Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
Российские парламентарии провели ревизию законов о налоге на имущество по кадастровой стоимости и о взносах за капитальный ремонт многоквартирных домов. Оба на практике вызывают много замечаний: непрозрачная система сборов и распределения взносов, отсутствие четкой методики определения кадастровой стоимости и многое другое. В результате спустя много месяцев после вступления законов в силу звучат призывы к проведению широких экспертных дискуссий. Одна из них прошла 18 февраля на площадке Совета Федерации.
В Совете Федерации 18 февраля члены обеих палат парламента обсуждали проблемы перехода на кадастровый способ налогообложения имущества. Соответствующий закон был подписан президентом осенью 2014 года, начал действовать с 2015 года и вызвал волну критики. Основной несправедливостью считается то, что кадастровая стоимость зачастую превышает инвентаризационную, поэтому сумма налога на объект существенно возрастает. И вот спустя год парламентарии решили поделиться наблюдениями за практическим применением закона.
Документ предусматривает переходный период, за который регионы должны освоить новую практику. С 2020 года расчет по инвентаризационной стоимости применяться уже не будет. По информации спикера СФ Валентины Матвиенко, на кадастровый расчет перешли уже 49 регионов. При этом сенатор считает, что переход несет в первую очередь социальную функцию, а ее коллега из Госдумы Сергей Нарышкин напирает на “весомое экономическое измерение”. То есть как бы напоминает, что социум - не самая высокая в стране материя.
Матвиенко посетовала на то, что “многие [регионы] сразу установили ставки на максимально допустимом уровне”, в то время как имеют выбор между 0% от кадастровой стоимости объекта и максимально допустимыми 0,3% (пример для жилых помещений; для разных видов объектов цифры разнятся). Вероятно, это, по мнению сенатора, и грозит возможными нарушениями “социальной функции” государства.
Интересно, что Сергей Нарышкин призвал “опираться на реалии”. Ведь “если норма права не обеспечена ресурсами, она просто повиснет в воздухе, ибо является заранее неисполнимой”. Но если говорить о ресурсах, то речь в данном контексте может идти только о платежеспособности граждан, предприятий и организаций. А этой способностью в кризис особо не похвастаешь. Напомним, что закон принимался уже в условиях кризиса. Теперь Нарышкин говорит о необходимости широких экспертных дискуссий. И о том, что депутаты должны быть честны с избирателями - как не вспомнить об этом перед выборами.
Как сообщил замминистра финансов Илья Трунин, правительство готовит поправки к закону об оценочной деятельности. В правительстве считают, что закону не хватает “корректной методологии государственной кадастровой оценки”. Переводя на русский, население обложили налогом, сумму которого невозможно даже нормально подсчитать.
Тему перехода на кадастровый способ налогообложения часто поминают в паре с другим недавно введенным косвенным налогом - взносами на капитальный ремонт многоквартирных домов. В некоторых регионах эти сборы практикуются уже около двух лет. Правительство считает, что такие обязательные взносы позволят полностью избавиться от аварийного жилья. Размер взноса исчисляется исходя из занимаемой собственником площади, но каждый регион может регулировать ставку самостоятельно. Систему сборов часто называют “общим котлом” - поскольку нет отдельных счетов, закрепленных за каждым домом, и региональный оператор взносов, в теории, может распределять деньги между домами как ему заблагорассудится.
В конце прошлого года группа депутатов Госдумы заявила, что сборы на капремонт противоречат Конституции: как раз из-за “общего” принципа. В середине декабря эту позицию поддержал замгенпрокурора Александр Буксман, который направил негативный отзыв на закон в Конституционный суд. Правда, 24 февраля стало известно, что этот отзыв был, извините, отозван самим чиновником - “с учетом необходимости дополнительной проработки вопроса”. К слову, по счастливому совпадению, жалобы депутатов КС должен рассмотреть уже 3 марта.
18 февраля вопрос о капремонте обсуждали члены парламента. Так, комитет СФ по федеративному устройству предложил... ввести обязательную разработку проектно-сметной документации при проведении работ по капремонту. Сейчас, выходит, нет даже такого требования. По крайней мере, на федеральном уровне.
“Будущее не за “общим котлом”, а за специальными счетами - по счету на каждый дом, - настаивает председатель думского комитета по жилищной политике Галина Хованская. - В настоящее время у граждан существуют опасения, что со средствами может что-то случиться. Такого быть не должно”.
Замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис считает нужным принять общие для регионов правила формирования взносов. Это относится к еще одной важной претензии к закону: жители соседних регионов с более-менее одинаковыми доходами могут платить за капремонт существенно разнящиеся суммы.
Если коротко, на заседании предлагали вещи разумные, теперь над ними рекомендовано подумать правительству. Но еще разумней было бы продумать все это до того, как принимать законы. Кое-что принципиально новое предложила Валентина Матвиенко. Она считает, что капитальный ремонт в многоквартирных домах можно было бы проводить на кредитные средства: “Такие кредиты должны выдаваться на льготных условиях. Государство в лице федеральных и региональных органов власти должно субсидировать проценты по ним”.
И то верно: у государства, особенно у “региональных органов”, сейчас и других забот-то нет, кроме как субсидировать чужие долги. А нас хлебом не корми, дай только взять лишний кредит. В целом же ситуация напоминает мрачный анекдот, когда таракану отрывали лапки, чтобы понять, что он “без ног не слышит”. В нашем случае роль лапок играют доходы россиян.
С 2015 года для жилых домов и помещений, гаражей, машиномест, незавершенных жилых домов и хозстроений федеральная налоговая ставка составила 0,1%. Регионы могут понижать ее до 0% либо повышать до 0,3%.
Для иных зданий, строений, помещений, сооружений ставка составила 0,5% от кадастровой стоимости, для недвижимости кадастровой стоимостью свыше 300 млн рублей, торговых и офисных центров - 2%.
Как напоминает “КоммерсантЪ”, налог на недвижимость первой из перечисленных категорий должен расти на 20% в год.
С вопросом о том, как переоценка кадастровой стоимости земли повлияла на финансовое состояние профсоюзных организаций, “Солидарность” обратилась к лидерам территориальных профобъединений.
- После переоценки кадастровой стоимости земли и имущества цена увеличилась в несколько раз. На наш взгляд, необоснованно. Налог стал занимать высокий процент от общей годовой сметы. Чтобы сэкономить средства на выплату налогов, федерации приходится серьезно урезать социальные программы. Продавать же имущество сейчас невыгодно. Да и вряд ли кто купит - в связи с кризисом рынок очень тихий. Мы будем подавать документы на переоценку кадастровой стоимости. Конечно, работаем и с правительством - стараемся убедить, что мы социально направленная организация, защищаем права трудящихся на уровне региона и нуждаемся в особых условиях.
- Мы в свое время выкупили землю под нашими объектами, так что вопрос кадастровой оценки для нас стоит очень остро. Суммы повсеместно завышены. По этому поводу ведется масса судебных дел по стране, в 30 - 40% случаев суд соглашается с доводами заявителей. Нужно совершенствовать федеральное законодательство и установить минимальную ставку налога на землю хотя бы для спортивных и оздоровительных объектов. У нас она может варьироваться от 0,3% до 1,5% от кадастровой стоимости объекта. Например, для нашего санатория “Васильево” 1,5% - это больше 10 млн рублей в год. Такой налог не покроет и годовая прибыль санатория! Вопрос налога на землю сейчас решается на уровне муниципалитетов, мы выходим на местное руководство, доказываем, что наши объекты выполняют социальную и оздоровительную функцию, и для них налог надо считать исходя из минимальной ставки.
- По некоторым объектам после переоценки стоимость снизилась, по другим - увеличилась. Снизилась прежде всего там, где площади оформлены как земли поселения. Это связано с тем, что у нас в основном эксплуатируются объекты оздоровления, спорта и административные здания, для которых предусмотрены значительные льготы. Так что здесь мы даже выиграли. А подорожали земли особо охраняемых природных территорий - там, где санатории. Мы выразили несогласие с оценкой, отправили данные в Москву, но ответа пока нет.
- Увеличение кадастровой стоимости земли и имущества - боль, с которой нам пока не удалось справиться. В первую очередь, мы не согласны с результатами оценки. Зачастую кадастровая стоимость превышает рыночную в полтора-два раза! Как пример - в одном из наших административных зданий есть подвал площадью в тысячу квадратных метров… Зайти туда можно только согнувшись, находиться долго невозможно. А в оценку подвал вошел как полноценный офисный объект. Его цена, по версии оценщиков, около 40 млн рублей. Надо делать переоценку. Очевидно, что введение налогового платежа в 2% от кадастровой стоимости подорвет финансовые возможности нашей организации. Мы старались убедить губернатора, областное правительство, законодателей в том, что для профобъединения необходимо предусмотреть льготные ставки по оплате налогов на землю и имущество, но пока безрезультатно. 10 марта будем встречаться с председателем областного заксобрания и, конечно, поднимем и этот вопрос.
- Применительно к тем объектам ФНПР, которых касается новый порядок уплаты налога на имущество, сумма налоговых платежей, конечно, увеличилась. Трудно с ходу привести данные по всей стране, поскольку в каждом регионе порядок налогообложения несколько разнится. Сумма может зависеть от таких факторов, как назначение и площадь объекта, или от того, сколько площадей сдается в аренду. Если говорить об имуществе в Москве, то под новый порядок подпало несколько объектов ФНПР - в том числе часть штаб-квартиры на Ленинском, д. 42. По новым правилам нужно было бы платить в два раза больше, чем в 2014 году. Но здесь надо сказать, что московские власти пошли навстречу профсоюзам и установили налоговую льготу. Вместе с тем арендные платежи за земельные участки, которые связаны с недвижимым имуществом профсоюзов, увеличились в четыре раза. В общем же по Москве в прошлом году ставка налога на имущество, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости имущества, составила 1,2% от кадастровой стоимости, в этом году - 1,3%, а в следующем году будет 1,4%.
Опрос провел Александр Кляшторин
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно