять “фрекинг” - метод добычи нефти и газа посредством гидравлического разрыва пласта, что дало зеленый свет ряду проектов по добыче и продаже полезных ископаемых.
Можно сказать, что нынешний рост экономики США за короткий период президентства Дональда Трампа обеспечен рядом факторов, часть из которых не зависит от деятельности главы государства - как, например, доставшиеся ему “по наследству” от предыдущей администрации. Кроме того, неясно, какой станет долгосрочная перспектива реализации налоговой реформы в США в отношении не только бизнеса, но и среднего класса. А на очереди - замороженные ныне переговоры о дальнейшей судьбе НАФТА (Североамериканская ассоциация свободной торговли) с лидерами Канады и Мексики. По мнению Трампа, НАФТА не несет никакой выгоды для США.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно