Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Смена собственника предприятия - всегда тревожное событие для профсоюзов. Однако иногда только так можно избежать банкротства перспективного завода. При этом люди не остаются безработными с непогашенными долгами по зарплате, а регион получает налоги и не встречает проблему возросшей безработицы. “Солидарность” собрала истории о смене хозяев.
В конце октября в Белгородской области на Яковлевском руднике - крупном месторождении железной руды - с помощью судебных приставов был поставлен новый директор. Это всколыхнуло общественность, говорили даже о рейдерском захвате. Но профсоюзы спокойны за работников:
- Этим предприятием владело ООО “Металл-групп”, и за все годы в развитие рудника денег ими практически не вкладывалось, - рассказывает “Солидарности” председатель белгородского обкома профсоюза ГМПР Лот Адамов. - Одновременно у “Металл-групп” возникли долги перед банком, и они хотели обанкротить рудник. Причем на счету “Металл-групп” уже были банкротства, это традиционная в каком-то роде практика. Но банк не дал обанкротить рудник. Они поставили своего кризисного управляющего, который оказался молодцом, быстро все наладил. Банк вложил еще немного денег, и все заработало. Люди стали получать зарплату. А потом банк стал искать, кому бы продать долги “Металл-групп” вместе со 100% долей, которые были отданы в залог. И все это купила “Северсталь”.
Нетрудно догадаться, почему профсоюзный лидер рад смене собственника. Банкротство означало бы потерю работы для коллектива. Причем для тех, кто в предпенсионном возрасте, - безвозвратную потерю. И поскольку работники так и не стали в нашей стране кредиторами первой очереди, по всей вероятности, денег они не получили бы. Ни задержанной заработной платы, ни выходного пособия.
- Насколько я понимаю, “Северсталь” заинтересована в этом руднике, он нужен им в производственном цикле. Они собираются вкладывать деньги в предприятие, уже несколько месяцев платят зарплату работникам, оплачивают текущие нужды. И в отрасли известны как социально ответственная компания. Да, “Северсталь”, как владелец 100% долей собрала совет, назначила своего директора. Правомерность такого шага подтвердил суд.
Этого директора предыдущие владельцы не пускали, даже наняли дополнительную охрану. Приготовились к обороне, на крышу ломаные кирпичи затащили, огнетушители, посрезали все решетки с первого этажа. “Северстали” пришлось заходить с судебными приставами. Сейчас вход на предприятие свободный. Обсуждается вопрос выкупа оставшихся на предприятии активов “Металл-групп”. Работников никто не трогает. Уволили лишь охранников, нанятых предыдущим владельцем и участвовавших в “обороне”. Это люди пришлые, в профсоюзе не состоят, обком за них вступаться не собирается. Так что можно однозначно сказать, что работникам смена собственника только на пользу. Они и зарплату получать стали. И перспективы у предприятия появляются. Я видел планы: увеличивается производственная мощь, потребуются новые сотрудники.
По словам Адамова, есть опасность, что предыдущие владельцы откажутся продавать оставшиеся активы. Тогда предприятию все-таки придется пройти через процедуру банкротства. Но на работниках это не должно сказаться:
- Фактически люди как работали, так и продолжат работать. Зарплата будет выплачиваться, это для нас главное. Просто затянется время. Когда идет банкротство, нельзя делать инвестиции в развитие предприятия. Вот в чем будет ограничение.
Это не первый случай, когда именно смена собственника спасла перспективное предприятие и сохранила рабочие места. Пару лет назад сумел избежать банкротства Сергачский сахарный завод (Нижегородская область). Прежний владелец довел предприятие до грани краха. Собственнику даже дали льготный кредит в 3,5 млрд рублей, но он освоил из них лишь 0,5 млрд. Вмешались областные власти - чтобы не допустить банкротства завода, где работало около 700 человек. Нашли инвесторов. Одному из них - нижегородской агрофирме “Весна” - завод продали по рыночной цене, а инициатором сделки выступил холдинг “АФГ Националь”, крупнейший российский агропроизводитель. Новый собственник начал с ремонта предприятия и модернизации оборудования. Были погашены долги перед поставщиками и работниками.
- Предприятие было спасено, - говорит Наталья Фищук, председатель Нижегородского обкома профсоюза пищевой и перерабатывающей промышленности. - Проблемы были в начале прошлого года. Сергач - отдаленный район, там больше нет рабочих мест. Тогда там восстал народ, организовал первичку, дошли даже до Москвы, писали во все СМИ. Новый собственник провел модернизацию оборудования, спас рабочие места. Предприятие и сейчас несколько “минусит”, но развивается. Люди работают. Недавно начали осваивать новое направление: помимо переработки свеклы выращивают ягоды: клубнику, голубику. Первые партии товара уже летом были на прилавках торговых сетей. Такого направления у нас вообще больше нет в области. Новый собственник спас ситуацию. Но так, к сожалению, бывает не всегда. В Ильиногорском сельском поселении у нас был уникальный цикл производства - сами выращивали корма, свинину, сами перерабатывали на колбасную продукцию, даже торговый дом был свой. Но предприятие разорилось, накопились большие долги по зарплате. В январе этого года его купили новые собственники, но это не помогло. Официально оно объявлено банкротом. Много людей уволено. Осталось лишь небольшое производство, в разы меньше того, что было.
А вот АО “Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования” (Курганская область) сумел восстановиться даже после банкротства. Ранее он принадлежал Росимуществу. На продажу было выставлены все акции. Начальная цена составляла 257 млн рублей. 30 июня этого года посредством публичного предложения завод был продан бизнесмену Владимиру Воронянскому. Акции ушли по минимальной цене - 96,25 млн рублей. Теперь завод снова функционирует.
- Это градообразующее предприятие, - говорит председатель Курганского обкома профсоюза работников машиностроения Владимир Синицын. - Там трудятся 350 человек. Во время банкротства они были уволены, но новый собственник взял на работу старого директора - тот в свое время уходил в областные органы власти. В итоге персонал набрали заново. Директор знает всех в лицо и поименно, производство быстро наладили. Продукция хорошая, качественная, пользуется спросом.
Свинокомплекс “Пермский”, о котором “Солидарность” не раз писала, несколько раз менял “верхушку”: и хозяина и арендаторов. В свое время это предприятие, принадлежавшее государству, заключило с ЗАО “Премиум-уголь” (собственник экс-сенатор Вадим Варшавский) несколько договоров займа на общую сумму более 1 млрд руб. По части из них оплата была произведена векселями предприятия.
В 2010 году кипрский оффшор Kalkfeld Holdings Ltd выкупил долги в размере 536 млн рублей и попытался обанкротить предприятие. Суд в этих требованиях отказал и постановил, что свинокомплекс должен гасить в рассрочку по 9 млн руб. ежемесячно. В 2013 году 100% акций комплекса передали из федеральной собственности в краевую.
Пару лет назад долги у оффшора выкупил ЗАО “ГК “Синергия” (принадлежит бизнесмену и депутату заксобрания Омской области Сергею Головачеву). Группа компаний стала не только кредитором предприятия, но и получила его в аренду. Работу новых арендаторов нельзя было назвать эффективной. Поголовье кормили в разы меньше положенного, а из-за недобора веса свиней работники не могли получить премию. Это, как и нарушение трудовых прав, вызывало недовольство профсоюза и повлекло акции протеста коллектива. Сейчас “Синергия” покинула предприятие. Но решит ли проблемы новый арендатор?
- До конца вопрос не решен, - говорит Владимир Шалаев, председатель Пермского обкома профсоюза работников АПК. - Край признал неэффективной данную группу арендаторов и расторг с ними договор. Между тем долг по-прежнему висит над предприятием, и есть угроза банкротства. Приезжали люди из московской компании, говорили, что якобы им “Синергия” продала весь бизнес, даже с предприятиями в Омской области. Но, как оказалось, предыдущие арендаторы фактически продали долг свинокомплекса тем же структурам, у которых этот долг и выкупили. Сейчас с этим разбираются юристы. А администрация региона ищет нового инвестора. Идут переговоры. Нашелся свой, пермский инвестор, но он заявил, что будет связываться с этим проектом, только если погасят долги. Если над предприятием не будет висеть банкротство, тогда он будет рассматривать вопрос о вложении денег, инвестициях в развитие свинокомплекса.
Хотели так спасти и Асбестовский кирпичный завод. Процедуру банкротства намеревались остановить, а предприятие - продать новым хозяевам из Тюмени. Но не удалось.
- Завода больше нет, - констатирует Леонид Ремизов, председатель профорганизации “Ураласбеста”. - Сделали все, даже к президенту обращалась. Но предприятию так и нашли нового хозяина. В итоге завод не функционирует, люди уволены.
Концерн “Тракторные заводы” тоже надеется на нового собственника. Исковое заявление о признании предприятия банкротом в Арбитражный суд Чувашии поступило 23 октября от “Внешэкономбанка”. Сумма исковых заявлений превысила 68 млрд рублей.
- Собственник найден, - говорит председатель Чувашского рескома профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Валентина Рыбкина. - Им будет государственная корпорация “Ростех”. Она забирает все: и гражданский дивизион, и военный. Состоялась первая встреча. Но пока конкретики мало. Как именно будет передано предприятие, как его оздоровят... Решение еще не принято. Исключить банкротство пока нельзя.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно