Не одно поколение российских детей выросло на мультиках “Контакт” и “Перевал”, многие помнят сериал “Подводные береты”, и только ярый противник телевизора не видел последних серий “Ну, погоди!”. Корреспондент “Солидарности” встретился с создателем этих и других мультипликационных картин - известным режиссером-постановщиком, художником Владимиром Тарасовым и узнал, помогает ли блат в этой сфере, какими качествами должен обладать мультипликатор и почему на “Союзмультфильме” утрачена преемственность поколений.
- Расскажите, как получилось, что вы попали в мультипликацию?
- Сразу после школы. Меня воспитывали мама и бабушка, отец погиб на фронте. Бабуся была очень мудрой старухой - подсказала маменьке: “Пускай Вовка идет работать к Маше”. С Машей история следующая. Мама в юности поступала в ГИТИС, и на одном из экзаменов познакомилась с Машей Мотрук. Девушки подружились, хотя мама в институт поступила, а Маша - нет; стала работать на киностудии “Союзмультфильм”. В послевоенные годы это место буквально кишело талантливыми молодыми художниками. Одним из них был рыжий симпатичный Федор Хитрук. И, конечно, Маша Мотрук и Федя Хитрук не смогли пройти мимо друг друга - поженились. Когда я окончил школу, мама за руку привела меня к Хитрукам и попросила поучить юного московского балбеса - вдруг выйдет толк?
- Насколько много в этой профессии решают связи и личные знакомства?
- В творческих профессиях блат как таковой бесполезен. Успех зависит от двух параметров: на 10% - от таланта, на 90% - от труда. Надо сидеть и вкалывать. Не будем говорить о таланте, а задницы у меня хватало... Многие знают режиссеров, постановщиков, художников, в лучшем случае - мультипликаторов. И далеко не все - прорисовщиков, графиков, ассистентов и т.д. В свое время я побывал на каждой ступени мультипликационного мира. Учился в Полиграфическом институте на вечернем отделении - совмещал с работой в “Союзмультфильме”. По образованию художник-график, вся моя жизнь - мультипликация... Если вернуться к тому, с чего начали: надо отдать должное Федору Хитруку - он ни разу не припомнил, что я обязан ему счастливым случаем трудоустройства. Больше ситуаций с блатом у меня не возникало. А кроме труда и способностей определяющим еще является случай. В каждом событии есть элемент предрасположенности и своевременности: перемены происходят тогда, когда это нужно - точечно.
- Вам всегда хотелось идти именно “мультипликационной дорогой”? Альтернативных путей не намечалось?
- В детстве я мечтал стать археологом. Ужасно люблю историю, меня вдохновляют ситуации, завязанные на изучении памятников древности... Мальчишкой я жил в Москве в Тишинском переулке, где некогда было первое поселение грузинского царя, отдавшегося под власть России. Отсюда название улиц - Большая Грузинская и Малая Грузинская. Отдельный конгломерат: полно армян, татар, огромный рынок, криминал, но одновременно - интереснейшая история... Впрочем, многие мои детские друзья во взрослой жизни стали криминальными авторитетами. А один из них принял участие в “Ну, погоди!”. Мы со Славой Котёночкиным работали над серией, и я придумал записать знаменитую песню про Таганскую тюрьму. Мой старинный приятель по Тишинке узнал об этом и стал просить - просто умолял: “Вова, давай я спою?”. Вполне удачно спел.
- В СМИ за вами закрепился имидж одного из первых в России научных фантастов. Чем привлек этот жанр?
- Через фантастический вымысел можно больше показать. Сегодня часто говорят: во времена советской власти было много запретов. На самом деле лично мне никто никогда ничего не запрещал - я всегда делал что хотел. А мир фантастики расширяет эту возможность. Тот же мультфильм “Контакт” - история про человека, который смог войти в контакт с инопланетянином. Она показывает, как искусство помогает нам сблизиться. В свое время “Контакт”, что называется, прогремел - получил массу призов, в том числе за новый язык в кинематографе. Фильм удачен и в изобразительном смысле. В его создании принял участие прекрасный художник-постановщик Коля Кошкин - он нарисовал все сцены, не имея соответствующего образования. И сделал это на высочайшем уровне.
- Мультфильм “Перевал” стал для вас визитной карточкой наравне с “Контактом”. Как создавалась эта картина?
- С “Перевалом” получилось любопытно. Я был под огромным впечатлением от прочтения трагической повести Кира Булычева. Сюжет такой: люди оказываются на неизвестной и жуткой планете. Их корабль потерпел крушение, им надо связаться с землей, но из-за утечки радиации, произошедшей при аварийной посадке, они не могут пройти к кораблю, который находится за перевалом. Годы идут, подрастают дети: четырнадцатилетние ребята отправляются на перевал - им надо как бы “перевалить” через это состояние, справиться... Я искал художника, который сможет изобразить такой видеоряд. В это время мне под руку совершенно случайно попал учебник по математике с интересной черно-белой иллюстрацией - графическим изображением формулы. Я прямо-таки обалдел: что за художник? Оказалось, что это доктор физико-математических наук, автор учебника Анатолий Фомин по вечерам рисует. Я пригласил его, человека со стороны, для работы над “Перевалом”, и он нарисовал странную и оригинальную планету.
- Как считаете, каким должен быть мультипликатор, чтобы состояться в профессии?
- Во-первых, он должен отлично рисовать. Когда-то великий Михаил Михайлович Цехановский сказал, что художник-мультипликатор обязан рисовать не хуже, чем Альбрехт Дюрер. Это правда. Второе - артистизм. Мультипликатор - это актер: прежде чем нарисовать, ему нужно проиграть каждую позу и жест перед зеркалом - почувствовать их, увидеть. Взрослые мужики в студии кривляются перед зеркалами, машут руками. Кстати, у мультипликаторов, как у актеров, разные амплуа. Мой напарник, учитель и большой друг режиссер Котёночкин был блестящим танцором - делал непревзойденные танцевальные эпизоды. Третье, без чего в профессии не обойтись, - музыкальный вкус.
- У вас есть хобби, которое помогает отвлечься и восстановиться, если устали, если кончилось вдохновение?
- Нет, основное мое хобби - работа. Конечно, выпивали, красивых женщин прославляли, не без этого. Надо сказать, актерам, художникам, вообще людям творческих профессий часто не хватает стержня, многие спиваются. Это из-за болезненного восприятия себя: люди начинают задавать себе вопросы, сомневаться, не находя ответов, глушат сомнения спиртным... Надо четко понимать: когда ты пьешь, ты не достигнешь тех высот, которые мог бы, если бы не пил.
- Я выросла на советских мультфильмах, и они мне очень нравятся. Объективно сейчас таких шедевров не производят. Почему?
- К сожалению, специалистам, которые активно работали на “Союзмультфильме” в 50-е годы, сейчас нет равноценной замены. Дело в том, что раньше эта киностудия была академией. Над молодым человеком, который приходил работать, всегда было шефство. Ученик подражал шефу, перенимал навыки - и постепенно становился профессионалом. После 90-х годов мы утратили эту традицию - академия “ухнула”, госфинансирование прекратилось. Сейчас “Союзмультфильм” представляет собой множество мелких студий. А что такое мелкая студия? Есть деньги - работают. Нет - сидят. Появились деньги, дал кто-то - снова работают. Тут не до обучения подрастающего поколения.
- Насколько сегодня уместно говорить о деградации в мультипликации?
- Не то что деградация. Сейчас нет системы, которая воспитывала кадры, контролировала работу, формировала рекомендации... К счастью, кое-где уже начинают понимать, что худсовет все-таки нужен... Сериалы, некачественные фильмы - все это приучает зрителя к ширпотребу. Деградация во вкусах. Этой проблемой должно заниматься государство. По существу - все, что производила киностудия “Союзмультфильм”, в 90-е распродали и разграбили... Был такой актер Олег Видов, женился на даме югославского происхождения, очень деловой американке. Вместе они сделали весьма прибыльный бизнес-проект - выкупили в “Союзмультфильме” практически весь наш фонд, включая права на материалы. Впоследствии картины были переозвучены и распроданы по миру. Находясь в Индии, куда меня во время перестройки, на мою радость, пригласили поработать, я случайно увидел по телевизору кино “Золотой ключик”. Когда был мальчишкой, принимал участие в его создании. Ни в титрах, ни еще где-либо я не встретил упоминания “Союзмультфильма” и того, что это наш, отечественный продукт. Только надпись “Харчевня трех пескарей”, проскочившая в одной из сцен, выдала русские корни - убрать не смогли. Вот это и есть деградация.
- В 90-е вы много сотрудничали с США, работали и жили в Индии и Иране, наверняка могли там остаться. Почему вернулись?
- Знаете, есть такая штука - ностальгия. Смешно, но когда был за границей, мне начала часто сниться автотрасса возле Кремля... Даже старых мигрантов, которые по 20 лет прожили за бугром, тянет сюда. Жара, климат - ко всему этому русский человек привыкает, но что-то гонит обратно.
- А как было с оплатой труда на “Союзмультфильме”?
- Тогда была так называемая оценочная комиссия Дома кино. Оценивали по трем категориям. На картины первой категории выделялись очень неплохие деньги. Вторая и третья зарабатывали поменьше. Все мои фильмы оценены на первую категорию. Вообще мультипликаторы всегда работали на сдельной основе - сколько нарисовал, столько получил - прибыльное дело. Некоторые подолгу не становились режиссерами - в мультипликации зарабатывали больше.
- Сегодняшний экономический кризис на вас как-то отразился?
- Зарабатываю потихоньку. У меня есть несколько проектов, я преподаю в институте, недавно открыл практический курс “Контакт”. Одна группа - для подрастающего поколения, другая - для взрослых, в ком подспудно “сидит” художник. На занятиях я рассказываю, как освоить это многогранное искусство мультипликации.
Владимир Тарасов родился в 1939 году. На киностудии “Союзмультфильм” начал работать в 1957-м, с 1973 года - в качестве режиссера. Его фильмография за период с 1966 по 2015 год насчитывает 23 мультфильма. В 15 из них он был режиссером, в 5 - художником, в 3-х - композитором. В 1989-м получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. С 1991 по 1994 годы - режиссер “Студии-13”. В 90-е жил и работал в Индии в качестве преподавателя мультипликационной студии. Организатор и создатель киношколы ZICA в Индии и Иране. В настоящий момент преподаватель, профессор кафедры киноискусств, основатель авторской мастерской “Контакт” в культурном фонде “Новый мир”. Наиболее известные мультфильмы: “Контакт”, “Счастливый старт”, “Ну, погоди!” (выпуски 17 и 18).
Николай Федоров / "Солидарность"
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно