Фото: Максим Григорьев / ТАСС
За последние годы в сфере детского летнего отдыха было принято немало распоряжений и постановлений. Но лишь после трагедии в Карелии руководство страны решило выполнить то, на чем давно настаивали профсоюзы - систематизировать законодательство о детском отдыхе и создать федеральный орган, ответственный за эту сферу.
На фото: Москва, 20 июня 2016 года. Во время встречи детей, спасенных на озере Сямозеро в Карелии, с родственниками в пансионате ветеранов войны.
Карельская трагедия, унесшая жизнь 14 детей во время шторма на Сямозере, привела к заметному усилению контроля за детским отдыхом. На днях Владимир Путин поручил Генпрокураторе проверить, как федеральные и региональные органы власти организуют отдых детей. Коснется это как организаций, так и индивидуальных предпринимателей. Результаты появятся к середине сентября. Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, в свою очередь, попросил правительство подготовить законопроект “Об отдыхе детей” (подробнее см. в рубрике “Парламентская хроника”). А МЧС разработало документ, по которому ведомство должны оповещать обо всех походах с участием детей за 10 дней до мероприятия.
Отреагировали на трагедию и ведомства, под началом которых находятся детские учреждения. В первую очередь, профсоюзы. 27 июня департамент соцразвития при аппарате ФНПР направил письмо руководителям членских организаций, секретарям и представителям ФНПР в федеральных округах с рекомендациями усилить профсоюзный контроль в летней оздоровительной кампании этого года. А именно - проверить на соответствие квалификации и лицензиям педагогический, медицинский и обслуживающий персонал детских лагерей. Также проверят страховки и соблюдение режима безопасности. О негативных ситуациях на местах специалисты департамента настоятельно просят сообщать на электронную почту: fnprsocrazv@gmail.com.
- С таким письмом мы вынуждены обратиться из-за резонансных несчастных случаев в детских лагерях, число которых в последнее время увеличилось. К сожалению, наши организации не спешат баловать нас оперативной информацией. Этот шаг сделан для того, чтобы на ситуацию с детскими лагерями обратили внимание на местах, - рассказал “Солидарности” глава департамента социального развития ФНПР Константин Добромыслов.
Впрочем, только после трагедии президент неожиданно выяснил, что нет государственного органа, ответственного за безопасность в детских лагерях. И потребовал не только создать его, но и ввести единые критерии безопасности мест отдыха детей. Ольга Голодец, зампредседателя правительства РФ, заявила, что вопрос о внедрении лицензирования работы детских лагерей сейчас разрабатывается.
Правда, в 2012 году президент уже ставил задачи относительно развития детского отдыха. Но тогда фокус был смещен в сторону создания конкуренции в этой сфере, “чтобы финансирование было доступно и государственным, и муниципальным, и, что самое важное, я считаю, частным учреждениям подобного рода”, - заявил он на совещании по вопрос организации детского отдыха, 7 августа 2012 года в поселке Зеркальный (Ленинградская область). На том же совещании министр труда Максим Топилин рассказал, что его ведомство организовало “системную работу” по подготовке законодательства, а также отчитался о введении штрафов в размере 100 - 150 тыс. рублей, которые можно наложить на юридические лица. Долю “частников”, работавших в сфере детского отдыха на тот момент, Геннадий Онищенко (тогда еще главный санитарный врач РФ) оценил примерно в 3%.
Любопытно, но вектор, заданный президентом, полностью противоречил позиции департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки. После трагедии 2010 года, когда утонуло несколько детей из лагеря “Азов”, департамент призывал запретить частные детские лагеря в принципе.
Таким образом, частные детские лагеря то находятся в опале, то приветствуются. Правительство регулярно принимает то одно, то другое постановление для усиления контроля в сфере детского отдыха. Только трагедии как происходили, так и происходят… К тому же из лагерей ежегодно госпитализируют около 500 детей, более 100 - с травмами. Около тысячи - “ловят” инфекции. В следственные органы ежегодно попадает около 20 дел по фактам нарушения правил безопасности при организации отдыха детей. Это отравления, гибель на воде, травмы и даже исчезновения.
За последний месяц множество лагерей после массовых проверок были закрыты за нарушение техники безопасности. Но чиновники констатируют, что многие нарушители-частники “переезжают” в другое муниципальное образование и продолжают там свою деятельность. Ведь законодательство это разрешает.
- Фактически сейчас пытаются возродить нормативную базу с нуля, - говорит глава департамента социального развития ФНПР Константин Добромыслов. - Ведь нормы советского времени уже не работают. И ничто не препятствует бесконтрольному обогащению. В чем причина трагедии в Карелии? В желании заработать намного больше денег. Обычно “дельцы” сокращают время смены. Раньше она длилась 24 дня не просто так - именно это время позволяет получить значимый эффект для детского здоровья. Теперь смены ужимают даже до 14 дней. В Карелии оставили смену в три недели, но получили лицензию лишь на ту часть лагеря, где есть стационарные каменные корпуса и удовлетворительные условия. Чтобы повысить прибыль, в этих корпусах дети жили лишь неделю. А остальные две их гоняли по рекам и лесам в жестких условиях. Гоняли, потому что разместить их было негде больше. Вот почему они не могли отказаться от похода, вот почему детей бросили в шторм. Это преступление самое настоящее, это жадность, граничащая с жестокостью.
По словам Добромыслова, писать закон о детском отдыхе взялся Минтруд. Но пока нет даже примерной концепции законопроекта.
- Минтруд нам ничего пока не предоставил. А между тем ФНПР еще с 2009 года говорила о необходимости создания единого федерального органа. Все скинули на региональный уровень, и там эти вопросы решали, как могли. И не всегда удачно. Я всем об этом уши прожужжал, Топилин меня уже стороной обегает. И только когда президент заинтересовался тем, что такого органа нет, его будут создавать, с ним можно будет работать. До этого на словах все были согласны, что детский отдых - это важно. А как надо что-то сделать - все отпрыгивают в стороны.
Профлидер признает, что обязательное лицензирование, скорее всего, принесет дополнительные расходы для профсоюзных детских лагерей. Но уверен, что это не будет большой проблемой:
- Отдых должен быть безопасным. И наши лагеря выполняют требования по безопасности этого отдыха. Да, последуют какие-то затраты. Но родители должны быть убеждены, что отпускают ребенка в безопасное место. Единственное, чего стоит опасаться, - не станут ли вводимые нормы коррупционноемкими. Нельзя все зарегулировать и нельзя все пускать на самотек, надо где-то находить золотую середину.
С вопросом о том, как в регионах относятся к перспективе ужесточения законодательства в сфере летнего детского отдыха, мы обратились к представителям территориальных организаций профсоюзов.
Анатолий Васильев, председатель Федерации профсоюзов Ульяновской области:
- В свое время, еще работая на предприятии, я занимался вопросами организации детского отдыха. И тогда, в советское время, правила были жестче, а контакт с правоохранительными органами у нас был теснее. И в результате было меньше несчастных случаев, не было такого количества заболеваний. Так что я сторонник того, чтобы меры обеспечения порядка были жесткими. Это в интересах детей и родителей.
Алексей Лазарев, председатель Федерации организаций профсоюзов Курской области:
- К ужесточению законодательства надо подходить взвешенно. Надо проанализировать все имеющиеся проблемы, и уже на основе этого анализа принимать изменения в законодательство. Не стоит на основе одного карельского лагеря делать всеобъемлющие выводы. Не все лагеря такие. К примеру, в нашем регионе все лагеря прошли проверки, они постоянно находятся под наблюдением. И если на уровне правительства у нас не знают, кто за что отвечает в детском отдыхе, то у нас в регионе мы прекрасно знаем. Потому что постоянно отслеживаем ситуацию. Но отдельные проблемы есть. Нам надо выстраивать систему качественного оздоровления. Нужно вводить адекватные критерии оздоровления. Вот над этим и должны работать законодатели. И тут профсоюзы как раз могут провести анализ существующих проблем, систематизировать их и дать эти предложения тем, кто собирается разрабатывать закон.
Ольга Ларичева, председатель Тульской федерации профсоюзов:
- Ужесточить правила можно. Но кто будет оплачивать эти дополнительные расходы? Дополнительную охрану, спасателей или видеонаблюдение на весь объект? Сегодня мы с чем сталкиваемся по летнему оздоровлению? С тем, что стоимость путевки зачастую ниже себестоимости. А все дополнительные расходы ложатся на оздоровительные базы отдыха, санатории и пансионаты. Нельзя игнорировать эту проблему.
Одно дело - принять закон. А другое - этот закон проводить. Мы можем ужесточить закон, но тогда половина оздоровительных лагерей будет закрыта из-за убыточности. При этом уже сейчас достаточно органов контроля и надзора за этими учреждениями. Перед открытием проходят приемку лагеря. Затем ежемесячно, а то и дважды в месяц, проверяют и Ростпотребнадзор, и Ростехнадзор, и природоохранная прокуратура, и пожнадзор, и госинспекция труда. Проверяющих достаточно. А от несчастных случаев никто не застрахован. Так что хорошо бы, прежде принимать закон, создать рабочую группу с представителями работодателей, властей и профсоюзов. Чтобы обсудить все как следует.
Константин Любимов, зав. отделом социально-трудовых отношений Тамбовского областного объединения организаций профсоюзов:
- Сертифицирование - это просто название для вымогательства денег. К примеру, вводилось обязательное сертифицирование здравпунктов в лагерях. Два года мы с этим мучались, искали дополнительные деньги. Это же нужно врача принять через отдел кадров на постоянную работу, хотя оздоровительный лагерь работает только три месяца. Это извращает идею и не приносит пользы. Все эти сертификации приносят лишь один обман. Потому что все лагеря еще советские. Регион должен куда-то послать детей отдыхать, а требованиям на самом деле ни одно учреждение не соответствует. Нужно строить новые лагеря, соответствующие современным СанПиНам. А денег у регионов нет. Это у меня сейчас крик души, обращение к тем, кто не понимает ситуацию на местах.
Для того, чтобы не было несчастных случаев, надо избавляться от жуликов и авантюристов. Надо отказываться от электронных торгов. Разве можно торговать детским счастьем? Ведь если эти жулики заявили дешевую путевку, то просто ребенку меньше достанется, своей прибылью никто не пожертвует. Надо уходить от электронных торгов и вкладывать деньги в имеющиеся лагеря, в сохранение старых добрых традиций.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно