Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
В Минтруде озабочены снижением реальных зарплат россиян на 9,5% в прошлом году, но в целом считают текущую обстановку на рынке труда относительно спокойной. Тем более, как сообщил на брифинге 9 февраля министр Максим Топилин, антикризисные планы в его ведомстве имеются. Помимо помощи регионам в переобучении рабочих на проблемных производствах, это, например, снижение административной и надзорной нагрузки на малый бизнес. Соответствующие меры могут сэкономить работодателям в сумме более 20 млрд рублей в год, но то, что хотя бы часть этих денег достанется работникам, вызывает некоторые сомнения.
Ситуацию на российском рынке труда министр труда Максим Топилин оценил как “относительно спокойную”. Соответствующее заявление он сделал 9 февраля на встрече в Москве с представителями Ассоциации европейского бизнеса.
- Не так много безработных, - пояснил свое утверждение Топилин. - По году уровень общей безработицы, по методологии Международной организации труда, не превысил 6%.
Напомним, 1 февраля пресс-служба Минтруда сообщила, что численность официально зарегистрированных безработных в России превысила 1 млн человек: за неделю с 20 по 27 января количество безработных увеличилось на 3,4% и составило 1 001 111 человек. Рост безработицы зарегистрирован в 82 регионах.
Тем не менее, как напомнил Максим Топилин, в период прошлого экономического кризиса, например, количество работающих в режиме неполного рабочего времени было значительно выше, чем сейчас, и превышало 2 млн человек. (“И то это по тем данным, которые были у нас”, - оговорился министр, имея в виду частично скрываемую работодателями информацию.) В настоящее время около 200 тыс. россиян работают в режиме неполной занятости.
Больше же всего, признался чиновник, Минтруд сегодня беспокоит ситуация со снижением реальных зарплат в стране - за прошлый год, по данным ведомства, “практически на 9,5%”.
- Это означает, что мы потеряли в реальных заработных платах гораздо больше, чем в прошлые кризисы. В конце 2000-х годов таких снижений заработных плат не было, - пояснил министр. - Плохо это или хорошо? Есть разные мнения по этому поводу. Некоторые либеральные экономисты, как принято теперь говорить, говорят о том, что это плата за то, что раньше заработные платы [росли], несмотря на то, что производительность труда не росла такими темпами.
Сам министр труда на вопрос о том, верны ли описанные представления “либеральных экономистов”, однозначного ответа не дал. Но, призвав работодателей обсуждать тему зарплат с профсоюзами, предположил, что “мы будем уходить от резких скачков”. Судя по контексту, речь шла именно о “скачках” в зарплатах россиян.
От оценки текущей ситуации спикер перешел к ближайшим планам министерства. Прежде всего, сказал он, будет продолжена работа программы по поддержке рынка труда в отдельных регионах. В каких именно, будет зависеть от текущей ситуации в том или ином месте. Сама помощь будет заключаться в финансировании программ переобучения для работников, выходящих в простой, подпавших под сокращение или трудящихся в режиме неполной рабочей недели.
- По крайней мере, наш анализ того, что происходит и какая реакция правительств стран во времена таких сжатий, показывает: в космос никто безработных или тех, кто оказался в неполных режимах, не запускает, - снова дал пояснение министр. - Для них ищут какие-то новые сферы применения или занимают тем, что дают им новую квалификацию. Может быть, это развитие малого бизнеса.
Также Минтруд планирует “смотреть, что происходит” с практикой обслуживания трудовых мигрантов через систему добровольного медицинского страхования. Такую практику ввели в позапрошлом году в рамках “выравнивания цены на иностранную рабочую силу”. К слову, не нужно думать, что новшества в позапрошлом году у Минтруда закончились: по словам Топилина, ведомство готовит поправки к Трудовому кодексу, связанные с введением механизма некой “независимой оценки квалификации” работника. Правда, система эта будет необязательной, и претендовать на соответствующий “сертификат качества” можно будет только по желанию. По крайней мере, таковы планы пока что.
Кроме того, министр напомнил о планах дать послабления микропредприятиям (с численностью работающих до 15 человек), освободив их от необходимости вести локальное делопроизводство, связанное с трудовым законодательством. Это, по словам господина Топилина, “позволит им всю регуляторику применительно к тому или иному работнику загружать в типовой трудовой договор”. Что такое типовой трудовой договор, на сто процентов точно пока не известно, поскольку документ еще находится в стадии разработки. К слову, Топилин оговорился, что крупного бизнеса эта история “скорее всего” не касается. А ведь это достойный вызов для предпринимателя с творческой жилкой - разбить пятитысячный завод на бригады по 15 человек...
Планирует Минтруд, судя по всему, также помогать работодателям экономить по 22 млрд рублей в год: 20 млрд - на декларировании нормальных условий труда “без каких-то дополнительных замеров и измерений на тех рабочих местах”; еще 2 млрд - на том, чтобы “научить работодателей соблюдать трудовое законодательство, не выходя на проверки”. Учить предполагается при помощи опросных листов: работодатель заполняет анкету, трудинспектор смотрит ответы и перезванивает на предмет “как надо”, если что-то не так.
- Инспектор смотрит. Он не выходит на проверку - он просто смотрит, связывается с работодателем и говорит: вот здесь у тебя неправильно, здесь правильно... Но если бы вышли на проверки, то штрафы составили бы около 2 млрд рублей, - вновь пояснил Максим Топилин.
Но самое интересное сообщение министра, кажется, было и самым же коротким:
- Про пенсионное законодательство был вопрос: будем мы повышать пенсионный возраст или не будем повышать пенсионный возраст. Если будут вопросы от вас, то я на них отвечу, - и министр легкой походкой перешел к теме охраны труда...
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно