Фото: Spencer Platt/Getty Images
Принудительная вакцинация от COVID-19, которую ввел президент в желании покончить с пандемией и снять барьеры для восстановления экономики, вызвала ожесточенные споры в американском обществе на всех уровнях. Штаты подают в суд на федеральное правительство, под соусом «альтернативного мнения» цветет дезинформация, и даже профсоюзы не имеют общего мнения по поводу прививок.
В пятницу, 12 ноября Апелляционный суд США по Пятому округу (включает штаты Миссури, Луизиана и Техас) назвал директиву президента Байдена о принудительной вакцинации «ошеломляюще широкой… универсальной кувалдой, которая не учитывает различия между работниками на рабочих местах».
Ранее 10 штатов, в которых генеральными прокурорами являются республиканцы и только в одном – демократ, но при губернаторе-республиканце, подали иски в суд на федеральное правительство. Ядро этих исков соответствует процитированному выше заключению суда: директива о вакцинации, которая коснется примерно 100 млн американских работников, вмешивается в компетенцию штатов и тем нарушает Конституцию США, обладает слишком широким размахом, не различает работников по характеру их деятельности.
«Общественным интересам служит сохранение нашей конституционной структуры и сохранение свободы отдельных лиц принимать исключительно личные решения в соответствии со своими собственными убеждениями, даже - или, возможно, особенно - когда эти решения расстраивают правительственных чиновников», - также написал в своем заключении судья Курт Энгельгардт.
Людей раздражает и подозрительно быстро появившаяся вакцина, и принудительный характер вакцинации. Причем публика готова ответить с энтузиазмом на любую историю, которая подтвердит ее страхи. Малоизвестный канадский сайт «Консервативный Бобр» 5 ноября сообщил об аресте исполнительного директора Pfizer Альберта Бурлы. Якобы ФБР арестовало его за «роль в обмане клиентов по поводу эффективности вакцины от COVID-19», или попросту за то, что глава корпорации Pfizer уколу собственной сывороткой предпочел поддельный сертификат о вакцинации. 20 тыс. пользователей Facebook за один день перепостили эту новость. По данным веб-метрики сайта Alexa, «Консервативный Бобр» 4 ноября занимал 460 390-е место среди веб-сайтов, которые участвуют рейтинге, после этой новости он к 14 ноября поднялся на 168 889-ю строчку.
«Бобр» и раньше публиковал фейковые новости – с легкой руки авторов сайта Барак Обама был арестован по обвинениям в шпионаже. Да, новость об аресте Бурлы была фейком, но публика в социальных сетях редко проверяет и сопоставляет факты.
Эта история подчеркивает не только опасение перед насильно навязываемой прививкой (причем именно этой – остальные прививки, да и вообще лекарства не вызывают такой бурной отповеди), но и легитимирует практику покупки поддельных сертификатов – даже глава Pfizer себе купил, главное не попадаться! В Австралии в социальной сети Instagram даже запустили рекламу с предложением продажи поддельных сертификатов.
Но, естественно, покупатели попадаются. Рабочих Санитарного управления Нью-Йорка уличили в использовании поддельных сертификатов. Подробности расследования не разглашаются, но есть основания полагать, что не только конспирологические теории и увлечение альтернативной медициной заставили тратить кровные доллары на фейковые сертификаты, без которых не допустят до работы. Городским службам «Большого яблока» были поставлены весьма сжатые сроки для вакцинации. В итоге так и получилось – уличенные работники были отстранены от работы без оплаты.
Но как ни прозаично, за спиной армии антипрививочников стоят свои лидеры: ведь это тоже рынок, и в альтернативной медицине есть свои – и весьма немалые – деньги. Остеопат Джозеф Меркола был назван недавно самым влиятельным распространителем ковид-диссидентской информации.
Меркола, конечно, не простой остеопат, поднявшийся на гребень волны с приходом COVID-19 в нашу жизнь. Он уже давно один из самых популярных сторонников альтернативной медицины, автор двух бестселлеров по версии The New York Times (даже отрицательная рецензия в NYT говорит о том, что на автора обратили внимание), вышедших в 2003 и 2006 годах, а его сайт по данным Similarweb – самый популярный в категории «Альтернативная медицина». Меркола опубликовал в Facebook более 600 статей, которые ставят под сомнение вакцины от COVID-19.
В своей маркетинговой стратегии Меркола использует страхи публики. Его мастерское умение использовать периоды неопределенности и сомнений в свою пользу позволяет зарабатывать в своей индустрии миллионы долларов. Статус доктора тоже помогает делать заявления, которые с легкостью распространяются по Сети среди тех, кто с наукой разбираться не хочет, хоть их и нетрудно опровергнуть с научной точки зрения.
Для полноты картины важно не столько то, что Меркола одной рукой разоблачает чиновников и фармкомпании, а другой загребает прибыль с продажи БАДов с недоказанной эффективностью. Важно то, что в момент подъема серьезной антипрививочной волны нашли и вытащили на всеобщее обозрение «главного злодея-дезинформатора».
- Все должны быть вакцинированы, - сказала новый президент AFL-CIO Лиз Шулер, - только так мы сможем вернуть экономику.
И хотя Шулер стоит во главе крупнейшей профсоюзной федерации, это не значит, что она говорит от лица всех профсоюзов. Полицейские и пожарные с самого начала выступали против принудительных прививок, многие другие профсоюзы заняли более осторожную позицию – выступают не против прививок, а против огульной поголовной обязательности в пользу приоритета решения работника. Объясняется это тем, что профсоюзы вынуждены прислушиваться к своим членам – организованные рабочие на предприятии периодически голосуют за то, продолжают ли они делегировать права на представительство этому профсоюзу или хотят найти другой.
Профсоюзы оказались зажаты между двумя своими прямыми обязанностями. Представительская функция заставляет их не просто считаться с мнением рабочих, а недвусмысленно брать его за основу своей политики, иначе они потеряют свой главный ресурс. Но в то же время профсоюзы выступают за безопасность на рабочих местах, а без вакцинации гарантировать если не прекращение распространения вируса, то хотя бы кардинальное снижение путей распространения невозможно.
Все, что можно сказать дальше, – очевидно. Пока высок уровень заболеваемости, ни о каком восстановлении экономики речи нет. «Великий отказ» рано или поздно закончится, когда спрос на рабочую силу найдет новый баланс с предложением. Но в таких отраслях, как туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, развлечения, этого не произойдет до тех пор, пока люди не почувствуют себя в безопасности.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно