Top.Mail.Ru
Статьи
Закон - “Сайга”?

Две истории о механическом правосудии

Закон - “Сайга”?

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Все чаще законопослушный россиянин сталкивается с ситуацией, когда “правовые механизмы” - не просто бездушные железки, но и орудия вымогательства.

ОШИБКА РЕЗИДЕНТА

У меня есть старый товарищ, Володя Десятов. Живет он на Шаболовке. Этот район относится к Центральному административному округу Москвы. По правилам, установленным несколько лет назад, парковка на любом пятачке земли там стоит бешеных денег. Но для “резидентов”, то есть людей, которые живут в округе постоянно, предусмотрена льготная схема. Можно платить 3000 рублей в год и парковаться у себя под окнами.

Володя так и поступил. При этом, как часто бывает, москвич Десятов зарегистрирован по другому адресу. Квартира на Шаболовке юридически принадлежит его жене Любе. Она и оформила “резидентское” разрешение на мужнину машину.

И вот однажды в сентябре прошлого года Десятов заехал на “старую” квартиру, по адресу своей постоянной регистрации, чтобы забрать почту. Он так делает каждый месяц. Но в этот раз в почтовом ящике его ждала целая пачка извещений о заказных письмах. Получив эти письма на почте, Володя узнал, что оштрафован на 40 тысяч рублей за 16 фактов (2500 руб. х 16) нарушения правил дорожного движения.

Десятов удивился. Машину он водит аккуратно, дорожные правила нарушает редко. Но дальше было еще интересней. Прилагавшиеся к штрафным протоколам фото фиксировали в качестве “криминала” факт нахождения десятовского автомобиля у дома на Шаболовке. Того самого, где мой товарищ мирно проживает с детьми и супругой. И где аккуратно оплачивает резидентскую парковку.

Примчавшись в офис беспощадной организации АМПП (Администратор московского парковочного пространства), Десятов узнал, что разрешение на парковку “приостановлено”. С какой стати? “По причине имеющихся неоплаченных штрафов ГИБДД”. Каких штрафов? Откуда они взялись? Десятову объяснили, что еще в 2016 году, во время его автопутешествия по России, камеры ГИБДД в Самаре и Пензенской области зафиксировали четыре допущенных им мелких нарушения ПДД (заезд за стоп-линию, превышение скорости, нарушение разметки), что неудивительно при поездках по незнакомым маршрутам.

При этом уведомление о “провинциальном” нарушении ПДД Володя получил лишь в 2017 году - и только одно. И тут же заплатил штраф. Что за ним числятся еще три непогашенных штрафа, Десятов не знал. Не знал и о том, что сведения об этих штрафах из Самары и Пензы, минуя самого нарушителя, попали в базу московского ГИБДД и дали возможность беспощадной организации АМПП приостановить действие годового парковочного резидентского разрешения. Таков суровый московский закон. А Владимира ни о чем не известили, хотя при оформлении резидентского разрешения он, кроме почтового адреса, указывал и телефон, и адрес электронной почты.

И вот, стало быть, пока машина Десятова стояла у дома на Шаболовке практически без движения весь август и полсентября, автомобиль АМПП исправно объезжал территорию и фиксировал на фото факт парковки. Которая, по мнению чиновников АМПП, перестала быть законной. А сотрудники парковочной организации так же исправно оформляли постановления о нарушении Десятовым ПДД и выписывали ежедневные штрафы в 2500 рублей.

Мой товарищ пытался объясниться с парковщиками. Доказывал им, что все это недоразумение. Они с товарищем не спорили. Отвечали “если хотите, идите в суд”.

Володя собрал все нужные документы (16 комплектов, по каждому штрафу отдельно - так требует закон) и отправился в Симоновский суд Москвы. Обжаловал там постановление АМПП. После этого стал ждать решения суда. Надеялся получить его почте. Но не получил.

Тогда он принялся ходить в Симоновский суд и требовать, чтобы это решение ему вручили уже лично, в руки. Ведь предусмотренные законом сроки давно прошли. Но Десятову каждый раз говорили “ждите”. Попытки добиться приема у судьи, который вел дело, многочасовые высиживания под дверью его кабинета в очереди из таких же незадачливых истцов и ответчиков тоже ни к чему не привели. Разве что обогатили жизненный опыт Владимира. “Я уже третий раз из Краснодара сюда приезжаю, - рассказал Десятову один из сидельцев.  - И все без толку. Мне бы уже хоть какого-то решения дождаться”.

А потом с банковского счета Владимира стали исчезать деньги. Кто-то списывал от 2500 до 5000 рублей в день. Оказалось, что это взялись за работу судебные приставы. Начали взыскивать с “резидента” штрафы, не дожидаясь решения суда.

Или приставам решение поступило, а заявителю нет? Так бывает? Люди в очереди рассказали Десятову, что еще как бывает… Он побежал к приставам и узнал, что там сегодня действует упрощенная процедура взыскания денег с населения. Приставам достаточно постановления об административном правонарушении. Далее срабатывает автоматизированная процедура. Она местами явно нарушает закон, зато сильно упрощает работу приставов. Деньги теперь взыскивает “правовой механизм”. Ему не важно, виновен ли гражданин, пытается ли он через суд оспорить административное решение. Арестовывают счета и списывают деньги не люди, а роботы.

Но это лишь присказка, читатель! Десятову объяснили, что в случае неисполнения им решения суда (которое наш герой к тому времени не получил на руки) парковщики имеют право взыскать с него дополнительный штраф в двойном размере. То есть к 40 тысячам добавить еще 80. А судебные приставы имеют право взыскать за свою работу по тысяче рублей за каждый штраф. Это еще 16 тысяч. Всего, стало быть, 40 + 80 + 16 = 136 тысяч рублей.

Десятов не стал дожидаться такого развития событий Он заплатил 40 тысяч, но при этом не отказался от мысли добыть-таки решение суда и подать на него апелляцию.

БРАТКИ В МУНДИРАХ И МАНТИЯХ

Вторая история куда драматичнее. О ней много писали. Вы тоже, наверно, помните: в Карелии случилась беда. В детском оздоровительном лагере погибли 14 школьников из Москвы. Как всегда бывает в таких случаях, при разборе полетов обнаружились возмутительные негодяйства.

Оказалось, что этот лагерь находится на территории частного и убогого “парк-отеля”. Корпуса тесные, летом они переполнены, поэтому детей то и дело посылают в турпоходы. Трагедия случилась как раз во время одного из них. Подростков отправили в лодках на острова, несмотря на штормовое предупреждение. Ветер усилился, лодки перевернулись, дети утонули.

После этого вдруг открылось, что хозяйка всей шарашкиной конторы постоянно выигрывает московские тендеры на оказание услуг по оздоровлению детей из малоимущих семей. Каждый год она получает по результатам этих побед 40 - 50 млн рублей из бюджета российской столицы. На детей (для них отдых бесплатный) тратит едва ли половину. Остальные деньги, судя по всему, “пилятся”.

Но тендеры при этом проходят по строгим, подробно расписанным регламентам. Все податели заявок анонимны. Они “зашифрованы”, чтобы исключить влияние человеческого фактора. Заявка до последней буквы должна соответствовать техническому заданию, составленному заказчиком. Побеждает участник, предложивший минимальную цену.

В общем, перед нами вроде бы безупречные механизмы. А на практике часто выходит так, что добросовестные податели заявок не допускаются до торгов. Поскольку их заявки не соответствуют техзаданию. Его объем иногда составляет полторы-две сотни страниц убористого текста. Даже если речь идет о ремонте детской дворовой площадки. Чтобы учесть все иезуитские требования ТЗ, надо точно знать, где там каверзы и подножки.

В итоге в финал выходят две компании. Как правило, не чужие друг другу. Одна из них в ходе торгов предлагает космическую цену, а другая - чуть пониже, стратосферную. И вы- игрывает тендер.

При этом российская система госзакупок - самая электронная в мире. Она гораздо электроннее, чем в США или Германии. Но толку-то.

Кто-то скажет, что ситуация напоминает ему басню “Мартышка и очки”. Однако вряд ли это верная аналогия. Наша мартышка гораздо хитрее крыловской...

Что объединяет две эти истории? Упование на “механизмы”. Лет тридцать назад, устав от произвола партийных чиновников, дорогие россияне уверовали в “институты” (о них отдельный разговор) и в “механизмы” - рыночные и правовые. Вот начнут в стране работать “механизмы”, и жизнь наладится. Но оказалось, что таких рычагов и колесиков, которые сами все за нас сделают, не существует. Воспетый либералами “частный интерес” - это на самом деле простая человеческая жадность, злой кипяток, который может выполнять нужную работу, если помещен в крепкий стальной кожух, а может разнести вдребезги все вокруг и ошпарить ни в чем не виноватое население. Как и случилось у нас в 90-е. Следить за котлом должен именно “человеческий фактор”, то есть люди с совестью, с чувством меры и гражданской ответственности. Еще лучше - люди, боящиеся Бога. Без человеческого фактора “рыночные механизмы” превращаются в орудие убийства детей.

“Механическое правосудие” в российских судах тоже вряд ли результат только равнодушного следования букве закона. Довольно часто эта букву нарушают сами “правоохранители” - и всегда безнаказанно. Российские суды становятся или уже стали машиной по выколачиванию денег из населения. Ведь цены на нефть больше не растут. А верхнему российскому начальству надо откуда-то брать миллиарды на подвиги в Сирии, на мундиаль, на новые дворцы и яхты себе любимым, на высокие зарплаты чиновникам. Вот оно, начальство, и дает “вниз” негласные команды: придумывайте подлые петлистые “правила”, трактуйте их так, чтобы доить, доить и еще раз доить законопослушное население.

И “нижние” придумывают, трактуют и доят! Еще один яркий пример на эту тему - “дачная амнистия”. Жили-были мирно садоводы и дачники, возделывали свои клочки земли, строили там избушки на куриных ножках, а кто мог - и домики покрепче, и платили только ежемесячные взносы в СНТ, садовое некоммерческое товарищество. Но тут власти предложили “амнистию”. Дескать, зарегистрируйте свои наделы и строения и спите, граждане, спокойно. Многие поверили, оформили все по закону и… оп-па! Вместо вменяемого и экономически обоснованного взноса в СНТ получи теперь налог на недвижимое имущество, да начисленный по такой кадастровой оценке, что дух захватывает. В разы, а то и на порядок этот кадастр превышает рыночную стоимость имущества. Смирись, гражданин, и плати, ибо в противном случае автоматизированные приставы начислят еще и штрафы.

Российские “правоохранители” при этом все больше становятся похожими на бритоголовых братков, тех, что в 90-е выколачивали деньги из мелких бизнесменов. Уже и по виду не всегда отличишь... Так получилось, что мой товарищ Володя Десятов хорошо знает данную тему. Думал, что она ушла в прошлое. Но, кажется, поспешил с выводами.

…Как-то во время очередного забега по судам, банкам, офисам приставов и парковщиков Володя услышал по радио историю о стрельбе на кондитерской фабрике “Меньшевик”. Помните? Там на директора повесили “долг” в два с половиной миллиона. Директор не смог доказать свою правоту в суде. И когда приставы явились на фабрику, чтобы свершить “механическое правосудие”, открыл по ним стрельбу из охотничьего карабина “Сайга”.

Корреспондент взволнованно вел репортаж с места события. Мой товарищ, легкой рысцой преодолевая московские сугробы и слушая эти подробности, на пару секунд глубоко задумался. А потом побежал дальше.

Автор материала:
Виктор Шацких - Закон - “Сайга”?
Виктор Шацких
E-mail: info@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика