Top.Mail.Ru
Статьи
Здорово и сердито

Президенту рассказали о проблемах здравоохранения

Здорово и сердито

Фото: Николай Федоров / "Солидарность"

Общероссийский народный фронт провел 6 - 7 сентября форум “За качественную и доступную медицину”. Медики и активисты обсуждали проблемы отрасли. В первый день на тематических секциях обсудили пять отдельных вопросов. А на второй день узнать о результатах дискуссий явился президент России Владимир Путин. Он попытался защитить реформу здравоохранения, пообещал разобраться в нескольких историях “на местах” и согласился подумать над методикой расчета средней зарплаты. За встречей из пресс-центра форума наблюдал корреспондент “Солидарности”.

НА МЕДФРОНТЕ НЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН

К форуму “За качественную и доступную медицину” активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) готовились весь год. Проводились мониторинги, обрастали подробностями доклады, писались письма, формулировались предложения о том, “как нам обустроить здравоохранение”.

И 6 сентября в московском Экспоцентре “600 врачей, пациентов, ученых, фармпроизводителей, гражданских активистов, экспертов, журналистов, руководителей профильных министерств и ведомств” (если верить пресс-релизу организаторов) разбились на пять групп, чтобы в последний раз сверить позиции перед встречей с президентом. Но если судить по второму дню форума, то иного пациента трудно отличить от врача, журналиста от эксперта, а гражданского активиста от ученого. И только руководителя профильного ведомства ни с кем не перепутаешь.

Как бы то ни было, обсудить успели, кажется, все, что можно. И оптимизацию отрасли, и подготовку кадров, и лекарства с технологиями, не говоря уж о “проблеме сохранения нации”. Даже про “устойчивость и развитие” не забыли. Хотя формулировка “устойчивость развития”, наверное, не оставила бы участникам секции такого же трудного выбора, как между “стабильностью” и “модернизацией”, к примеру.

О первом дне форума, в отличие от дня второго, корреспондент “Солидарности” судит по документам, доступным в сети. В частности, по письменным и видеоотчетам, размещенным на сайте ОНФ. Так вот, в видеопрезентации доклада “Состояние российского здравоохранения за 10 лет” сообщается, что за этот период наблюдается “значительный прогресс и высокие показатели” (чего именно - пока непонятно). При том что с 2013 года “есть негативные тенденции” (где именно, слава богу, тоже не совсем ясно).

Зато из презентации становится ясно, и даже очень, что только за последние три года в области здравоохранения было дано 185 поручений - одними чиновниками, в том числе президентом, другим чиновникам, а также ответственным лицам. И хотя к настоящему времени 108 из поручений должны уже быть исполнены, до конца довели только 69. Тенденция это или нет, можно узнать опытным путем: дать еще столько же поручений на следующие три года и сравнить результаты.

О деньгах, конечно, тоже говорилось. О больших - с уважением, а о зарплатах врачей - с сомнением. Так, “состояние российского здравоохранения за 10 лет” оценивается в 18,5 трлн рублей. Безоговорочное лидерство в любом списке Forbes. Что касается зарплат, то с 2005 года у врачей они выросли примерно в четыре раза - с 6 до 24 тысяч рублей в месяц. ОНФ ссылается на данные Росстата по среднемесячной зарплате, и в графике обозначен рост номинала. Но в заголовке утверждается, что выросла именно реальная зарплата. Графика изменения инфляции представлено не было.

По данным активистов ОНФ, тысячи единиц закупленного “модернизационного” оборудования простаивают, сотни фельдшерско-акушерских пунктов закрыты, а десятки тысяч больничных коек - “сокращены”. Удивительно, как при этом умудрились увеличиться рождаемость, естественный прирост населения и продолжительность жизни. Однако наши врачи могут, кажется, все. Кроме как работать с новыми хитрыми агрегатами, из-за чего, как утверждается, те и простаивают.

При этом сам факт закупки около 400 тысяч единиц современного оборудования был признан несомненным успехом. К успехам ОНФ также относит увеличение числа “высокотехнологичных” операций в пять раз и постройку более сотни перинатальных центров. А материнская, младенческая и детская смертность, как отмечается, достигла в прошлом году своего исторического минимума. (Не потому ли так зашевелились в последнее время противники абортов?)

ОПТИМИЗИРОВАТЬ ОПТИМИЗАЦИЮ

Градус дискуссии по вопросам здравоохранения, в свою очередь, достиг, без всяких сомнений, своего исторического максимума. Это произошло 7 сентября, когда в нее вступил Владимир Путин. (То есть на момент написания материала градус уже снова был так себе.) В дни форума в Экспоцентре проходила выставка медицинских технологий, лекарств и оборудования, а посреди выставки располагался закрытый павильон, который президент и украсил своим присутствием.

Впрочем, Владимир Путин ничуточки не выставлялся - наоборот, скромно присел в первом (самом нижнем) ряду круглого зала и дал высказаться всем, кому дал. Глава государства был виден “фронтовикам” как на ладони. Сами “фронтовики” вместе с президентом были как на ладони для журналистов, которые наблюдали за происходящим из пресс-центра, расположенного в соседнем помещении. Представители СМИ, таким образом, оказались в непривычном для себя положении - когда ты президента видишь, а он тебя нет. Впрочем, давно пора нам быть ближе к народу.

- Разумеется, важнейшая из тем - это подготовка кадров и социальные гарантии, уровень заработной платы медицинских работников. Все это должно быть в гармонии между теми, ради кого медицинские работники трудятся, и между людьми, которые получают эти услуги, - выразил уверенность Владимир Путин.

По всему выходило, что трудятся медики вовсе не ради тех, кто получает их “услуги”. Но если так нужно для гармонии, то почему бы и нет. Причем президент попал в точку: треть врачей и пациентов считают очень болезненными проблемы плохой организации приема и очередей в больницах. Так что расстановка пациентов по фэншую действительно могла бы помочь.

- Я подозреваю, что сегодня к вам будет больше предложений, чем вопросов, - предупредил Владимира Путина сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы, а заодно кинорежиссер Станислав Говорухин. И, чуть помедлив, добавил: - И это правильно, наверное...

Вопросов действительно было мало: делегаты форума все больше рассказывали и предлагали. Николай Говорин, заслуженный врач и сопредседатель штаба ОНФ в Забайкальском крае, сообщил господину Путину, что в 2013 году Россия впервые вошла в число благополучных стран в глобальном рейтинге оценки здравоохранения. И как раз благодаря показателям смертности, рождаемости и так далее, о чем говорилось выше. Однако, не стал скрывать доктор Говорин, “благополучная демографическая траектория сделала определенный крен”:

- Мы потеряли [в 2015 году] на 27 тысяч людей больше, чем за аналогичный период прошлого года, - уточнять рамки периода докладчик не стал.

Но лечение прописал: принятие “очень срочных продуманных, энергичных мер по анализу причин и устранению этих проблем”. Принимать ли меры до либо после еды, осталось неясным, но если лекарство сочетает в себе срочность и продуманность одновременно, его разработчикам можно только позавидовать. Как и прямоте доктора Говорина, который в глаза рассказал президенту, что думает о проводимой тем десять лет реформе здравоохранения:

- Здравоохранение после проведения реформ под названием “оптимизация” стало напоминать своеобразное горлышко (что бы это ни значило. - П.О.). Хотя “оптимизация” - это поиск лучшего. Но в сознании и врачей, и населения сегодня термин “оптимизация”, может быть, даже имеет какое-то и противоположное значение, - высказался “фронтовик”. - Объединение поликлиник привело к тому, что снизилась доступность для населения приема у врачей-специалистов. Людей беспокоит нехватка врачей-специалистов, возрастает роль платных услуг в медицине, возникают очереди пациентов.

Николай Говорин также отметил, что в условиях проводимых реформ происходит сокращение большого количества специалистов, причем при имеющемся дефиците кадров. Наверное, неслучайно подготовку кадров он назвал “наиболее серьезной проблемой”. Хотя ей, подготовке, по идее, следовало бы быть задачей. Под конец своей речи доктор выступил за наложение моратория на оптимизацию здравоохранения.

- Если где-то происходит оптимизация, это еще не признак беды, - тоже без обиняков ответил Владимир Путин.

И, как всегда, оказался прав. С той лишь оговоркой, что оптимизация - это не “еще” не признак, а “уже” не признак беды. Собственно, для многих медиков это сама беда и есть.

ЖУЛИКИ - ЭТО ЕСТЕСТВЕННО

Елена Чеснокова, мать четверых детей из Кирова, пожаловалась Владимиру Путину на рост доли платных медицинских услуг. К узкому специалисту в государственной клинике попасть сложно, нужно записываться за месяц-полтора. Ждать столько больной ребенок не может, и приходится обращаться в платную клинику. К тому же государственные “очень плохо технически оснащены”.

Однажды Елена с ребенком попала к ортопеду. Тут бы порадоваться, но ортопед заверил ее, что “в условиях данной клиники” квалифицированный прием он провести не сможет. Потому что из всех инструментов у него “только сантиметровая лента”. И предложил записаться на прием к нему же, но только в платную клинику. (В этом месте рассказа господин Путин улыбнулся и кивнул: дескать, как же, как же, знакомая схема.) В итоге обследование было пройдено за 500 рублей (что для многодетной семьи немало). Фокус в том, что предприимчивый ортопед, взяв за прием деньги, не использовал для осмотра даже той самой сантиметровой ленты. И за что было заплачено 500 рублей, вообще непонятно.

- Это просто вымогательство, он вас заставил заплатить - вот и дело с концом, - сообщил Елене Владимир Путин. Для Елены это, конечно, было откровением.

Далее слово предоставили Сергею Бурындину, журналисту из Еврейской автономной области (ЕАО). В этот момент коллеги в пресс-центре пожалели о том, что не вступили в ОНФ. Или что не приехали на форум из Еврейской автономной области. Но Сергей и в одиночку коллег не посрамил, был прямее “дорожной карты” по “майским” указам:

- С внедрением одноканальной системы финансирования [здравоохранения] получилось так, что многие чиновники, которые контролируют финансовые потоки, создают финансовые организации и замечательно осваивают эти деньги. Таким образом, из системы обязательного медицинского страхования уводятся очень большие деньги, - заявил он.

И, подобно Елене из Кирова, за примером в карман не полез. В ЕАО, рассказал Сергей, в свое время была создана “замечательная” организация, которая заменила собой государственную в области лабораторных исследований. (Ушла государственная лаборатория, на ее месте появилась частная, пояснил журналист. То есть речь не идет о конкуренции между государственным и частным сектором.) В результате цены повысились, а качество, наоборот, упало. К тому же, утверждает Сергей, в отчетной документации лаборатории завышается объем оказанных услуг, “тем не менее Фонд медицинского страхования все эти вещи оплачивает”.

- Мы неоднократно пытались привлечь внимание Росздравнадзора к этой ситуации, но на все наши обращения реакции никакой не было, - констатировал журналист.

Причем накануне, 6 сентября, проблема была обнародована прямо на площадке форума и прямо в присутствии министра здравоохранения Вероники Скворцовой и руководителя Росздравнадзора Михаила Мурашко, и те подтвердили, что о проблеме знают. А она, оказывается, существует уже 12 лет. Позже журналист спросил у зама Мурашко (у кого из троих, не уточнил): доколе? Тот якобы ответил, что “нужно решение сверху”, и был таков.

Владимир Путин был неумолим: он сказал (почти гарантировал), что рядом с государственными средствами жулики будут вертеться всегда, и “это естественно”. Тот самый случай, когда диагноз можно считать приговором. Но на всякий случай президент спросил “сверху” (хотя сам сидел внизу) у руководителя Росздравнадзора:

- А какие вам нужны указания сверху, чтобы деньги не тырили у народа?

Руководитель стал подробно рассказывать о том, что еще в прошлом году его ведомство провело в ЕАО проверку, выявило нарушения и направило результаты проверки в прокуратуру. Местный профильный руководитель даже лишился должности (и, судя по выступлению Бурындина, благополучно перешел в региональное отделение Росздравнадзора). Но на прямой вопрос президента господин Мурашко так и не ответил. И это понятно: ведь “указания сверху” нужны были не господину Мурашко, а его заместителю. А уж чьи именно - тут и президент догадается.

КОГО МЫ ЛЕЧИМ

Много было еще выступлений в Экспоцентре 7 сентября. Целая, так сказать, экспозиция. Производитель лекарств рассказывал, что оптовикам и аптекам “откровенно неинтересно” работать с дешевыми препаратами - “так построена система наценок”. Сказал, что ему понятно, как эту систему можно поменять. Но остальным рассказывать почему-то не стал, готов “поделиться через Фронт” (как будто сейчас выступал где-то в тылу).

Врач из Томска жаловалась на рекламу лекарств, из-за которой каждый больной “сам себе доктор”. Рекламу, считает она, нужно как-то контролировать. Путин согласен, но как бы эту рекламу и вовсе не убить... Не надо кошмарить антидепрессанты, в общем. А надо производить отечественные препараты, и к 2018 году их доля на рынке должна составить 90%. На этих словах президента телеоператор почему-то показал главу думского комитета по труду Ольгу Баталину. В ее взгляде мне почудился страх.

Владимир Путин вспоминал слова, услышанные им раньше от участников форума: “Страховую медицину нужно заканчивать и переходить к прямому бюджетному финансированию”. Бурные овации. Вспомнил другие слова участников форума: “Если сделаем это, то вообще обрушим всю медицину”. Бурные овации. Хотелось заглянуть в зал, крикнуть: “Запеканка!” - и получить свою порцию аплодисментов.

Страховые компании не выполняют страховые функции. Контрольные тоже не выполняют. Есть предложения?.. Нет специалистов на новое оборудование? - Не может такого быть!..

Глава Росуглепрофа Иван Мохначук говорил, как всегда, только о том, что знает: о проблемах шахтеров. Последние могут быть спокойны - их профлидер (дай бог ему здоровья!) будет говорить о том же, кажется, и на слете пчеловодов.

Председатель ФНПР Михаил Шмаков пытался научить президента считать среднюю зарплату - исходя из одной ставки (для медиков это животрепещущая проблема в контексте лукавой отчетности по “майским” указам, см. предыдущий номер). Власти на местах, утверждает Шмаков, пытаются изменить саму методику подсчета среднего заработка в регионах или отдельных секторах экономики - чтобы среднее значение было ниже и не надо было бы платить медикам “лишнее”. Президент назвал Трудовой кодекс КЗоТом и обещал подумать.

Что можно сказать по итогам медицинского форума наверняка, так это то, что вице-премьер Ольга Голодец лечится в “любимых клиниках” России, а министр финансов Антон Силуанов имеет счет в Российском коммерческом банке. Раз об этом их спросил Владимир Путин, то, скорее всего, не врут. У самого Владимира Путина тоже спросили, где он лечится.

- Я стараюсь не лечиться, - деликатно ответил глава государства.

Может быть, и потому, что, по словам господина Путина, “уровнем оказываемых ими услуг” недовольны даже врачи Центральной кремлевской больницы.

Автор материала:
Павел Осипов - Здорово и сердито
Павел Осипов
E-mail: p-osipov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика