Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС
Резкое увеличение стоимости топлива стало самой актуальной темой последних двух недель: с начала года бензин подорожал на 8%, дизтопливо - на 8,5%. Профсоюзы потребовали незамедлительно принять меры для обуздания цен и готовы прибегнуть к акциям протеста. Жители в регионах выходят на пикеты и блокируют автозаправки. Действия правительства пока не привели к ожидаемым результатам. Несмотря на заверения о заморозке цен, сделанные главой Минэнерго Александром Новаком, данные с АЗС показывают обратное.
Стоимость бензина, по данным Росстата, за май 2018 года выросла на 5,6%, а в годовом выражении - на 11,3%. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) назвала причинами сезонный спрос на нефтепродукты, рост налоговой нагрузки, повышение мировых цен на нефть, а также профилактику и плановый ремонт российских НПЗ. Из-за роста мировых цен на нефть и больших акцизов компаниям стало выгоднее продавать нефть и нефтепродукты за рубеж, резко вырос объем экспорта и образовался дефицит на внутреннем рынке, что способствовало увеличению розничных цен.
В российских регионах начали вспыхивать стихийные акции протеста, автомобилисты перекрывали автозаправки, выходили на пикеты. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, виновниками роста цен люди называют нефтяные компании (46%), правительство (40%) и владельцев АЗС (19%).
Профсоюзы Оренбуржья и Орловской области обратились к правительству, Госдуме и президенту РФ с требованиями “снизить цены на бензин, дизтопливо, исключить ценовой беспредел на топливном рынке, поскольку резкий скачок стоимости может вскоре привести к существенному удорожанию товаров и услуг первой необходимости и спровоцирует ускоренную инфляцию”. В заявлении Федерации профсоюзов Оренбургской области отмечается, что профсоюзы рассматривают варианты проведения акции протеста.
Неудивительно, что самые острые вопросы, поступившие на прямую линию с президентом Владимиром Путиным 7 мая, были связаны именно со стоимостью топлива. Глава государства назвал ситуацию “неправильной” и пообещал принять закон, который будет способствовать стабилизации на рынке. Вице-премьер Дмитрий Козак и министр энергетики Александр Новак отчитались в прямом эфире перед президентом и страной о том, что рост цен на топливо в России с конца мая прекратился благодаря таким мерам, как снижение акцизов на бензин и “дизель”.
Дмитрий Козак на совещании с нефтяниками также согласовал обнуление экспортной пошлины в течение шести лет, то есть завершение налогового маневра. Для сглаживания колебаний цен на нефтепродукты планируется ввести возврат акцизов с объемов нефти, которые идут на НПЗ с целью поставки на внутренний рынок (обратный акциз). А Минфин предложил наделить правительство правом повышать экспортные пошлины на неф- тепродукты до 90% от ставки пошлины на нефть.
Между тем, согласно мониторингу компании “Передовые платежные решения”, отслеживающей розничную стоимость топлива на основании транзакций, совершенных на более чем 10 тысячах АЗС в России, средняя цена бензина Аи-92 30 мая и 7 июня составила 41,95 и 42,45 рубля, Аи-95 - 45,37 и 45,8 рубля, дизтоплива - 43,85 и 44,2 рубля соответственно. То есть за неделю с 30 мая цены выросли примерно на 50 копеек за литр.
Галина Юрова, заместитель председателя профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ:
- Я думаю, что на рост цен на бензин и дизельное топливо повлияли два фактора. Во-первых, снова начала повышаться цена на сырую нефть на международных рынках, и, как говорят, нефтедобывающим компаниям стало очень выгодно отправлять нефть за рубеж. Соответственно, и нефтеперерабатывающим заводам стали отпускать сырую нефть по более высокой цене. Во-вторых, с января 2018 года были повышены акцизы на бензин 5-го класса, а также на дизельное топливо. Бензин 5-го класса - это самое дорогое топливо, большинство современных машин заправляется им, именно поэтому топливная проблема приобрела такой общественный резонанс. Еще одно повышение акцизов должно было произойти с 1 июля этого года.
Первое повышение акцизов дало дополнительное увеличение цены топлива примерно на 865 рублей за тонну. К чему это привело? Мы подсчитали рост расходов сельхозпроизводителей. Например, в Ставропольском крае за год тратится примерно 180 тысяч тонн дизельного топлива - предположительно по 90 тысяч тонн на посевную и уборочную кампании. Следовательно только за первую половину года увеличение трат на топливо у аграриев края составило 78 млн рублей. Второе увеличение акцизов с 1 июля привело бы к дополнительным расходам на 45 млн рублей. А что говорить в масштабах всей страны?
Во время прямой линии с президентом России, состоявшейся 7 июня, вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что это повышение заморозят, что уже достигнуты договоренности с производителями бензина и дизтоплива о замораживании цен. Как говорится, поживем - увидим.
В нашей отрасли мониторинг цен на топливо происходит ежеквартально как со стороны Минсельхоза России и органов управления АПК, так и со стороны хозяйствующих субъектов, поскольку топливо - значимая статья расходов (от 20% до 40%). Конечно, многие сельхозпроизводители не дожидаются пиков сезона, заранее закупают ГСМ, но обычно эти запасы составляют не больше 60% от потребности, а значит, топливо приходится закупать и в сезон.
В регионах и на федеральном уровне представители нашего профсоюза входят в состав комиссий, коллегий, рабочих групп, которые создаются при региональных и федеральных органах исполнительной власти в сфере АПК. Мы участвуем в совещаниях, где обсуждается рост цен, в том числе на ГСМ. Недавно проходил пленум ЦК профсоюза, где вместе с работодателями мы решили, что нужно обратиться по поводу отмены второго повышения акциза. И то, что прозвучало 7 июня на прямой линии, возникло не спонтанно, а потому, что уже было очень много обращений, в том числе наших совместных, профорганизаций и работодателей, с просьбой эту ситуацию исправить и отменить второе повышение акциза.
Что еще можно отметить? В нашей отрасли есть регулирование цен на социально значимые продукты - хлеб, молоко, крупы и др. Это большая проблема для производителей, потому что снижает их возможность вкладывать деньги в развитие производства, в обновление техники. А вот регулирования цен на топливо у нас по факту нет. И мы думаем, что такого быть не должно. Государство должно эффективно выполнять свою регулирующую функцию и в части топлива тоже. Тем более в отношении сельского хозяйства, где топливо - не просто прихоть, а значимая составляющая всей жизнедеятельности. Регулирование может осуществляться разными способами, пусть новое правительство на эту тему подумает.
Наш профсоюз будет продолжать мониторинг, и если рост цен на топливо все-таки не остановится, то мы планируем вместе с другими профсоюзами и партнерскими организациями рассмотреть вопрос о необходимости проведения новой коллективной акции “Нет росту цен на топливо!”, как это уже было в 2008 году. Прошло 10 лет, и мы вновь сталкиваемся с той же ситуацией. Это означает одно: действующих мер регулирующего воздействия государства пока недостаточно.
Владимир Ломакин, председатель Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства:
- Мы мониторим цены на топливо уже не первый год. Несколько раз в связи с ростом цен на топливо проводили акции протеста. Первая была в 2005 году. Потом в 2008-м - с участием ФНПР, эту акцию поддержали большинство общероссийских профсоюзов и работодатели. Затем - в 2011-м. В принципе, с 2008 года рост цен на топливо не превышал роста потребительских цен в целом по РФ. Например, в 2015 году, при росте потребительских цен на 12,9%, цены на бензин увеличились на 4,8%, а на дизельное топливо на 3,4%. Но по итогам 2017 года мы видим скачок цен значительный... При росте потребительских цен на 2,5% бензин подорожал на 7,3% и дизтопливо на 9,9%. К июню текущего года цены на топливо повысились еще на 8%.
Решение повысить акцизы на бензин и дизельное топливо в 2018 году было принято с целью поддержки дорожного хозяйства, о чем как раз и говорил президент и в своем послании Федеральному собранию, и в ответе на вопросы во время прямой линии 7 июня. Для региональных дорожных фондов акцизы составляют 50% бюджета.
В нашем профсоюзе состоят работники двух отраслей. Одна отрасль - дорожная, которая рассчитывала на увеличение акцизов.
Другая - автомобильная, непосредственный потребитель бензина и дизельного топлива. И рост цен на топливо, безусловно, приводит к росту расходов предприятий. Казалось бы, повышение расходов должно быть компенсировано заказчиком перевозок. Однако на пересмотр договоров на перевозку уходит некоторое время, да и очень сложно заставить грузоотправителя или грузополучателя повысить оплату за транспортную работу. Поэтому, однозначно, не все транспортные предприятия смогут компенсировать этот рост, а значит, это может негативно сказаться на зарплате наших членов профсоюза.
Мы установили мониторинг на предприятиях по возникшей проблеме. В ближайшее время предстоит заседание исполкома профсоюза, где речь пойдет и о росте цен на бензин. Я думаю, что исполком примет решение установить жесткий контроль за уровнем цен на топливо и влиянием их на заработную плату. Но я хочу сказать, что вопрос роста цен на топливо касается не только наших отраслей. Здесь, наверное, будет влияние и на отрасль АПК. Кроме того страдают и рядовые граждане, имеющие автомобиль в собственности. Проблема эта - общая.
Необходимо, чтобы и Федеральная антимонопольная служба поработала, раз у нас нет сегодня жесткого и четкого механизма контроля со стороны правительства за действиями вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Наряду с контролем за нарушением действующего законодательства, в том числе наличием картельных сговоров, ФАС необходимо следить за объективной обоснованностью повышения уровня цен на топливо.
Но что касается снижения акцизов, мы считаем, что это - не тот путь, по которому надо идти. Это негативно скажется на строительстве и содержании автомобильных дорог, которых так не хватает в стране. Чтобы снизить общий рост цен на бензин и дизтопливо, надо увеличивать производство и предложение внутри страны. А также поумерить аппетиты самих нефтяных компаний. За размером их прибыли надо установить действенный государственный и общественный контроль.
Стоимость топлива, я думаю, если и должна повышаться, то в меру общего роста потребительских цен. Как и было в предыдущие годы, когда это не вызывало у нас никаких возражений.
Андрей Костин, руководитель информационно-аналитического центра RUPEC:
- Я не стал бы говорить, что правительство допустило ошибки. В тот момент, когда принимался план по реформированию налоговой и таможенной систем, мировые цены на нефть и внутренние цены на топливо диктовали определенную логику действий. Концептуально план был правильный. Но те числовые параметры, которые в него были “зашиты”, были разработаны при цене на нефть сто с лишним долларов за баррель. И когда цена упала, началось то, что началось.
В этом году этот рост цен на внутреннем рынке связан с одновременным стечением многих факторов. Причем неудачная политика в области тарифного регулирования - не самый главный из них. Раньше, когда у нас дорожала нефть, то укреплялся рубль, и для экспортера выручка в рублях не менялась. В последний же год курс рубля сильно отвязался от нефтяных цен. И когда нефть начала дорожать, рубль не стал укрепляться, как раньше. Это сделало более прибыльным экспорт нефти за рубеж, что создало внутренний дефицит.
Еще один фактор - дефицит бюджета. В 2014 - 2015 годах, когда были проблемы с его наполнением, правительство очень агрессивно увеличило акцизы. Притом надо понимать, что перед выборами повышать цены было нельзя. Выборы прошли, все стало можно, и нефтяники начали возмещать свои убытки прошлых лет. Плюс стало выгодней экспортировать, плюс произошел традиционный весенний рост спроса на топливо. То есть все одновременно, в один момент сошлось. И говорить о том, что причина только в ошибках в регулировании со стороны правительства, - это очень упрощенная трактовка.
Комментарии подготовили Наталья Кочемина и Павел Осипов
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно